На железнодорожном транспорте
Согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности» [1] категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств — отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий.
Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются порядком, утвержденным приказом Минтранса России от 21.02.2011 №62 [22].
Объекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, контактные линии, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные станции, метрополитена, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Транспортные средства железнодорожного транспорта — железнодорожный подвижной состав в значении, установленном Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Классификация потенциально опасных объектов осуществлена по иерархическому методу последовательным разделением множества объектов на подчиненные классификационные группировки. В качестве базового признака деления объектов на классы использован основной вид опасности объекта (радиационная, химическая и т.д.). Объекты разделены на следующие классы:
v радиационно опасные объекты;
v химически опасные объекты;
v взрыво- и пожароопасные объекты;
v опасные транспортные средства;
v опасные технические сооружения.
Деление объектов на классы является просто условным, так как чрезвычайные ситуации на многих объектах носят комплексный характер и вызывают различные поражающие факторы. Почему некоторые из объектов можно отнести к одному из двух разных классов. При классификации объектов с несколькими поражающими факторами следует учитывать, в первую очередь, доминирующий фактор.
Критериями категорирования объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств являются:
Ø степень угрозы совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, которая определяется на основании статистических данных о совершенных и предотвращенных АНВ в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
Ø возможные последствия совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, которые определяются на основании количественных показателей о погибших или получивших ущерб здоровью людей, об ущербе окружающей природной среде, материальном ущербе.
Говоря о категорировании объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, нельзя не обратить внимание на то, что согласно п. 5.7. Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 [21], субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение 3 месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ. Другими словами, субъект транспортной инфраструктуры должен в течение 1 месяца с момента получения уведомления о включении ОТИ в реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ найти уполномоченную организацию и договориться с ней о проведении оценки уязвимости своих категорированных ОТИ, потому как на проведение оценки дается 1 месяц и на утверждение оценки тоже дается 1 месяц.
Порядок установления количества категорий и критериев категорирования ОТИ и транспортных средств (ТС) компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности утверждены приказом Минтранса России от 21.02.2011 № 62 [22]. Рассматривается период последних 12 месяцев до момента категорирования. Категории присваиваются ОТИ и ТС
железнодорожного транспорта в зависимости от следующих количественных показателей:
¯ о совершенных и предотвращенных АНВ на территории Российской Федерации, в том числе в отношении категорируемых ОТИ (табл. 1.1) и ТС (табл. 1.2) железнодорожного транспорта;
¯ возможных погибших или получивших вред здоровью людей (табл. 1.3);
¯ возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде (см. табл. 1.3).
Таблица 1.1