Обязанности моториста при сдаче вахты на стоянке судна
ПЕРЕД ЗАСТУПЛЕНИЕМ НА ВАХТУ, ВАХТЕННЫЙ МОТОРИСТ ОБЯЗАН:
1.Ознакомиться с состоянием и режимом работы обслуживаемых технических средств. 2. Получить от моториста, сдающего вахту, сведения о состоянии обслуживаемых технических средств и распоряжения, передаваемые по вахте. 3. Доложить вахтенному механику о готовности принять вахту. С разрешения вахтенного механика, сделать прием-передачу вахты.
ВО ВРЕМЯ ВАХТЫ ВАХТЕННЫЙ МОТОРИСТ ОБЯЗАН:
1. Находиться на своем посту, вести контроль за работой порученных ему действующих технических средств механической установки и осуществлять управление ими.
2.Соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств механической установки.
3.Выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов на заданных режимах работы и другие распоряжения.
4. Соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности.
5. Немедленно докладывать вахтенному механику о замеченных неполадках в работе технических средств, принимать меры для их устранения.
6. Поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.
7. Знать виды тревог и свои действия в соответствии с судовым расписанием. 8. Уметь управлять техническими средствами и электрооборудованием под руководством вахтенного механика.
Раздел 1.Система пуска и управления:
Условия пуска дизелей
Чтобы запустить дизель, надо раскрутить его коленчатый вал от постороннего источника энергии до такой частоты вращения, при которой температура заряда в цилиндре при сжатии превысит температуру самовоспламенения топлива на 150—250 С. Средняя температура самовоспламенения дизельного топлива составляет примерно 550 С. Такая температура заряда во время пуска холодного двигателя обычно обеспечивается при средней скорости поршня 0,5—1 м/с, что соответствует пусковой частоте вращения, составляющей 15—25 % номинальной.
Двигатели, устанавливаемые на судах в качестве главных, пускаются, как правило, сжатым воздухом. Рабочий цикл четырехтактного дизеля осуществляется за 720° ПКВ или за четыре хода поршня: три из них подготовительные, в процессе которых создаются условия, необходимые для самовоспламенения топлива, и один рабочий, обеспечивающий раскручивание сжатым воздухом коленчатого вала до пусковой частоты вращения.
Поступление пускового воздуха в цилиндр должно прекратиться в момент открытия выпускного клапана (или окна в стенке цилиндра). Более позднее поступление пускового воздуха в цилиндр нецелесообразно, так как воздух, не совершая никакой работы, через открытый выпускной клапан (или окно) будет поступать из цилиндра в атмосферу.
Главный пусковой клапан
Основная цель пусковой системы на судне заключается в раскручивании двигателя до того количества оборотов, которое необходимо для того, чтобы температура и давление воздуха, подвергнутого сжиманию, оказались достаточными для самовозгорания впрыскиваемого топлива. Судовые двигатели раскручиваются посредством сжатого воздуха, при этом только пуск маломощных двигателей осуществляется пусковой турбинкой, функционирующей на сжатом воздухе либо электростартером.
Пусковой воздух подается именно в тот цилиндр, положение поршня в котором соответствует такту расширения. В то же время сжатый воздух поступает в цилиндр сквозь специальный пусковой клапан, и под его давлением поршень опускается вниз, тем самым приводя к вращению коленчатый вал. Далее во время пуска воздух поставляется поочередно во все цилиндры, в зависимости от порядка их функционирования. Самыми тяжелыми считаются условия пуска в основных судовых дизелях, которые подвергаются прямой передаче на гребной винт, из-за того, что энергия пускового воздуха вынуждена преодолевать не только энергию, которая необходима для раскручивания непосредственно двигателя, но и в качестве сопротивления вращению гребного винта с идущими к нему массами влаги.
Функция основного пускового клапана заключается в производстве многократных пусков в условиях открытых разобщенных клапанов, установленных на баллонах с пусковым воздухом, его же используют и для разгрузки пусковой магистрали после того, как пуск уже завершен.
Основной пусковой клапан судового двигателя состоит из разгрузочного вспомогательного клапана, тарелки, управляющего цилиндра и поршня. Из пусковых баллонов воздух передается в полость основного пускового клапана, при этом сквозь клапан управления пуском он поступает в полость управляющего цилиндра. Главный пусковой клапан в это время остается закрытым, а пусковой трубопровод посредством вспомогательного клапана сообщается с атмосферой. При возникновении аварийных ситуаций клапан может открываться и закрываться при помощи штока, оснащенного маховиком. В этом случае воздухораспределитель используется для управления открытием и закрытием пусковых клапанов, расположенных на цилиндрах в порядке их функционирования.
Главный пусковой клапан
Пусковые клапаны цилиндров
Во всех двигателях впускные и выпускные клапаны открываются внутрь цилиндра. Давлением тарелки клапанов прижимаются к седлам, в результате плотность посадки их повышается
Клапаны состоят из штока и тарелки , выполняемых обычно заодно на тарелке снята коническая рабочая фаска под углом а, равным 90—120° Благодаря фаске тарелка плотно сидит в седле, проточенном в крышке цилиндра Рекомендуется принимать угол а фаски бопьше угла посадочной поверхности седла. Фаску и седло взаимно притирают с помощью приспособления, для которого предусмотрены углубления а или шлиц.
Шток клапана движется в чугунной, бронзовой или стальной сменной втулке, смазываемой маслом, подводимым от узлов привода открытия клапана или вручную. Втулка вставлена в крышку .
Клапан прижат к седлу пружиной, упирающейся нижним концом в крышку , а верхним — в тарелку , закрепленную в верхней части штока клапана.
Когда клапан закрыт, пружина удерживает его в седле, несмотря на разрежение в цилиндре при всасывании (выпускной клапан) В момент окончания подъема клапана пружина препятствует его дальнейшему движению под действием сил инерции. Отрыв толкателя от кулачковой шайбы исключен.
Клапанные пружины изготавливают из высокоуглеродистых марганцовистых, кремнемарганцовистых и хромоникелеванадиевых сталей 60Г, 65Г, 50ХФА и др.
Тарелка закреплена, как правило, двумя коническими полукольцами («сухарями») и . Их надевают на шейку клапана при опушенной тарелке Снаружи у полуколец предусмотрена коническая поверхность, а у тарелки — коническая расточка. Поэтому после того, как полукольца будут надеты, тарелка под действием пружины упрется в полукольцо, прижав их к шейке штока.
Клапаны открывает рычаг привода, действующий на торец штока. Чтобы торец не изнашивался, в него вставляют или на него надевают закаленный наконечник , а иногда наплавляют на него износостойкий слой металла или закаливают торцовую поверхность, причем иногда предварительно приваривают стальную пластину.
Седла клапанов могут быть вставными Седло , изготовленное из специального чугуна, стали или бронзы, вставляют в крышку и фиксируют.
В клапане предусмотрены внешняя и внутренняя пружины с разным направлением витков. При двух пружинах легче обеспечить необходимые усилия пружин на закрытый и открытый клапан при данной высоте его подъема Кроме того, при поломке одной из пружин другая удерживает клапан в седле Работа клапана с нормальной частотой вращения при одной сломанной пружине невозможна, но по крайней мере исключена опасность выпадания его в цилиндр.
Клапаны и их приводы в судовых двигателях