Понятие «управление», «управление качеством».

Модуль 2. Теория и практика управления качеством образования

Лекция 4 Понятие управления, управления качеством образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «управление», «управление качеством».

2. Основные определения и понятия в соответствии со стандартом ИСО-8402.

3. Принципы, функции управления качеством образования.

4. Организационная и функциональная структуры управления качеством образования.

5. Специфика управления качеством образования.

6. Актуальные проблемы управления качеством образования.

7. Алгоритм действий в управлении качеством образования.

8. Характеристики мотивационной модели управления качеством образования.

9. Нормативная база управления качеством образования.

10. Общая схема управления качеством.

11. Учитель как субъект управления качеством образовательной деятельности.

Понятие «управление», «управление качеством».

ü Понятие управление

Управление – это воздействие

Управление – это планирование, организация, руководство и контроль

Управление – это

Управление - это

ü Объект и субъект управления

ü Управляющая система и управляемая система

ü

ü Сущность процесса управления качеством образования

…Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет… Ю. А. Конаржевский

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении [Текст] / Е. И. Варченко // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 471-474.

Управление качеством образования — планомерно осуществляемая система стратегических и оперативных действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.


Так, В.П. Панасюк под управлением качеством образования понимает целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего соответствия параметров ею функционирования и результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам.

Источник: <a href='http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Upravlenie-kachestvom-obrazovaniya.php'>Управление качеством образования</a>

В отличие от понятия «качество образования» понятие «управление качеством образования» встречается в литературе значительно реже, причем образование нередко отождествляется с другими, близкими к нему, словами-терминами – образовательный процесс, образовательная деятельность и т.п. Приведем некоторые такие взгляды.

Под управлением качеством образовательного процесса одни исследователи понимают целенаправленное, комплексное, скоординированное воздействие как на данный процесс в целом, так и на его основные элементы в целях достижения наибольшего со­ответствия параметров его функционирования и резуль­татов соответствующим требованиям, нормам и стандар­там (В.П. Панасюк).

Другая точка зрения сводится к тому, что управление качеством образования есть особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможностей степенью точности оптимальных результатов образования (М.М. Поташник).

Не вдаваясь в подробный анализ существующих мнений и основываясь на том, во всяком случае, понятие качества характеризует степень удовлетворения содержанием и результатами какой-либо деятельности (работы) чьих-то потребностей определенного рода (в данном случае - образовательных), управление качеством образованием можно дефинировать следующим образом.


Управление качеством образования– это вид и элемент управленческой деятельности уполномоченных на то субъектов системы образования (органов, учреждений, должностных лиц) по выявлению и согласованию разнообразных факторов и условий, опосредующих образовательный процесс (образовательную деятельность), в целях достижения и поддержания оптимальных показателей качества (уровня) образования, соотносимого с различными компонентамиструктуры и функционирования системы образования.

Данная трактовка облегчает характеристику управления качеством образования как объекта правового регулирования.

Во-первых, как было показано ранее, в целом управленческая сторона системы образования является объектом правового регулирования.

Во-вторых, исключительный статус качества образования как важнейшей характеристики целеполагания и результативности функционирования всей системы образования в целом и ее отдельных составляющих (обучающихся, педагогических работников, образовательных учреждений и т.д.) с неизбежностью требует правового отражения этого статуса и деятельности по управлению им в нормативно-правовых актах различной юридической силы.

В-третьих, в силу разного рода причин объективного и субъективного свойства качество образования в различных элементах и звеньях образовательной системы может не достигать своих оптимальных показателей по тем или иным критериям. Это обусловливает необходимость существования различного рода гарантий, которые обеспечивали бы, как минимум, поддержание удовлетворяющего субъектов образовательных отношений качества образования. К числу наиболее эффективных таких гарантий относится система юридических гарантий.

В-четвертых, снижение или не достижение качества образования определенного – оптимального – уровня так же неизбежно должно влечь за собой определенную правовую реакцию в виде правовой ответственности, которая представляет собой один из наиболее действенных элементов системы юридических гарантий.

В-пятых, совокупность правовых средств гарантирования требуемого (оптимального) качества образования является органичной составляющей управленческой деятельности по обеспечению этого качества, поскольку ни одна управленческая деятельность не может осуществляться без правового сопровождения.

Сказанное дает, думается, достаточное первичное представление о сущности и роли управления качеством образования как объекта правового регулирования, что позволяет более подробно перейти к вопросу о правовом обеспечении этого управления более предметно.

Любая деятельность, в том числе и образовательная, включает наличие трёх сторон: субъекта, инструмента и среды деятельности. Качество постклассического образования в рамках этой модели складывается из качественных характеристик:

1) субъекта образования - образовательной организации (ректорат, деканат, учебная часть, кафедра), лиц, оказывающих образовательные услуги (преподаватель, методист, тьютор-консультант, лаборант, автор программы, учебника) и лиц, (оплачивающих и) получающих образовательные услуги (студент, слушатель).

2) инструмента образования (парадигма и концепции образования, технология обучения, учебник и учебное пособие, методы доставки и контроля качества знаний) [1].

3) образовательной среды (качества представления в социальном и индивидуальном образовательном пространстве социосферы, культуросферы, психосферы и биотехносферы как сфер социально-исторического бытия [7].

Отсюда следует, что управление качеством образования должно быть связано с управлением качественными состояниями:

1) субъекта (мировоззрение, картины мира, принципы и способы деятельности, менеджмент и самоменеджмент, работоспособность, экологическое сознание, неотчуждаемые от человека компоненты менталитета, психические свойства и процессы: память, мышление, воображение и т.д.),

2) инструментария (технологии реализации концепций, воплощающих парадигму: глобализации образования и ноосферологического подхода, опережающего развития науки и образования, системного, информационного, антропологического, эволюционного и синергетического подходов, формирования виртуальных образовательных сред и индивидуального гиперучебника, полионтологичности бытия, полушарного синтеза и др. [3]),

3) среды (биологическая природа индивида [2] и популяции, окружение живой и неживой природы, пространство образцов, отчуждаемых от человека и передающихся от поколения к поколению, социальные, политико-правовые и экономические сущности и процессы, образовательное пространство индивидуальное, групповое, городское, региональное, федеральное, реальная среда Интернет, СМИ, книжного рынка, рынка компьютерных программ, компакт-дисков и т.п.).

Отметим, что реализация технологии образования подразумевает выполнение её требований всеми участниками образовательного процесса, т.е. - единую форму учебника, единую структуру семестра и сессии, единое модульное расписание, единые формы контрольных, курсовых, реферативных работ и пр.

Все стороны образования (субъект, инструмент, среда) задействованы в принятой и реализуемой социумом парадигме образования, которая воплощается в спектре концепций образования, каждая из которых решает одну - частную - проблему суммарного, интегративного качества образования. Так, концепция информатизации образования, например, - это а) концепция формирования информационных качеств субъекта, генерирующего и принимающего информацию, б) концепция организации эффективного инструмента, оперирующего информацией, и в) концепция формирования, организации среды, поддерживающей информацию.

Понятие «управление», «управление качеством». - student2.ru

ü Качество образования относительно образовательного учреждения находит свое выражение в качестве образовательного процесса. Понятие «процесс» в материалах стандартов ИСО определяется как совокупность взаимосвязанных ресурсов (кадровых, материалы технических, технологических, временных и др.) и деятельности, которая преобразует продукт (то есть индивида) на входе и на выходе.

Продукция определяется стандартом как результат деятельности или процессов.

Поставщик в системе образования - это образовательное учреждение, предоставляющее образовательные услуги.

Наши рекомендации