В деятельность железнодорожного транспорта

Перечень потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств определены приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России), Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Министерствавнутренних дел Российской Федерации (МВД России) от 05.03.2010 г. № 52/112/134 [16].

Перечень содержит девять сценариев, по которым могут развиваться чрезвычайные ситуации. Среди них и угроза силового захвата транспортного объекта, и возможность разрушения, угроза нанесения различных повреждений персоналу, пассажирам или грузу, в том числе взрывом, химическим, биологическим или радиоактивным заражением.

Документ предусматривает угрозы постороннего вмешательства в работу любого объекта транспортной инфраструктуры — самолета, поезда, речного или морского судна, вокзала или аэропорта. Тут может быть все — захват заложников, минирование, шантаж, демонтаж и разрушение оборудования.

Перечень необходим для четкой классификации всех возможных рисков, чтобы выработать эффективные меры безопасности.

Президент своим Указом № 403 от 31.03.2010 г. [4] потребовал создать единый комплекс по обеспечению транспортной безопасности. Вся система должна быть создана до 1 января 2014 года. Ответственность возложена на Минтранс России.

Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (согласно приказу № 52/112/134 от 05.03.2010 г.):

1. Угроза захвата — возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры (далее — ОТИ) и/или транспортных средств (далее — ТС), установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

2. Угроза взрыва — возможность разрушения ОТИ и/или ТС или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела).

3. Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/ или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ) — возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить ОТИ и/или ТС, нанести им и/или их грузу повреждения.

4. Угроза поражения опасными веществами — возможность загрязнения ОТИ и/или ТС или их критических элементов опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

5. Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность захвата критического элемента ОТИ и/или ТС, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания.

6. Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС — возможность разрушения критического элемента ОТИ и/или ТС или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающее угрозу функционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

7. Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ)— возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств (взрывчатых веществ),которые могут разрушить критический элемент ОТИ и/или ТС или нанести ему повреждения, угрожающие безопасномуфункционированию ОТИ и/или ТС, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

8. Угроза блокирования — возможность создания препятствия, делающего невозможным движение ТС или ограничивающего функционирование ОТИ, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

9. Угроза хищения — возможность совершения хищения элементов ОТИ и/или ТС, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц.

Комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте (далее — комплексная система) создается в соответствии с Указом Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» [4].

Создание комплексной системы будет осуществляться путем реализации взаимосвязанных мероприятий в сфере транспортного комплекса, адекватных угрозам совершения АНВ в том числе террористической направленности, а также путем решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС).

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (далее — Программа) определяет принципы создания комплексной системы, порядок реализации Программы, ее ресурсное обеспечение, ответственных исполнителей, результативность и эффективность использования ресурсов, выделяемых на ее реализацию.

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию задач, которые обеспечивают формирование, развертывание, функционирование и развитие комплексной системы. Программа реализуется в рамках приоритетного направления деятельности Правительства Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности.

Реализация программы планируется в два этапа. Первый этап реализации Программы позволит обеспечить формирование комплексной системы и реализацию первоочередных мероприятий. На втором этапе планируется осуществить развертывание комплексной системы и дальнейшее ее развитие.

Реализация Программы предусматривает координацию действий и объединение сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и объектов транспортной инфраструктуры.

Требования по обеспечению

Транспортной безопасности

Требования по обеспечению транспортной безопасности, которые учитывают уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, разработаны в соот­ветствии со статьей 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» [1].

Требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты ОТИ и ТС железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения АНВ.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, которые учитывают уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС железнодорожного транспорта утверждены приказом Минтранса России № 43 от 08.02.2011 г.[21].

Требования регламентируют выполнение тех или иных организационных и инженерно-технических мероприятий. Выбор мероприятий зависит от категории объекта и уровней безопасности.

Так как требования по обеспечению транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры вне зависимости от формы собственности, то необходимо учитывать мнение представителей собственников объектов и транспортных средств, перевозчиков. Выполнение всех требований по обеспечению транспортной безопасности позволяет более эффективно обеспечить безопасность пассажиров и перевозимых грузов от АНВ.

Кроме требований по обеспечению транспортной безопасности определены мероприятия с установленными сроками их выполнения:

Ø обеспечение проведения оценки уязвимости объекта, утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости в течение 3 месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов и о присвоенной категории;

Ø разработка и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности объекта в течение 3 месяцев и его реализация в течение 6 месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости.

При формировании единой системы обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации реализуется закрепленный в Федеральном законе «О транспортной безопасности» принцип интеграции в международные системы безопасности, учитывается практика, наработанная международным сообществом в сфере безопасности цепи поставок и ориентированная на использование комплексного подхода, выявление и учет потенциальных угроз, применение принципов законности и непре­рывности.

Наши рекомендации