И «управление качеством» на транспорте

С появлением стандартов ИСО 9000 в конце 80-х годов за рубежом начался настоящий бум по формализации и доработки систем управления качеством. На железных дорогах России, в т.ч. в Дальневосточном регионе, с момента внедрения комплексной системы управления качеством транспортной продукции в 1978 году до момента выхода указания о совершенствовании системы управления качеством, прошло более 20 лет [2]. Исходя из этого по мнению авторов проведение анализа зарубежного опыта управления качеством для поиска оптимальных путей внедрения его на железнодорожном транспорте РФ своевременно и актуально.

В 1977 году для комплексного изучения категорий и показателей качества М.Ф. Трихунковым [132] вводится понятие "транспортная квалиология" для изучения общетеоретических, социально-экономических и других проблем повышения качества продукции и работы на железнодорожном транспорте.

В работе А.И. Суббето [125] определена методологическая концепция управления качеством, которая базируется на следующих положениях: о категории качества, методологии управления качеством и типологии управления качеством. Категории качество присущи черты: единство потенциального и реального качества, аксиологичность, иерархичность, системность, целостность, расчлененность, общность, количественность и динамичность. Методология управления качеством, как научная концепция определяет: вид, метод, функции, принципы, этапы управления, типы систем управления, типы и виды решений, типы, уровни и контуры управления качеством. Типология управления качеством основана на многомерной классификации в пространстве признаков: вид, метод, функция, этап, основа, уровень, контур управления, тип объекта управления.

Объектами управления на железнодорожном транспорте являются такие категории как средства труда и предметы труда [135, 136]. Однако, автор этих работ не учитывает все многообразие категории "качество".

Всесторонний анализ категории "качество" позволил В.Я Белобрагину [16] сделать вывод о том, что качество есть объективная, существенная, внутренняя, относительно устойчивая определенность предметов, орудий и средств, труда, явлений, систем, коллективов и их элементов. Такого же мнения придерживается А.И. Суббето, и относит к категории качество не только продукцию, труд, но и производство; производственные, организационные, экономические системы; процессы проектирования, организацию и технологию управления [125].

Многообразие категории "качество" проявляется в том, что оно имеет физическую, техническую, экономическую и социальную сущность. Изучением данного вопроса занималась С.Ф. Васильева. Исходя из классификации, приведенной в работе [21] техническую сущность продукции транспортного производства, определяют некоторые технические свойства, связанные с её полезностью, надежностью и т.п. в результате производственной деятельности человека. Экономическая составляющая транспортной продукции заключена в некотором количестве общественно необходимого труда. Социальная составляющая транспортной продукции состоит в удовлетворении социальных потребностей в перевозке грузов и пассажиров.

Как отмечает А.В. Гличев в [29], а также в соответствии со стандартом ИСО 8402 «Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности» [3]. В данном определении не отмечается роль затрат, требуемых для поддержания и улучшения качества, то есть не идет речь об экономической сущности качества[20, 62, 99, 108]. Также недостатком этой формулировки является неопределенность потребительских свойств [13]. Автор В.В. Гончаров [32] понятие «качество» трактует с позиций: во-первых, с точки зрения производителя – как соответствие техническим и прочим требованиям; во-вторых, с точки зрения потребителя – как пригодность к употреблению. В иностранной литературе под качеством понимается «совокупность полезных свойств продукции (услуги), которые определяются в процессе потребления»[152, 153, 154, 155].

Определение взаимосвязи качества с удовлетворением потребностей клиентов железнодорожного транспорта является одной из наиболее сложных задач, так как потребности многообразны, динамичны, неравномерны во времени и в пространстве, неопределенны и альтернативны.

В работе [61] Л.В. Канторович установил, что существует две группы факторов, влияющих на потребности в транспортных услугах: увеличивающие и уменьшающие потребности в перевозках.

К факторам, увеличивающим потребность, относятся: изменения межотраслевых и территориальных пропорций, научно-технический прогресс, расширение внешней торговли, социальное развитие общества, охрана окружающей среды. Потребности в транспортных услугах зависят от степени развития производства, а именно, от отраслевой и территориальной структуры, от материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости продукции, технологии и других факторов.

Уменьшение потребности в перевозках связано с повышением качества перевозимого сырья и готовой продукции. Например, обогащение руды в местах её добычи, более глубокая переработка деловой древесины в районах заготовки леса и т.п.

Таким образом, неотъемлемым свойством качества любой продукции (в вещественной форме или в виде выполненной работы) является её способность удовлетворять определенные потребности и преобразовываться, видоизменяться в соответствии с интересами потребителей. Поэтому сущность качества любой продукции заключается в её потребительской стоимости[29, 30].

Под потребительской стоимостью на железнодорожном транспорте понимается уровень удовлетворения потребности в перевозках по количеству и структуре, а также обеспечение сохранности грузов и ускорение их доставки, повышение надежности работы и улучшение использования подвижного состава и устройств [92]. В литературе[25, 49] также встречается определение "ценность", которое как отмечает Б.А. Минин [86] имеет тот же смысл, что и потребительская стоимость. Применительно к транспорту ценность перевозки – как экономическая категория, сформулирована П.А. Златиным [49]. Он определил ценностно-трудовой подход к оценке качества перевозки на автотранспортных предприятиях. Сущность подхода состоит в определении коэффициента эффективности труда как отношения экономии труда потребителя к затратам труда потребителя. В то же время под ценностью понимается степень необходимости ее потребителю, и уровень качества, то есть наличие требуемых характеристик (параметров) качества и их значений (показателей качества), соответствующих ожиданиям потребителей. Ценность характеризуется через ожидаемую стоимость, что неучтено в понятии потребительная стоимость железнодорожного транспорта. Ожидаемая стоимость для потребителя складывается из перевозки, выполненной без задержек, потерь и браков. Данные факторы ухудшают важнейшие показатели транспортной продукции (своевременность, сохранность перевозки) и, как следствие, снижается ценность, и увеличивается стоимость перевозки, в чем не заинтересованы ни железная дорога, ни клиент[25].

Сложность определения категории "качество" определяется особенностями продукции железнодорожного транспорта [1, 11, 22, 26, 49, 79], учет которых позволил выделить следующие присущие ей черты:

- процесс производства и потребления транспортной продукции совпадает во времени и в пространстве. Следовательно, продукция транспорта потребляется одновременно. Поэтому индивидуальные издержки транспорта на конкретной линии могут рассматриваться как общественно необходимые затраты труда на транспортировку продукции. Эти отношения конкретизируются внутри межотраслевого комплекса по производству и предоставлению потребителю (клиенту) конечный продукт – перевозку. Таким образом, качество выражает конечный результат деятельности такого комплекса, и конечное качество, зависящее от работы на каждом этапе транспортного производства;

- качество – это такая устойчивая связь между железной дорогой и клиентом, при которой клиент определяет (подтверждает) уровень качества услуги с помощью собственных потребительских оценок в стоимостной форме или непосредственных свойств услуги. Таким образом, возникает обратная связь между клиентом и железной дорогой: клиент влияет на качество и объем перевозок, предъявляя спрос не на любую услугу, а лишь на ту, которая отвечает его потребностям. Оценка, даваемая в ходе потребления услуги, играет роль экономического регулятора. Кроме того, качество связано с основными рыночными целями деятельности железной дороги.

Повышение качества транспортного производства является одним из важнейших факторов увеличения доходности железных дорог. Так, исследования В.Н. Войтоловского и В.В. Окрепилова [24, 25, 95, 96] подтверждают взаимосвязь категории "качество" с другими рыночными категориями, т. е. очевидны следующие закономерности: увеличение объема перевозок, снижение себестоимости и эксплутационных расходов; использование маркетинга позволяет определить потребности клиента, что положительно сказывается на состоянии отрасли в том случае, если система управления жизнеспособна и готова выполнять свои функции.

Если говорить о качестве транспортной продукции как о её свойстве, то оно закладывается в продукцию в процессе транспортного производства, а оценивается тогда, когда груз уже прибыл в конечный пункт потребления и попадает в руки клиента. Поэтому качество транспортной продукции можно и нужно планировать при разработке не только планов формирования, графиков движения поездов, но и в процессе перевозки. В конкретных условиях внешним выражением свойств являются показатели качества, определяемые количественно, по которым можно судить о наличии свойств [148].

Качество транспортного производства характеризуется системой простых, сложных и интегральных показателей качества [30, 133]. Данная группа была дополнена эталонным показателем качества [15].

Множество показателей качества транспортного производства потребовали её классифицикации. Первоначально в 80-х годах все показатели были разбиты на три группы, образуя три подсистемы: качество транспортного обслуживания (обеспечения), качество перевозок (продукции транспорта), качество работы транспорта. Эту систему дополняет отдельный показатель, а именно, объем и грузооборот, которые отражают степень удовлетворения потребности народного хозяйства в перевозках, так и качество работы транспорта [133].

Данные показатели классифицировались: по видам транспорта; по видам перевозок; по уровню и масштабам управления; по периодам планирования; по характеру самих показателей, а также по видам производственной деятельности отдельных служб транспорта.

Первая группа показателей объединяла показатели транспортной обеспеченности и транспортного обслуживания. Поэтому впоследствии она была разбита на отдельные группы показателей.

Вторая группа показателей определяет качество перевозок на отраслевом уровне с позиции экономических интересов транспорта и других отраслей народного хозяйства. Качество перевозок является составной частью качества транспортного обслуживания. В эту группу отнесены такие показатели, как: безопасность (надежность) перевозок, равномерность и ритмичность перевозок, время доставки и стоимость грузовой массы в пути, уровень сохранности, производительность труда, трудоемкость, себестоимость, фондоотдача и фондоемкость перевозок, энергоемкость.

Показатели третьей группы характеризуют степень рациональной организации процессов использования всех его технических средств. К ним относятся: оборот, среднесуточный пробег и производительность вагона, средняя масса поездов, отсутствие браков, аварий, крушений, выполнение технических условий, правил, норм технологических процессов, высокий уровень охраны труда и его безопасность.

Со временем (конец 1990-х годов) стали очевидны основные недостатки классификации показателей, отмеченные Д.А. Шишковым [149]: нечеткая классификация показателей качества транспортной продукции для последовательного отражения перевозочного процесса, и для установления наших ГОСТов как в других отраслях народного хозяйства

В 1990-х годах [11] при формировании нового хозяйственного механизма также указывается на противоречие между показателями второй и третьей группы: время доставки и средняя масса поезда; уровень сохранности перевозимых грузов и себестоимость перевозок. Например, на железнодорожных станциях, за основу следует принимать не только выполнение плана перевозок, но и качество перевозок: своевременность подачи и уборки вагонов, повышение регулярности доставки грузов, скоростную доставку грузов, сохранность доставленной продукции.

Поэтому система показателей была пересмотрена, и в настоящее время она включает четыре группы показателей: качество транспортной обеспеченности, качество транспортного обслуживания, качество транспортной продукции и качество эксплуатационной работы [135].

В работах [15, 134, 136] при построении системы показателей качества железнодорожного транспорта исследователи отталкиваются от классификации по степени детализации показателей. В тоже время представляется возможным классифицировать показатели в зависимости от роли при оценке, то есть разделить показатели на две группы: классификационные и оценочные [10].

Классификационные показатели характеризуют принадлежность транспортной продукции к определенной классификационной группировке в выбранной системе классификации.

Оценочные показатели группируются по однородности характеризуемых свойств на три вида: функциональные, ресурсосберегающие и природоохранные. Функциональные показатели качества характеризуют её свойства, определяющие функциональную пригодность удовлетворять заданные потребности. Они объединяют следующие группы показателей качества продукции: функциональной пригодности, надежности, эргономичности и эстетичности. Данный подход имеет место в работе Ю.Е. Жужговой [47] при классификации показателей качества перевозки грузов.

В отечественной литературе [76] под надежностью перевозочного процесса понимается своевременность и бесперебойность перевозок грузов и пассажиров с обеспечением абсолютной безопасности и сохранности, которая определяется по формулам:

И «управление качеством» на транспорте - student2.ru , (1.1)

И «управление качеством» на транспорте - student2.ru , (1.2)

где И «управление качеством» на транспорте - student2.ru – надежность перевозочного процесса; И «управление качеством» на транспорте - student2.ru – вероятность своевременного отправления поездов в соответствии с планом формирования; И «управление качеством» на транспорте - student2.ru – вероятность своевременного проследования и прибытия в пункты назначения поездов в соответствии с графиком движения поездов и расписанием; И «управление качеством» на транспорте - student2.ru – надежность всех технических устройств, участвующих в перевозочном процессе; И «управление качеством» на транспорте - student2.ru – степень выполнения обслуживающим персоналом возложенных на них обязанности.

Также надежность перевозочного процесса, как предложено в работе [46] – это свойство железнодорожного транспорта сохранять во времени в установленных пределах значения параметров, характеризующих способность выполнять график движения поездов в заданных режимах и условиях эксплуатации транспортных средств.

Первое определение ориентировано на интересы потребителей заинтересованных в своевременности и сохранности. Второе требование отражает внутритранспортное требование к перевозке, связанное с поддержанием постоянных (технических устройств) в исправном состоянии. Так, работу локомотивной и вагонной службы характеризует коэффициент готовности. В тоже время на коэффициент готовности локомотивов влияет удельное количество порч на 1 млн.ткм (cл); для грузовых вагонов, количеством вагонов, поступивших в отцепочный ремонт за год в расчете на один вагон рабочего парка.

Данные определения не учитывают, что надежность – это свойство системы сохранять свои параметры в заданных пределах и в заданных условиях эксплуатации, зависящие от очень большого числа факторов носящих случайных характер [39]. Понятие «надежность» носит объективный характер, а понятие "отказ" носит субъективный характер, так как вывод о наступлении отказа зависит от требований, установленных в отношении параметров системы.

Более конкретное определение надежности транспортной продукции дается в работе [47], где под "надежностью транспортной продукции" понимается совокупность двух свойств: надежность вагона и специального оборудования и сохранность перевозимого груза, т.е. надежность, связывается с сохранностью перевозки грузов и выполнением срока доставки груза. Для управления и анализа за сохранностью перевозок, которая является частью процесса управления качеством продукции, во НИИЖТе разработана методика [127, 128], включающая три этапа: установление требований потребителей; анализ уровня сохранности; этап усовершенствования процесса сохранности грузов. Авторами указывается, что для решения проблем сохранности грузов и подвижного состава, повреждений необходим комплексный подход, учитывающий применение информационных и коммуникационных систем, научного потенциала, важность инвестиционной политики и организационно-экономических отношений.

Эксплуатационная надежность является важнейшими критериями оценки качества на зарубежных дорогах наряду с такими показателями как: скорость движения, сохранность грузов, безопасность для улучшения которых разрабатывались специальные программы, т.е. при решении проблем качества учитывался программно-целевой подход [37, 38, 48].

В странах Западной Европы при формировании транспортной политики учитывается важность высокоскоростного движения из-за возможности изменения ситуации на рынке. В США надежность перевозки грузов является одним из важнейших показателей, на который ориентируются при анализе конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным транспортом. Так, под эксплуатационной надежностью грузовых перевозок понимается точная доставка груза в любое место назначения по требованию заказчика. Для грузов, доставка которых регламентируется временными показателями, эксплуатационная надежность перевозок означает соблюдение сроков доставки с отклонениями по времени от 4 до 6 часов. Для массовых перевозок требуется гарантия 99% соблюдения графика поставки. В условиях жесткой конкуренции Ассоциация американских железных дорог (ААЖД) на первое место поставила вопросы качества и надежности перевозки грузов [48].

Для решения задач количественной оценки эксплуатационной надежности грузовых перевозок в США в конце 90-х годов был создан подкомитет по исследованиям и испытаниям при ААЖД, которым исследуются причины нарушения графика движения по категориям поездов (первая и вторая).

Учитывая различные точки зрения, к пониманию надежности транспортной продукции, следует отметить, что они не отражают её экономическую сущность, которая выражается в минимизации финансовых потерь, и состоит в определении надежности производственной и хозяйственной деятельности на основе данных финансового и управленческого учета.

Ресурсосберегающие показателикачества транспортной продукции характеризуют её свойства, которые определяют уровень затрачиваемых ресурсов. Группа ресурсосберегающих показателей включает подгруппы показателей технологичности продукции и ресурсопотребления.

Показатели технологичности транспортной продукции характеризуют особенности перевозки (затраты сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени). Для количественной оценки на железнодорожном транспорте формируются показатели применительно к определенному виду затрат и виду работ (например, трудоемкость при техническом обслуживании или ремонте; энергоемкость, материалоемкость), которые приводятся в натуральном или удельном выражении.

Показатели ресурсопотребления продукции характеризуют затраты материалов, топлива, энергии, труда и времени при непосредственном использовании продукции по назначению. Данную группу показателей необходимо учитывать при анализе качества на внутриотраслевом уровне, то есть для эксплуатируемого подвижного состава и постоянных устройств.

В Номенклатуре показателей качества транспортного производства имеют значение показатели экономичности, определяющие уровень затрат материальных, топливно-энергетических ресурсов в процессе перевозки груза. К ним относится: себестоимость, тариф, рентабельность, размеры капиталовложений.

Таким образом, сложившаяся система объектов управления качеством на железнодорожном транспорте, с точки зрения показателей следующая: качество эксплуатационной работы; качество транспортной продукции; качество транспортного обслуживания; качество услуг.

Данные понятия по существу разрознены, и определяются обособленно друг от друга, т.е. реально не взаимосвязаны между собой, что способствует столкновению интересов отрасли и потребителей железнодорожных услуг. Поэтому предлагаем выделить два класса понятий в "транспортной квалиологии":

- класс понятий "качество результата", включающий качество транспортной продукции, качество услуг;

- класс понятий "качество процесса" – качество транспортного обслуживания; качество планирования перевозочного процесса; качество средств труда используемых при перевозке; качество подготовки предметов труда к перевозке.

Кроме того, структуру показателей качества транспортной продукции, с точки зрения услуг, характеризуют следующие показатели: окружающая среда – обстановка, удобства, оборудование и персонал на сервисе; надежность – совокупность исполнительности и доверия к результатам выполненной перевозки; психологические свойства – возможность нахождения контакта; вежливость; отзывчивость; коммуникабельность – способность такого общения (рис. 1.1.1.).

То есть качество транспортной услуги зависит от качества транспортного обслуживания, качества эксплуатационной работы, и является частным случаем качества транспортной продукции.

Понятие транспортная услуга может быть выражена условной формулой:

Услуга = Материальная составляющая (груз)

+ нематериальная составляющая

В класс понятий «качество результата», считаем необходимым, ввести категорию «качество деятельности предприятия», под которой понимается – совокупность свойств работы всего предприятия, характеризующих его возможность обеспечить выпуск продукции (услуги) заданного уровня.

 
  И «управление качеством» на транспорте - student2.ru

Рис.1.1.1. Критерии, определяющие качество

транспортного обслуживания

Качество, как категория науки об управлении качеством, определяет организацию управления на всех уровнях. Рассмотрим основные подходы к управлению качеством продукции и деятельности предприятия.

1. Системный подход является важнейшим принципом управления качеством. При системном подходе объект исследуется как система, в которой выделены элементы, внешние и внутренние связи, влияющие на результаты функционирования системы, при чем каждый элемент системы имеет определенные цели [138]. Цели организации должны удовлетворять каждого, и каждый должен быть заинтересован в её достижении (персонал, клиенты, общество, окружающая среда).

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции [64, 94], а, именно, на достижение главной цели, которая состоит в повышении эффективности. Система управления качеством продукции опирается на следующие взаимосвязанные категории: объект, цели, факторы, субъект, функции, средства, принцип, вид, тип критерия [70].

На рис.1.1.2 представлена модель управления качеством на железнодорожном транспорте с позиции объектов управления в разрезе процесса перевозки, транспортной продукции и персонала.

 
  И «управление качеством» на транспорте - student2.ru

Система управлением качества

Рис.1.1.2. Модель системы управления качеством

на железнодорожном транспорте

2. Статистический подход появился в начале XX века, и с него началось развитие систем управления качеством. Периодичность изменения в подходах составляет примерно каждые 20 лет: индивидуальный контроль (1900-1920 гг.),

цеховой контроль качества (1920 – 1930 гг.), контроль качества при приемке продукции (1930 – 1950 гг.), статистический контроль качества продукции(1950-1970гг.) [74].

3. В 1970 году статистические методы управления стали частью комплексного подхода, на котором основаны комплексные системы управления качества. Комплексный подход отличается способами управления качеством, а именно, либо происходит организация всех работников, либо всех отделов предприятия, или задействованы все стадии жизненного цикла продукции (услуги).

Управление качеством при комплексном подходе основано на непрерывном цикле управления, обеспечения и улучшения качества, и базируется на десяти принципах[88]: ориентация на потребителя; работник последующего технологического процесса является покупателем; концентрирование ресурсов на важнейшем вопросе; управление технологическими процессами; управление предыдущими технологическими процессами; стандартизация; введение управления на основе фактов (наблюдение за рабочим местом, определение характеристик, съем данных, сбор информации); управление разбросом значений в показателях качества; использование статистических методов.

Сущность управления качеством состоит в комплексном подходе к достижению заданной цели с помощью особой программы. Система программно-целевого управления представляет собой совокупность специально созданных органов для выполнения целевой программы [96]. Одной из разновидностей программно-целевого управления являются координационные комиссии.

4. Программно-целевой подход к управлению качеством дает возможность решать задачи синтеза механизмов достижения новых целей в рамках сложившихся систем, образовывать новые, а также совершенствовать управление существующими системами. Слово «целевые» подчеркивает ориентацию на конечный результат; слово «программа» – организованную совокупность мероприятий, обеспечивающую перевод конкретной системы из настоящего в будущее. Программно-целевые методы включают: сбор и накопление информации о показателях качества; анализ этой информации; разработка принятия управляющих решений [63, 123].

5. Потребительно-стоимостной подход сформировался в конце 90-х годов для обеспечения качества продукции, который основан на двух основных принципах [115]: создание условий для снижения издержек производства на сумму полезного эффекта потребительской стоимости, а также повышение степени удовлетворения потребностей человека за счет увеличения полезности и качества продукции. Он органически входит в составную часть в механизм экономических отношений между производством и потреблением, изготовителями и потребителями.

Составной частью потребительно-стоимостной системы обеспечения качества продукции являются принципы, заложенные в международных стандартах ИСО серии 9000, в основе этих систем предусматривается единство двух аспектов:

1) обеспечение потребностей и интересов компании на основе достижения и поддержания требуемого уровня качества при оптимальных затратах;

2) обеспечение потребностей и требований потребителя на основе гарантированного предоставления услуг требуемого качества.

Вследствие того, что потребительско-стоимостной подход не учитывается в управлении качеством транспортной продукции, поэтому возникают дополнительные затраты ресурсов. В работе рассмотрен потребительско-стоимостной подход на примере локомотивного хозяйства в целом по сети дорог Российской Федерации. Так, в 1999 г. простои, потери времени в локомотивном хозяйстве возникли [106]: из-за нарушения технологических норм на осмотре составов, ожидания в парке отправления из-за нехватки осмотрщиков вагонов, ремонт в составах, выкидки технического брака (вагонное хозяйство) – 26,5 %; неготовность составов,
отсутствие свободных путей в парке отправления, нераспорядительность работников станций (хозяйство движения) – 31,1 %; ожидание отправления по условиям пропуска на прилегающих участках – 21,2 %.

6. В 1996 году продолжением потребительско-стоимостного подхода стал ценностно-трудовой подход, основанный на новом направлении экономической теории – ценностно-трудовой теории. Основной принцип теории "высокое качество – низкая цена" [49, 51]. Подход учитывает экономию затрат потребителя при осуществлении деятельности производителя, т.е. во главу угла ставятся интересы потребителей и учитываются затраты производителя и потребителя.

7. Одно из новшеств, предполагаемых стандартами ИСО серии 9000:2000являетсяпроцессный подход,направленный насистематическое выявление и менеджмент процессов, реализуемых в организации, т.е. под "процессным подходом" понимается любая работа, получающая входные воздействия и преобразующая их в выходные результаты [144]. Процесс перевозок представляет собой совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которые преобразуют вход процесса в соответствующий его выход. Модель процесса перевозок приведена на рис. 1.1.3.

В работе [103] отмечается, что процесс доставки груза расчленяется на технологические операции:

1) на предприятии - поставщиках – от предъявления продукции грузоотправителя к погрузке в подвижной состав до завершения погрузочных работ;

2) на транспорте – операции, связанные с формированием груженых составов с учетом перегрузок и перевалок в пути следования;

3) на предприятия – потребителях – операции с момента прибытия груженного подвижного состава до использования её в производственном процессе.

Анализ этих взаимодействующих элементов доставки грузов с момента завершения процесса производства до момента использования потребителей позволил группе авторов оценить качество транспортного обслуживания с точки зрения народнохозяйственных результатов [103].

Процесс предоставления транспортных услуг в соответствии с установленными нормами и требованиями называется транспортным обслуживанием.

 
  И «управление качеством» на транспорте - student2.ru

Рис. 1.1.3. Модель процесса транспортного производства

Входом процесса является предоставленный для перевозки груз и необходимая информация о перевозке, которую необходимо осуществить при условии максимизации ценности перевозки для потребителя. Выходом процесса является транспортная продукция, ценность и стоимость, которого определить спрос на него у потребителя. Основная цель процесса – добавление ценности продукта при минимальных затратах по каждой операции (линейного предприятия). Качество транспортного процесса характеризуется результативностью, эффективностью и гибкостью процесса.

Если в процессе отсутствуют дефекты, это означает высокую результативность отделения дороги и линейных предприятий, если ценность соответствует ожиданиям потребителей – высокую результативность всей железной дороги в целом. Эффективность процесса показывает, как хорошо используются выделенные ресурсы, и оценивается как отношение выходных ресурсов к входным. Гибкость процесса – это приспосабливаемость к изменению условий, когда за счет внешних и внутренних причин достигается оптимизация процесса.

По мере продвижения груза на разных стадиях процесса перевозки увеличиваются затраты и, соответственно, растет добавленная ценность продукта. На железнодорожном транспорте исходный элемент перевозочного процесса – отправка, т.е. партия груза, которая должна быть транспортирована по железной дороге. В пути следования с грузами происходят неблагополучные события: хищение, порча, недостача мест или массы, нарушение договорных сроков поставки. Наступивший случай брака ведет за собой определенный ущерб. Для еще невыполненной перевозки существует лишь угроза брака.

В заключении следует отметить, что каждый из описанных подходов имеет своё значение при управлении качеством транспортной продукции. В настоящее время в соответствии с системным подходом вся система управления качеством железнодорожного транспорта должна быть ориентирована на потребителя.

Для совершенствования комплексной системы управления качеством транспортной продукции в соответствии со стандартами ИСО 9000 требуется создание координационных комиссий, в которую входит высшее руководство управления дороги, линейных предприятий (программно-целевой подход). Также при управлении качеством необходим процессный подход к перевозочному процессу и процессу обслуживания клиентов. В потребительно-стоимостном подходе подчеркивается важность соблюдения принципов "высокое качество – низкая цена" и экономии затрат в потреблении.

Наши рекомендации