Виды и источники возникновения логистических издержек
Логистические затраты представляют собой денежное выражение использованной рабочей силы, средств и предметов труда, финансовые затраты и различные негативные последствия форс-мажорных событий, которые обусловлены продвижением материальных ценностей (сырья, материалов, товаров) на предприятии и между предприятиями, а также поддержанием запасов.
Для логистических затрат характерны:
* распределение по различным группам затрат, классифицируемым по традиционным аспектам (видовому и количественному);
* высокая и часто возрастающая доля в совокупных расходах предприятия;
* изменчивость величины в различные периоды времени;
* разделение ответственности за их возникновение между множеством организационных звеньев и рабочих мест, из которых складывается организационная система;
* трудоемкость мероприятий, связанных с определением их общего объема и предполагающих выполнение большого количества учетных и расчетных операций.
В соответствии с практикой учета все затраты обобщают по трем целевым направлениям:
* калькулирования себестоимости и оценки запасов (материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции), определения прибыли;
* принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования;
* осуществления контроля и регулирования.
Номенклатура элементов одинакова для всех предприятий. Как известно, производственные затраты, образующие себестоимость продукции, состоят из следующих элементов:
* материальных затрат;
* затрат на оплату труда;
* отчислений на социальные нужды;
* амортизации основных средств;
* прочих затрат.
К издержкам обращения относят затраты на выполнение операций, связанных с реализацией товаров, точнее, с расходами по транспортировке, хранению, доработке, фасовке товаров, заработной плате торговых работников, отчислениями в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизацией основных фондов и нематериальных активов и др.
Чистые издержки обращения - это расходы, связанные с куплей-продажей товаров, рекламой, осуществлением учета в денежной форме и т. д. и необходимые для превращения стоимости из товарной формы в денежную. Они не увеличивают ценность товаров.
Дополнительные издержки обращения обусловлены продолжением в сфере обращения таких процессов обслуживания, как транспортирование товаров, хранение товарных запасов, доработка, фасовка и другие операции, связанные с доведением потребительной стоимости до требуемого потребителями уровня. Эти затраты входят в себестоимость товаров.
На издержки обращения оказывают влияние факторы, которые можно условно разделить на три группы:
1) общеэкономического характера (например, рост товарооборота);
2) экономико-организационные (например, укрупнение торговых предприятий и их специализация, введение новых, наиболее рациональных способов продаж);
3) связанные с техническим прогрессом (совершенствование технологии и применение новейшей техники в отраслях, обслуживающих торговлю, в том числе транспорт, связь, автоматизация фасовки и упаковки и др.). Ниже представлен состав затрат, которые обычно включаются в издержки обращения:
* транспортные расходы;
* затраты на оплату труда;
* отчисления на социальные нужды;
* расходы на аренду и содержание зданий и сооружений;
* расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;
* расходы на ремонт основных средств;
* износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП);
* расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
* расходы на рекламу;
* затраты по оплате процентов за использование займов;
* расходы на тару;
* прочие расходы.
Для управления конкретными логистическими процессами (в том числе транспортировкой, закупкой, запасами) необходимо знать факторы, учитываемые при оптимизации определенных решений. Например:
* при расчете оптимального объема поставляемой партии необходимо знать:
- затраты на формирование запасов и/или затраты на заказ;
- затраты на поддержание запасов;
* при расчете уровня резервного (гарантированного) запаса необходимо знать:
- издержки при исчерпании запаса;
- затраты на поддержание запасов;
* при выборе транспортных средств необходимо знать транспортные затраты при использовании различных видов транспорта.
На величину логистических затрат влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относят: масштабы деятельности предприятия; уровень сложности структуры его ассортимента и, соответственно, структуры применяемых материалов; производственную структуру и организацию процессов физического продвижения материалов на предприятии; объем поддерживаемых запасов; финансовую ситуацию и ее влияние на уровень и тенденции изменения логистических затрат.
Внешние факторы - прежде всего определяемые рынком экономические параметры и система функционирования экономики.
К внешним факторам, влияющим на логистические затраты предприятия, чаще всего относят:
* определяемый рынком уровень стоимости внешних логистических услуг (в частности, транспортных и информационных услуг, экспедирования, хранения и т.п.);
* ставку кредитования сторонних капиталов, привлекаемых для финансирования запасов (возможности предприятия влиять на размер ставки ограничены и лежат в пределах нескольких процентных пунктов, обсуждаемых в ходе переговоров с банком);
* ставку налога на недвижимость (применительно к складским зданиям и сооружениями, а также к земельным участкам, занятым под склады и хранилища);
* ставку транспортного налога;
* экологические платежи за пользование окружающей природной средой (если они касаются логистических процессов);
* амортизационные нормы для материальных компонентов основных средств (эти нормы определяют амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в логистических системах);
* ставки начислений на выплаты из фонда социального страхования и прочих аналогичных фондов, в которые предприятие обязано перечислять соответствующие финансовые средства (эти денежные выплаты входят в состав затрат на содержание трудовых ресурсов, участвующих в логистических процессах).
Затраты на физическое продвижение материалов на предприятии, непосредственно связанные с ЛС, предопределяются:
* масштабами технической инфраструктуры физического продвижения;
* трудовыми ресурсами, задействованными в процессах продвижения;
* использованием в транспортных и манипуляционных процессах материалов, особенно топлива и энергии;
* прочими факторами.
Затраты на физическое продвижение материалов Сn состоят из:
* амортизационных отчислений (А) по основным средствам, используемым в логистических процессах:
* затрат (СМ) на использованные материалы, топливо и энергию как сумма затрат на использование отдельных видов этих материальных факторов;
* прочих расходов на продвижение (Спр), к которым относятся, в частности, суммы налогов на недвижимость и транспортные средства, причем величина этих расходов влияет на налогооблагаемую базу или уровень налогообложения (например, площадь земельного участка, занятого складами и транспортными путями, стоимость складских зданий и сооружений определяют величину налога на недвижимость; ставки налога на транспортные средства зависят от имеющихся на предприятии видов и типов этих средств).
Затраты на физическое продвижение материалов представляют собой внутренние расходы предприятия. В эту группу также можно включить расходы на внешние (в частности транспортные) услуги (СТР):
Затраты на физическое продвижение материалов происходят на всех трех фазах продвижения, если эти фазы (закупка, производство, дистрибьюция) реализуются на предприятии. Они возникают прежде всего в управлениях (отделах) (в том числе внутреннего и внешнего транспорта). Эти затраты частично имеют относительно постоянный характер, а частично оказываются переменными. К переменным затратам относят:
* затраты на использованное топливо;
* затраты на внешние транспортные услуги, которые в общем случае прямо пропорциональны либо объему эти услуг (в т-км), либо длительности работы транспортных средств.
Затраты на запасы можно подразделить на:
* затраты на формирование запасов;
* затраты на поддержание запасов;
* издержки в результате исчерпания запасов.
Затраты на формирование запасов включают затраты на физическое формирование запасов и затраты на информационные процессы, непосредственно связанные с закупкой материалов. Затраты на формирование запасов могут иметь изменчивый характер. Некоторая их часть, прежде всего затраты на закупки, оказывается прямо пропорциональной размерам самих закупок, в частности, если эти размеры выражаются в физических единицах. Затраты на информационные процессы и, главным образом, на содержание отделов закупки остаются относительно постоянными.
Затраты на закупки, особенно транспортные затраты, в некоторых случаях перекладываются на поставщиков. Такая ситуация предопределяется массовостью поставок и их капиталоемкостью, которая также зависит от расстояния (плеча) поставки.
Затраты на поддержание запасов представляют собой затраты на запасы sensustricto - в собственном смысле слова. Их можно разделить на три основные группы:
* затраты на привлечение капитала для финансирования запасов;
* затраты на хранение;
* издержки на компенсацию старения запасов.
Затраты на привлечение капитала для финансирования запасов отражают альтернативный доход, который могли бы принести эти капиталы в случае, если бы они не оказались замороженными в запасах. Для финансирования запасов предприятия привлекают как собственный капитал, так и привлеченный. Затраты, связанные с привлечением капитала, определяются уровнем процентной ставки, которую предприятие платит кредитору. Этот вид затрат отражается в балансе предприятия. Затраты, связанные с использованием собственного капитала, не отражаются в балансе. Однако это не означает, что они не должны учитываться при расчете эффективности использования капиталов, привлекаемых для финансирования деятельности предприятия. Мерой таких затрат может быть условная процентная ставка по вложенным капиталам, поскольку в противном случае (т.е. при отсутствии собственных средств) потребовалось бы прибегнуть к банковскому кредиту. Эта ставка определяет минимальный уровень рентабельности сторонних капиталов, привлекаемых для финансирования запасов. Затраты на привлечение капитала для финансирования запасов имеют переменный характер и определяются произведением среднего уровня запасов за отчетный период и средней процентной ставки.
Затраты на хранение тесно связаны со складскими функциями, важнейшими из которых являются: складирование запасов и манипуляции, заключающиеся в приемке запасов на склад, их размещении и выдаче. Для реализации первой функции необходимы соответствующие складские площади и объемы, а также складское оборудование. Период складирования запасов может использоваться для проведения дополнительных мероприятий, например, консервации, маркировки и комплектации. Сфера охвата функции манипуляции зависит, в первую очередь, от анализируемого объекта (конкретный склад, группа складов, все складское хозяйство предприятия).
Процесс хранения связан с определенными затратами. При классификации затрат по складским функциям можно выделить затраты на складирование и манипулирование, связанное с продвижением. Затраты на хранение включают:
* амортизацию компонентов основных средств, используемых на складах;
* материалы, топливо и энергию для реализации складских функций;
* оплату труда с соответствующими начислениями;
* сторонние услуги;
* прочие выплаты денежных средств, например, налоги на недвижимость, на транспортные средства.
Издержки выполнения заказов потребителей обычно состоят из издержек на учетные операции (составление накладной, запись в журнале, информация о положении дел и т.д.), зарплаты работников склада, занятых обработкой заказов, издержек на упаковку и транспортирование.
Несмотря на изменение издержек при колебаниях интенсивности спроса, они не зависят от стратегии управления запасами. Поэтому их не учитывают при определении издержек, которые меняются с изменением стратегии функционирования системы. Одновременно издержки, связанные с дефицитом запасов, зависят от стратегии функционирования, поскольку именно она определяет, какое время в системе наблюдается дефицит запасов.
Собственно издержки, связанные с дефицитом, определить трудно. Однако если на складе отсутствуют запасы, то теряется покупательский спрос на продукцию (т.е. покупатель в будущем может вести дела с кем-нибудь другим), а значит и прибыль.
Издержки по сбору и обработке данных связаны с получением информации о спросе на продукцию, учетом продукции, расходами по прогнозированию ожидаемого спроса и т.д. Использование этих данных необходимо при поиске приемлемой стратегии функционирования складской системы, при этом критерием выбора может служить минимум издержек при достижении заданных качественных параметров складской системы.
Затраты на информационные процессы (сбор, обработку данных, управление) включают затраты на:
* амортизацию информационной техники и программного обеспечения (их годовой объем рассчитывается как произведение стоимости имеющегося технического и программного обеспечения на среднюю норму амортизации);
* материалы и энергоресурсы, необходимые для реализации информационных процессов;
* трудовые ресурсы с учетом соответствующих начислений;
* сторонние услуги, особенно информационные и телекоммуникационные (передача и распространение данных);
* прочие расходы, например, арендные и лизинговые выплаты за пользование информационной техникой.
Затраты на информационные логистические процессы на предприятии рассматриваются по фазам: затраты на фазе закупки (снабжения), производства и дистрибьюции (сбыта). Поскольку эти фазы связаны с организационной структурой предприятия, они могут учитываться в балансах соответствующих подразделений и в бюджетах по местам возникновения.
Инкотермс 2010, DDP
словия поставки DDP Инкотермс 2010 - «Delivered Duty Paid» («Поставка с оплатой пошлины» указанное название места назначения) означает, что продавец предоставит прошедший экспортную и импортную таможенную очистку, и готовый к разгрузке с прибывшего транспортного средства товар в распоряжение покупателя в указанном месте назначения. Продавец обязан нести все расходы и риски, связанные с транспортировкой товара, включая любые сборы для экспорта из страны назначения и для импорта в страну назначения. Под словом «сборы» здесь подразумевается ответственность и риски за проведение таможенной очистки, а также за оплату таможенных формальностей, таможенных пошлин, налогов и других сборов.
Термин DDP может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки. Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки берет на себя обязательство обеспечить самому или организовать перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.
Условия поставки DDP не могут применяться, если продавец прямо или косвенно не может обеспечить выполнение импортных таможенных процедур для ввоза товара. Если стороны согласились об исключении из обязательств продавца некоторых из расходов, подлежащих оплате при импорте (таких, как налог на добавленную стоимость — НДС), это должно быть четко определено в контракте купли-продажи.
Экзаменационный билет №26
1. Глобальные транспортные системы -глобальная совокупность национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками. Эта система обладает мощной материально-технической базой, которая развивается и совершенствуется за счет масштабных инвестиций, обеспечивающих устойчивые темпы роста перевозок и повышение качества транспортных услуг.
Примерно 75% общей протяженности мировых транспортных коммуникаций (без учета морских линий) приходиться на автомобильные дороги; 16% на линии гражданской авиации; 4% на трубопроводы, 3% на железные дороги; 2% - на судоходные реки и каналы.
Страны и континенты имеют разную степень оснащения транспортными коммуникациями. Наиболее густая сеть в Западной Европе и Северной Америке. Хуже оснащены транспортными коммуникациями страны Азии и Африка.
В целом мировой объем перевозок грузов и пассажиров постоянно увеличивается. Заметно изменилось распределение перевозок между видами транспорта. Например, доля трубопроводного транспорта в общемировом грузообороте увеличилась в 2 раза (11%). В освоении мирового пассажирооборота воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного (составляет соответственно 9 и 11%).
Морской транспорт в мировой транспортной системе играет ведущую роль (80% всего грузооборота мировой торговли).
Речной транспорт – ежегодно перевозится более 1,5 млрд.т груза, но в связи с конкуренцией с автомобильным транспортом наметилась тенденция к сокращению объемов перевозок.
Железнодорожный транспорт – общая протяженность железных дорог 42 основных стран мира составляет 915 тыс.км. (перевозится более 3,7 млрд.т.груза). В мировом масштабе увеличение объемов железнодорожных перевозок не ожидается из-за конкуренции с автомобильным транспортом. Отмечено сокращение протяженности железных дорог на 100 тыс.км в общемировом значении. При этом протяженность электрифицированных линий возросла в три раза.
Автомобильный транспорт- мировой парк автомобилей постоянно растет и динамично развивается объем перевозок. По мнению экспертов, расчетная цифра 160млн. единиц к 2010 году будет ежегодно увеличиваться на 4-4,5%. Примерно 75% общей численности грузового автомобильного парка приходиться на страны Западной Европы и Северной Америки.
Воздушный транспорт – бурное развитие за последние 10 лет: выросла протяженность трасс почти вдвое и объем перевозок по ним пассажиров и грузов в 2 раза.
Почти 90% грузооборота мирового воздушного транспорта приходится на промышленно-развитые страны.
Трубопроводный транспорт – общая мировая протяженность достигла 450 тыс.км. Самыми крупными странами-владельцами нефтепроводов являются США и Россия.
2. Материальные запасы в логистике материальные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления
Создание запасов всегда сопряжено с расходами. Перечислим основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:
· замороженные финансовые средства;
· расходы на содержание специально оборудованных помещений;
· оплата труда специального персонала;
· постоянный риск порчи, хищения.
Наличие запасов - это расходы. Однако отсутствие запасов - это тоже расходы, только выраженные в форме разнообразных потерь. К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов, относят:
· потери от простоя производства;
· потери от отсутствия товара на складе в момент предъявления спроса;
· потери отНеобходимость создания материальных запасов
Перечислим основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы.
Возможность колебания спроса (непредсказуемое снижение интенсивности выходного материального потока). Спрос на товар подвержен колебаниям, которые не всегда можно точно предугадать. Поэтому, если не иметь достаточного страхового запаса, не исключена ситуация, когда платежеспособный спрос не будет удовлетворен, т.е. предприниматель рискует остаться без товара на прилавках и отпустить клиента с деньгами и без покупки.
Сезонные колебания спроса некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского хозяйства. Например, урожай картофеля в России убирается в начале осени. Потоки же этого корнеплода идут по товаропроводящим цепям круглый год. Следовательно, где-то должен накапливаться запас.
Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов (некоторые наши соотечественники хранят дома сравнительно большие запасы продовольствия именно по этой причине).
Спекуляция. Цена на некоторые товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создает запас с целью получения прибыли за счет изменения рыночной цены.
Снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа. Процесс оформления и доставки каждого нового заказа сопровождается рядом издержек:
· издержки административного характера, связанные с поиском поставщика, проведением переговоров с ним, командировками, междугородными переговорами и т.п.;
· издержки на транспортировку заказа.
Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса.
Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое снижение интенсивности входного материального потока). В этом случае запас необходим для того, чтобы не остановился торговый процесс, что особенно важно для товаров, играющих значимую роль в формировании прибыли предприятия торговли.
В производстве незапланированная остановка процессов наиболее опасна для предприятий с непрерывным циклом производства.
Снижение издержек, связанных с производством единицы изделия. Можно выпускать изделия малыми партиями, по мере возникновения спроса. Тогда запасы будут небольшими, однако постоянные переналадки производства лягут бременем на себестоимость единицы изделия. Другой путь - выпустить одну большую партию и держать готовый продукт в запасе. В этом случае расходы, связанные с запуском изделия в производство, распределяется на большое количество изделий, что может снизить себестоимость единицы даже при возросшем запасе.
Возможность равномерного осуществления операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения колеблется в соответствии с изменениями интенсивности производства. Наличие запасов в системе распределения позволяет осуществлять процесс реализации более равномерно, вне зависимости от ситуации в производстве.
закупки мелких партий товаров по более высоким ценам.
3. Способы снижения логистических затрат на предприятии
нередко значительные резервы по сокращению затрат находятся именно в складской логистике. Например, часто используется устаревшее оборудование для контроля качества сырья. На одном из предприятий это приводило к тому, что принималось сырье с параметрами, не соответствующими требованиям технологии. В результате нарушался производственный процесс и увеличивались затраты как на использование данного сырья, так и на электроэнергию. Незначительные инвестиции в покупку новых приборов позволили добиться существенного сокращения затрат на производстве и выстроить эффективную претензионную работу с поставщиком.
На другом предприятии из-за нехватки складского персонала и ограниченного времени на прием и разгрузку вагонов не проводилось взвешивание всех вагонов с поставляемым сырьем. Выборочные проверки показали, что недовес по вине поставщика мог составлять до 10%. С учетом общего объема закупок предприятия потери были намного существеннее, чем заработная плата работников склада.
Бывает, что из-за недостатка оборудованных складских площадей сырье может храниться без соблюдения необходимых условий – например, под открытым небом. В результате изменяются физико-химические свойства сырья, и нарушается технология производства. Это может вести за собой увеличение объема сырья, требуемого в производственном процессе, или рост использования других ресурсов (например, электроэнергии), или, в худшем случае, брак продукции.
Транспортная логистика
Очень часто неэффективно организована логистика предприятия – как внешняя (доставка сырья или готовой продукции), так и внутренняя (перемещение по территории предприятия). Проблемы, с которыми мы сталкивались на практике, как правило, связаны с неэффективным использованием транспортных средств (низкая загрузка).
Например, предприятие, самостоятельно организуя работу с клиентами, определяет минимальный объем продаж, но не всегда оговаривает минимальный объем поставки. Последнее важно, потому что стоимость доставки иногда очень существенно влияет на доходность заказа. Так, один из наших клиентов самостоятельно организовывал поставки продукции как крупным дистрибьюторам, так и мелким розничным фирмам. Из-за недозагрузки транспортных средств при розничных поставках средняя доходность заказа по сравнению с поставками дистрибьюторам падала на 8–12%. После проведенного анализа ряду партнеров было предложено либо перейти на обслуживание у дистрибьюторов, либо использовать самовывоз, либо оплачивать доставку.
Во внутренней логистике проблемы связаны с неоптимальным маршрутом движения сырья или незавершенной продукции. К примеру, на одном предприятии сырье и материалы выгружались для проведения входного контроля, затем их везли через всю территорию предприятия для подготовительной обработки, а потом они еще раз транспортировались по территории завода для подачи в цех. Из-за такой организации логистики предприятие не только несло дополнительные затраты на ГСМ, но и теряло сырье при погрузке и транспортировке.
На некоторых предприятиях затраты на транспортную логистику удавалось сократить за счет на первый взгляд не самых очевидных решений. Так, на одном из предприятий водители ездили обедать на машинах, на которых работали. Так было всегда, и ни у кого это вопросов не вызывало. Однако, поскольку большую часть автопарка составляли грузовые автомобили и тракторы, стоимость таких обедов оказывалась для предприятия довольно значительной. После несложных расчетов руководство предприятия нашло простой способ существенной экономии: приобрело микроавтобус и стало возить на нем водителей на обед.
Закупки
Даже если в компании хорошо регламентированы тендерные процедуры, это не приводит автоматически к оптимизации затрат на закупки. Причины не только в откатах и коррупции, что, наверное, нигде еще не удалось полностью исключить. Проблемы зачастую скрываются в самой организации процесса, и именно за счет ее пересмотра можно добиться снижения затрат.
Устранение излишней формализации. Иногда, пытаясь ввести максимальную степень регулирования и контроля закупок, получают обратный эффект: деятельность отдела закупок сводится к формальному сбору и заполнению огромного количества бумаг. При этом забывают, что основная обязанность сотрудников, участвующих в процессе закупок, – найти поставщика с наиболее выгодными условиями (цена, качество, условия поставки и оплаты) и заключить с ним договор. Часто в ходе выполнения проектов мы видим, что в крупных компаниях на каждое заседание тендерных комитетов выносится по 15–20 закупок. Это значит, что сотрудники службы закупок тратят огромное количество времени на подготовку тендера, сбор и обработку полученных от поставщиков документов и сравнительный анализ поставщиков. При этом детально разобрать каждую из закупок все равно физически невозможно из-за недостатка времени.
Чаще всего только очень ограниченное количество закупок действительно нуждается в детальном анализе и специальном рассмотрении. Для всех остальных необходимо определить приоритетных поставщиков, которые обеспечивают основные объемы поставок на наиболее выгодных условиях. Кроме приоритетных поставщиков, должны быть выбраны несколько альтернативных; это исключит риски, связанные с тем, что поставщик – один. На заседание тендерного комитета в этом случае выносится вопрос не об отдельной закупке, а о выборе приоритетных (и альтернативных) поставщиков и утверждении (пересмотре) условий работы с ними. Таким образом, сотрудники службы закупок концентрируются на ключевой функции – подборе поставщиков, чьи условия наиболее выгодны.
Улучшение координации между производственно-техническими службами и службой закупок.Значительного эффекта в плане сокращения затрат можно добиться за счет совместной работы производственно-технических служб и службы закупок. Технические специалисты могут дать альтернативные варианты требований к закупаемым материалам, комплектующим, запасным частям и т. п., а также определить, как необходимо изменить производственные показатели при изменении характеристик закупаемых материалов. Это поможет еще на начальном этапе планирования закупок и выбора поставщика понять, к какой комбинации цены и качества нужно стремиться для оптимизации всех производственных затрат. Кроме того, большая координация предотвратит появление неликвидных запасов, так как закупаться будет лишь то, что необходимо для производства (или ремонта) и отвечает технологическим требованиям.
Независимая оценка действующих условий работы с поставщиками и поиск потенциальных поставщиков. Служба внутреннего аудита или независимая компания должна провести анализ рынка и поиск потенциальных поставщиков. Сначала анализируются открытые источники информации для составления наиболее полного перечня потенциальных поставщиков и определения общего уровня цен и условий поставок. Затем с некоторыми потенциальными поставщиками проводятся дополнительные переговоры о возможных ценах и условиях
Функции склада
Любой склад обрабатывает. по меньшей мере. тои вида материального патока: →входной;
→выходной;
→внутренний.
К основным функциям склада1 относят:
→преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т. д. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту;
→складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов;
→ преобразование материальных потоков: расформирование одних грузовых партий или грузовых единиц и формирование других, распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание;
→унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии "меньше, чем вагон" или "меньше, чем трейлер, что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства;
→предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей, например:
• подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т. д.);
• проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
• придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);
• транспортно-экспедиционные услуги и т. д.
Экзаменационный билет № 27
1. Потребительская стоимость товараэто совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.
Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).
Сложность оценки потребительной стоимости заключается, во-первых, в отсутствии единицы оценки и, во-вторых, в том, что у каждого человека свой уровень потребностей и соответственно своя оценка потребительной стоимости. Однако примерно оценить ее все же можно, хотя и условно.