Классификация логистических издержек.

Термин издержки принято использовать в торговле.

Издержки обращения – выражение в денежной форме совокупных затрат живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителя. Различают чистые и дополнительные издержки обращения.

Чистые издержки обращения – вызваны существованием товарно-денежных отношений и связаны со сменой форм собственности, они не увеличивают стоимость продукции, товаров.

Дополнительные издержки обращения – увеличивают стоимость проданной продукции, связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся: транспортные издержки и издержки хранения.

Транспортные издержки – затраты на транспортировку продукции и товаров от места производства до потребителя; выполняются как собственным транспортом, так и транспортными компаниями. Они включают оплату транспортного тарифа, других сборов транспортных компаний, затраты на содержание собственного транспорта, затраты на погрузочно-разгрузочные работы, экспедирование грузов, плата за хранение в пути следования и др. Транспортные издержки являются дополнительными издержками, они связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Издержки хранения – вид издержек обращения и логистических издержек; затраты связаны с обеспечением сохранности продукции и товаров. Они являются дополнительными издержками и носят производительный характер, но только при хранении нормативного объема запасов и путей для непрерывного процесса производства. Включают в себя: затраты на содержание складов (амортизация), з/п складского персонала + страховые взносы, недостачи в пределах норм естественной убыли, управленческие расходы и др.

Сократить расходы на хранение можно путём ускорения оборачиваемости запасов.

К об. = выручка / средняя стоимость товара за период

К об. в разах = себестоимость продажи / средняя стоимость товара за период

(сколько оборотов совершают затраты относительно себестоимости/выручки)

К об. в днях = 365 / К об.

Влияние логистики на эффективность фирмы зависит от того, как реализуется логистика.

В торговле логистические издержки занимают большой удельный вес, можно выделить группы управленческих решений, связанные с логистикой, которые влияют на финансовые результаты компании:

1) использование рабочей силы, средств и предметов транспорта;

2) платежи компании, которые включаются в издержки либо в прочие расходы: налог на имущество, платежи за природные ресурсы (земельный налог);

3) уменьшение активов компании в результате неэффективности логистики: штрафы, которые уплачены за несвоевременные поставки;

4) упущенная прибыль, например, когда на складе нет товара, который пользуется спросом.

В практике учёта, анализа, как отельного вида затрат, выделяют логистические издержки – это затраты на выполнение логистических операций. Они включают в себя: издержки обращения и часть издержек производства.

Логистические затраты выражаются в руб. и представляют собой затраты трудовых, материальных, информационных ресурсов и связаны с доставкой товаров до потребителя.

Для логистических затрат характерно:

− распределение по различным группам;

− высокая доля в общих затратах компании;

− изменение величины в разные периоды времени;

− распределение ответственности за возникновение затрат между отделами компании;

− трудоёмкость расчёта общего объёма затрат и распределение их по группам товаров.

в бухгалтерской отчетности компании, которая является публичным документом, логистические издержки не отражаются, они входят в показатель «себестоимость продажи». Так как логистические издержки отражаются в бух.отчетности только как элементы других показателей, то их сложно анализировать.

В экономической литературе содержится различная классификация логистических затрат (логистических издержек), её можно представить в виде схемы:

1. Прямые логистические затраты (затраты на оплату транспорта и использование производственных факторов) – отражаются в учёте как производственные, прежде всего, это затраты на оплату транспорта, топлива, амортизации и др.

2. Форс-мажорные затраты – связаны с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, теракт, наводнение и пр.

3. Упущенная потенциальная выгода (упущенная прибыль) – её определяет менеджер компании, она не отражается в налоговом и бух.учёте.

По целевому назначению логистические издержки в сфере торговли делятся на:

− издержки на содержание товарных запасов – прямо зависят от объёма запасов: затраты на содержание складов, арендная плата, страхование складских запасов, оборудование складов и т.д.;

− реализация товарной продукции: на получение запасов, оформление заказов, договоров, комиссионное вознаграждение посреднику, транспортные издержки и т.д.

В анализе, в статистике величина издержек может быть представлена абсолютной суммой (в руб.), может быть представлена натуральным показателем (площадь складских помещений) либо относительным показателем (уровень издержек).

Уровень логистических издержек = ∑ издержек / товарооборот * 100%

Уровень издержек показывает удельный вес издержек в продажной цене товара. Например, по данным РосСтата уровень издержек в розничной торговле в РФ составляет 18-20%.

Для отдельных компаний уровень издержек рассчитывается по видам товарооборота, например, для оптовых компаний в товарооборот включаются складской и транзитный оборот; для розничной компании в товарооборот включается продажная стоимость товара.

Логистические издержки объединяют в группы:

1) Операционные логистические издержки – затраты на выполнение логистических операций по функциям (перевозка, хранение, складская переработка, прием и обработка запасов и т.д.).

2) Затраты, связанные с администрированием логистических систем (управленческие).

3) Затраты на компенсацию логистических рисков (страхование).

4) Капитальные затраты, связанные с замораживанием оборотного капитала в запасах.

Многие авторы разделяют логистические издержки следующим образом:

1) деление затрат по фазам;

2) деление затрат по местам возникновения затрат;

3) деление по связям затрат с основным компонентом логистических процессов;

4) деление по структуре затрат;

5) деление в зависимости от объема запасов;

6) деление при принятии управленческих решений.

Классификация
По видам затрат По фазам происхождения и местам возникновения затрат По основным компонентам логистических процессов
1. материальные затраты (амортизация, потребление материалов, энергии, топливо, з/п, сторонние услуги) 1. затраты на фазе снабжения (отдел снабжения, склады, транспортный отдел) 1. затраты на продвижение товара
2. нематериальные затраты (нематериальные услуги, обязательные платежи à налоги) 2. затраты на фазе производства (отдел управления производством, отдел внутреннего транспорта) 2. затраты на запасы
3. прочие затраты (чрезвычайные (потери) влияют прямо на финансовый результат компании) 3. затраты на фазе реализации (отдел продаж, коммерческий отдел, склады, транспортный отдел) 3. затраты на … процессы

Подробная классификация логистических издержек позволяет компании создавать формы внутренних отчетов, которые составляют отдел логистики, коммерческий отдел, отдел продаж. Фактические затраты, которые отражены в отчетах, сравнивают с плановыми, далее проводят анализ причин отклонений. Уровень издержек и их абсолютная сумма могут быть ключевыми показателями (KPI) для логиста компании. На основе выполнения KPI решается вопрос о материальном стимулировании. Должностные инструкции логистов должны предусматривать составление внутренних отчетов в определенные директором компании сроки. Компания должна снижать логистические затраты. Этого можно достичь следующими способами:

− увеличить транзитный товарооборот

− увеличить складские запасы и таким образом увеличить их оборачиваемость

− для транспортировки товара привлекать сторонний транспорт

− снизить з/п и численность персонала

На величину логистических затрат влияют внутренние и внешние факторы.

Внутренние факторы: масштабы деятельности компании, структура ассортимента, объем поддерживаемых запасов, финансовая ситуация в компании и т.д.

Внешние факторы: уровень стоимости логистических услуг, который определяется рынком, ставка налога на имущество и земельный налог, транспортный налог, амортизация, ставка по кредитам и займам, ставка страховых взносов и т.д.

Затраты на продвижение материалов в компании непосредственно связаны с логистикой и состоят из:

− А амортизационные отчисления

Амортизация по основным средствам, которая используется в логистических процессах = Цена основных средств (начальная стоимость основных средств) * Норма амортизации

− затраты на трудовые ресурсы (L)

L = n * Lср

n – численность работников

Lср – средняя з/п с учетом страховых взносов

− затраты на использование материалов (См)

См = М + Т + Э + Мпр

М – стоимость материалов

Т – стоимость топлива

Э – стоимость энергии

Мпр – стоимость прочих материалов

− прочие расходы на продвижение (налоги) (Спр)

Тогда затраты на продвижение материалов представляют собой внутренние расходы компании, к которым добавляются внешние расходы:

С = A + L + См + Спр + Стр

Затраты на продвижение материалов происходят на всех фазах: закупка, производство, продажа. Как правило, эти затраты имеют постоянный характер.

В логистических системах выделяют затраты на запасы, которые состоят из: затраты на формирование запасов, затраты на поддержание запасов, затраты в результате исчерпания запасов.

Особое значение и большую долю в составе затрат в логистической системе имеют затраты, которые связаны с привлечением запасов:

− затраты на формирование запасов: связаны с закупкой материалов и товаров, исследование рынка, затраты на транспорт

− затраты на хранение: амортизация по основным средствам, з/п персонала, налог на имущество, оплата услуг сторонних компаний

− затраты на исчерпание запасов: их определяют только в управленческом учете – это упущенная прибыль, которую компания могла бы получить при наличии запасов

В разных компаниях при выборе стратегии управления запасами выделяют разные виды издержек, но есть 5 основных:

1. на закупки

2. на содержание запасов

3. связанные с выполнением заказов

4. на сбор и обработку данных складской системы

5. на покрытие дефицита запасов

Логистические издержки на уровне компании измеряются в абсолютных показателях – рублях (в бух. и налоговом учете), но есть относительные показатели, которые рассчитывают в статистике в анализе при планировании:

Уровень совокупных логистических затрат (доля, удельный вес) = ∑ логистических затрат / товарооборот (выручка) * 100 %

Уровень затрат на запасы = затраты на запасы / ∑ запасов * 100 %

Уровень логистических затрат в общих затратах компании = ∑ логистических затрат / ∑ общих затрат (себестоимость) * 100 %

Компания должна снижать логистические затраты путем:

− снижать объем запасов на складе

− снижать транспортные затраты

− автоматизировать складские процессы

− совершенствовать управление логистическими процессами

Планирование объема запасов

Компания должна планировать объем запасов, который позволяет создать страховой запас, чтобы удовлетворить спрос покупателей. Спрос на товары, как правило, в течение года неравномерный, поэтому если нет запасов на складе, то возникают логистические издержки: дополнительные расходы на выполнение заказа, потери заказа и заказчика.

Для расчета потерь, которые связаны с отсутствием товара в продаже, проведем расчеты:

V дефицита = V продаж ср * K нестабильности спроса

V дефицита – отсутствие товара (в руб)

V продаж ср – средние продажи товара за месяц, квартал, год (в руб)

K нестабильности спроса – показывает отклонение max продаж от средней величины

K нестабильности спроса = V продаж max / V продаж ср – 1

Компания должна устанавливать прибыльность / рентабельность продажи (R)

R продаж = (выручка – стоимость закупки) / стоимость закупки

R – рентабельность продаж

Товарооборот, ∑ потерь от дефицита товаров на складе м.б. представлена:

∑ потерь = V дефицита * Т деф. * R продаж

∑ потерь = V продаж ср. * K нестабильности спроса * Т деф. * R продаж

Т деф. – время дефицита (в днях), когда нет товара на складе

Для определения максимального запаса, при котором стоимость его хранения сравняется с прибылью от его продажи, получается, сумму страхового запаса сравним с суммой потерь.

∑ страх. запаса = V запаса * K заемн. * Т запаса

Т запаса – время хранения страхового запаса на складе

K заемн. – стоимость привлечения заемных средств для создания запаса

Если учесть, что ∑ потерь = ∑ хранения, то получим Vmax запаса:

Vmax запаса = (V продаж ср * K нестабильности спроса * Т деф. * R продаж) / K заемн. * Т запаса = (V продаж ср * K нестабильности спроса * R продаж) / K заемн.

Пример:

По итогам работы компании за 2 года K нестабильности спроса на Т = 0,3; стоимость привлечения займа = 12 %; K нестабильности спроса = 0,3 в год, т.е. 1 % в месяц; стабильность займа = 12 % в год или 0,01; R продаж = 10 % = 0,1.

Vmax = (V продаж ср * 0,3 * 0,1) / 0,01 = 3 V продаж ср

На практике: компания создает страховые запасы в V -10 – 20 % от средних продаж.

Бюджетирование

В компании д.б. планирование, которое связано с составлением смет. Сметное планирование сегодня называют бюджетированием. Сметное планирование обычных видов деятельности компании представляет собой совокупность действий по составлению бюджетов хозяйственных операций. Сметное планирование основано на принципах:

1) выбор целей, задач, сроков и средств их решения

2) сбалансированность

3) системность

4) последовательность

Сметное планирование – один из видов финансового планирования, которое рассчитано на краткосрочный период.

Бюджет обычных видов деятельности компании и ее частей – директивный финансовый документ (обязателен к исполнению), который отражает план доходов/расходов на определенный период времени.

На практике бюджетированием занимается финансовая служба и др. отделы компании. Основной частью бюджета на краткосрочный период является бюджет движения денежных средств.

Если разложить оперативный бюджет, то получим несколько бюджетов хоз.процессов.

Порядок составления бюджетов:

1. Бюджет продажи

2. Бюджет производства (в промышленности)

3. Бюджет коммерческих расходов

Дальнейшее разложение этих бюджетов делит их на:

1) Бюджет заготовления

2) Бюджет производства

3) Бюджет заработной платы

4) Бюджет общецеховых расходов

5) Бюджет общепроизводственных расходов

Наши рекомендации