Ходовая машинная вахта: несение вахты; несение вахты в неблагоприятных условиях плавания; несение вахты при стоянке на якоре.

Организация вахты

3.4. Состав вахты при ручном или автоматическом управлении машинами и механизма-ми, должен быть достаточным для обеспечения безопасности судна и соответствовать преобла-дающим обстоятельствам и условиям плавания.

3.5. При определении состава машинной вахты, среди прочего, должны учитываться сле-дующие критерии:

.1 тип судна, тип и состояние машин и механизмов;

.2 обеспечение надлежащего непрерывного наблюдения за работой всех машин и меха-низмов, влияющих на безопасную эксплуатацию судна;

.3 обеспечение любых особых режимов работы, возникающих в следствие неблагоприят-ных погодных условий, ледовой обстановки, загрязненности вод, мелководья, аварийной об-становки, необходимости устранения различных повреждений и борьбы с последствиями за-грязнения;

.4 квалификация и опыт персонала машинной вахты;

.5 обеспечение охраны человеческой жизни и окружающей среды, безопасности судна, груза;

.6 обеспечение соблюдения международного и национального законодательства и мест-ных правил;

.7 обеспечение нормальной эксплуатации судна.

Принятие вахты

3.6. Вахтенный механик не должен передавать вахту заступающему на вахту механику, если он имеет основания полагать, что последний не в состоянии должным образом выполнять обязанности по несению вахты. Сдающий вахту механик должен доложить об этом старшему механику.

3.7. Заступающий на вахту механик должен убедиться, что весь персонал его вахты спо-собен полностью выполнять свои обязанности.

3.8. Перед заступлением на вахту вахтенный механик должен лично проверить, как ми-нимум, нижеследующее:

.1 наличие распоряжений по вахте и особых указаний старшего механика, касающихся эксплуатации судовых систем, машин и механизмов;

.2 какие работы выполняются по машинам, механизмам и системам, соответствие квали-фикации персонала, особенно при выполнении потенциально опасных работ;

.3 уровни воды в льялах, балластных, сливных, резервных танках; в танках пресной воды, в сточных цистернах.

.4 состояние и уровни топлива в резервных, отстойных танках, расходных цистернах и других емкостях;

.5 соблюдение специальных требований, касающихся сброса из санитарных систем;

.6 состояние и режим эксплуатации различных главных и вспомогательных систем, вклю-чая систему распределения электроэнергии;

.7 состояния оборудования пультов дистанционного и ручного управления;

.8 состояние и режим эксплуатации систем автоматического управления и защиты котлов, если они имеются, таких как системы защиты по обрыву факела, системы защиты по предель-ным уровням воды, системы управления горением, системы управления подачей топлива и дру-гого оборудования, связанного с эксплуатацией паровых котлов;

.9 наличие любых потенциально неблагоприятных условий эксплуатации, вызванных не-благоприятными погодными условиями, ледовой обстановкой, загрязненностью воды или мел-ководья;

.10 наличие особых указаний о назначении специальных режимов эксплуатации, вызван-ных поломкой оборудования или неблагоприятными условиями эксплуатации судна;

.11 знание рядовыми членами машинной команды своих обязанностей;

.12 наличие средств борьбы с пожаром;

.13 правильность заполнения машинного журнала.

Подготовка судна к вахте:

1.1. Все лица, привлекаемые к несению вахты должны иметь необходимую квалификацию в соответствии с главами II, III, и IV Международной Конвенции о подготовке и дипломирова-нии моряков и несении вахты 1978 года, измененной Конференцией 1995 года со всеми всту-пившими в силу поправками ( ПДМНВ 78 с поправками), позволяющую выполнять обязанно-сти, связанные с несением ходовой или стояночной вахты, и должны иметь соответствующие дипломы, квалификационные и специальные свидетельства специалистов.

1.2.Все лица, назначенные выполнять обязанности вахтенного помощника капитана или лица рядового состава, несущие ходовую навигационную вахту, должны иметь как минимум 10 часов отдыха в течение 24-часового периода. Часы отдыха могут быть разделены не более чем на два периода, один из которых должен иметь продолжительность по крайней мере 6 часов. Минимальный период в 10 часов может быть сокращен до 6 часов, при условии что любое та-кое сокращение не должно действовать в течение более двух дней, и не менее чем 70 часов от-дыха должны быть предоставлены в течение каждых семи дней.

1.3. Требования по периодам отдыха, изложенные в пункте 1.2, не относятся к таким слу-чаям, как аварийные или авральные работы, учения и другие чрезвычайные условия эксплуата-ции судна.

1.4. Расписание несения вахты должно быть вывешено в легкодоступном месте.

1.5 Подготовка судна к рейсу выполняется заблаговременно и предусматривает надлежа-щее навигационное обеспечение, с учетом всей имеющейся на данный момент навигационной и иной информации. Предварительная прокладка курса должна быть выполнена заблаговре-менно до начала рейса, и как минимум, на первые трое суток перехода.

1.6. Старший механик и старший помощник капитана должны получить у капитана инст-руктаж и определить заранее потребности судна на предстоящий рейс, принимая во внимание необходимое количество топлива, воды, смазочных материалов, химикатов, расходных и про-чих запасных частей, инструментов, продовольствия, медикаментов и т.д. Необходимо опреде-лить и пополнить штормовой запас или из расчета его пополнения в первом порту захода.

1.7. Капитан судна несет ответственность за обеспечение судна до начала рейса соответ-ствующими картами и навигационными пособиями, необходимыми для предстоящего рейса; содержащими точную, полную и откорректированную на момент отхода из порта информа-цию, которая может потребоваться для обеспечения безопасного плавания судна. Капитан должен проработать маршрут перехода с помощниками, принимая во внимание изучение при-легающих к маршруту перехода районов, их особенностей и мест укрытий.

1.8. Планирование плавания, изучение района плавания и прокладка пути осуществляются штурманским составом под руководством капитана. При этом должны использоваться подроб-ные и откорректированные карты, руководства и пособия. Корректура карт, руководств и посо-бий выполняется в соответствии с Правилами корректуры. Коллекция карт и пособий на пере-ход должна быть доступна в любое время штурманскому составу.

1.9. Если в ходе рейса принято решение об изменении следующего порта захода или если необходимо отклониться существенно от запланированного пути по другим причинам, предпо-лагаемый путь должен прорабатываться заранее.

Несение машинной вахты

3.9. Вахтенный механик должен обеспечить установленный порядок несения вахты и безопасную, эффективную работу двигательной установки и вспомогательного оборудования.

3.10. Вахтенный механик продолжает нести ответственность за работу машинного отде-ления, несмотря на присутствие в нем старшего механика до тех пор, пока старший механик специально не сообщит ему о принятии ответственности на себя, – и это будет взаимно понято.

3.11. Все члены машинной вахты должны знать свои обязанности по несению вахты. Ка-ждый член вахты должен:

.1 уметь пользоваться системами внутрисудовой связи;

.2 знать пути эвакуации из машинных помещений;

.3 знать системы аварийно-предупредительной сигнализации, используемые в машинном отделении, уметь различать их сигналы, особенно сигнал о подаче углекислоты;

.4 знать количество, расположение и типы противопожарного оборудования и инвентаря, необходимого для борьбы за живучесть в машинных помещениях, уметь их использовать с со-блюдением надлежащих мер безопасности.

3.12. Знать, какие машины и механизмы работают в аварийном режиме. Знать, в каких из них ожидается появление неисправностей, и какое специальное обслуживание необходимо.

3.13. При несении вахты в машинном отделении, вахтенный механик должен быть готов в любое время выполнить распоряжение об изменении направления движения или скорости суд-на.

3.14. При периодически безвахтенном обслуживании машинного отделения, вахтенный механик должен быть готов в любой момент прибыть по вызову в машинное отделение.

3.15. Все распоряжения с мостика должны немедленно выполняться. Изменение направ-ления вращения или оборотов главного двигателя должны регистрироваться в машинном журнал

3.16. Вахтенный механик обязан обеспечить техническое обслуживание и уход за всеми машинами и механизмами, включая механические, электрические, электронные, гидравличе-ские и пневматические системы, приборы управления ими и устройства их защиты, системы бытового обслуживания и вести учет расхода запасов и запасных частей.

3.17. Старший механик должен обеспечить вахтенного механика всей необходимой ин-формацией по вопросам профилактического обслуживания механизмов, борьбы за живучесть и ремонтных работ, подлежащих выполнению во время вахты. Вахтенный механик несет ответст-венность за отключение, переключение и регулировку всех машин и механизмов, находящихся в ведении вахты; обо всех проводимых работах должны быть сделаны соответствующих запи-си.

3.18. По соответствующей команде с мостика, вахтенный механик должен обеспечить готовность к работе всех машин, механизмов и оборудования, которые могут потребоваться для совершения маневров, достаточный резерв электроэнергии для питания рулевого устройст-ва и других потребителей.

3.19. Вахтенный механик не должны выполнять обязанности, мешающие обслуживать главный двигатель и вспомогательное оборудование. Вахтенный механик должен обеспечивать постоянное наблюдение за работой главного двигателя и вспомогательного оборудования до момента передачи вахты, а также проводить периодические проверки работы машин и меха-низмов, выполняя периодические обходы машинных помещений и румпельного отделения,

3.20. Вахтенный механик должен требовать от состава машинной вахты доклады о по-тенциально опасных ситуациях, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на маши-ны и механизмы и поставить под угрозу безопасность человеческой жизни или судна.

3.21. Вахтенный механик обеспечивает наблюдение за составом вахты в машинном отде-лении и, в случае неспособности кого-либо из членов вахты выполнять свои обязанности, орга-низует его замену.

3.22.Вахтенный механик предпринимает необходимые действия для ограничения послед-ствий повреждений, возникающих в результате поломки оборудования, пожара, затопления, пробоины, столкновения, посадки на мель и других происшествий.

3.23. До передачи вахты, вахтенный механик должен надлежащим образом заполнить ма-шинный журнал.

3.24. В случае необходимости вахтенный механик должен привлечь для оказания помощи по техническому обслуживанию, проведению ремонтно-профилактических работ другого ме-ханика, в заведовании которого находится эксплуатируемое оборудование.

3.25. Вахтенный механик обязан немедленно доложить на мостик:

.1 о случаях пожара;

.2 о возникновении аварийных ситуаций, могущих вызвать снижение скорости судна или аварийную остановку главного двигателя;

.3 о возникновении угрозы выхода из строя рулевого устройства;

.4 о возникновении угрозы обесточивания судна.

3.26. Вахтенный механик немедленно докладывает старшему механику в следующих слу-чаях:

.1 при нарушениях в работе или поломках машин и механизмов, которые могут поставить под угрозу безопасность судна;

.2 при нарушениях в работе, которые могут вызвать поломку или выход из строя главного двигателя, вспомогательных механизмов, систем управления и контроля;

.3 при возникновении любых аварийных ситуаций или в случаях, когда он не может само-стоятельно принять решение и надлежащие меры.

3.27. Доклад старшему механику в указанных выше случаях, не освобождает вахтенного механика от обязанности незамедлительно предпринять действия для обеспечения безопасно-сти судна, экипажа, машин и механизмов.

3.28. Вахтенный механик обеспечивает вахтенный персонал инструкциями и информаци-ей, необходимой для несения безопасной вахты. Текущее техническое обслуживание механиз-мов, выполняемое как отдельные работы при несении безопасной вахты, включается в распоря-док несения вахты. Ремонтные работы, включая ремонт электрического, механического, гид-равлического, пневматического и электронного оборудования, по всему судну, проводятся сведома вахтенного механика и старшего механика. Эти работы документируются.

Судно на якоре

3.31. При стоянке судна на якоре старший механик должен получить у капитана указания, относительно порядка организации и несения ходовой машинной вахты.

3.32. При стоянке судна на якоре вахтенный механик должен обеспечить:

.1 несение надлежащей вахты;

.2 проведение периодической проверки всех работающих и находящихся в готовности машин и механизмов;

.3 поддержание главных и вспомогательных механизмов, в состоянии готовности в соот-ветствии с распоряжениями капитана;

.4 соблюдение мер по предотвращению загрязнения с судна;

.5 готовность всех систем по борьбе за живучесть и противопожарных систем.

Общие положения

5.1. Капитан каждого судна, безопасно ошвартованного или стоящего в обычной обста-новке на якоре в порту, должен организовать соответствующее и эффективное несение вахты для обеспечения безопасности.

Старший помощник капитана

6.1. Старший помощник подчиняется капитану , является его первым заместителем ,

возглавляет палубную команду и руководит работами вахтенных помощников капитана . Он

должен быть готов в любое время заменить капитана и принять на себя командование судном.

Учитывая исключительную ответственность капитана за безопасность судна, и что старший

помощник должен быть готов в любое время взять на себя эту ответственность , его

компетентность и профессионализм должны соответствовать компетентности и

профессионализму капитана применительно к этой ответственности на уровне управления ,

Старшему помощнику административно подчинен весь судовой экипаж и его

распоряжения по организации службы и распорядка дня на судне, аварийным и авральным

работам, тревогам , подготовке судна к приходу и отходу обязательны для всех членов судового

экипажа .

Старший ( главный ) механик

6.7. Старший ( главный ) механик подчиняется капитану , является его заместителем по

технической эксплуатации судна. Он возглавляет машинную команду и руководит работами

вахтенных механиков с традиционно или периодически безвахтеннообслуживаемым

машинным помещением и электромехаников . Он должен обладать компетентностью и

профессионализмом применительно к выполняемым им на уровне управления основным

функциям — морской механики, электрооборудования, электронной аппаратуры и систем

управления , технического обслуживания и ремонта и управления эксплуатацией судового

механического комплекса и знать международные и национальные правила и нормы поих

конструктивной , экологической и технико -эксплуатационной безопасности судов.

Второй механик

6.13. Второй механик подчиняется старшему ( главному ) механику и является его первым

заместителем . Он должен быть готов в любое время заменить старшего ( главного ) механика и

принять на себя ответственность за технико-эксплуатационную надежность и безопасность

судна. Учитывая важное значение ответственности старшего С главного '» механика в

обеспечении технико-эксплуатационной надежности и безопасности судна и что второй механик должен быть готов в любое время взять на себя эту

ответственность , его компетентность и профессионализм должны соответствовать ком -

петентности и профессионализму старшего (главного ) механика применительно к этой

ответственности на уровне управления .

Начальник радиостанции

6.14. Начальником радиостанции (радиооператором) является лицо судового экипажа ,

работающее на радиостанции судна, имеющего такую радиостанцию согласно требованиям

Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74). Он

подчиняется непосредственно капитану и несет ответственность за радиовахту в соответствии с

Регламентом радиосвязи , радиосвязь судна, техническое состояние, готовность к действию и

выполнение предусмотренных Международной конвенцией по охране человеческой жизни на

море (SOLAS-74) проверок всех средств связи и радионавигации и регистрации этих проверок .

Вахтенные механики

6.16, Вахтенные механики с традиционно или периодически безвахтеннообслуживаемым

машинным помещением подчиняются старшему ( главному ) механику, а во время несения

вахты — вахтенному помощнику капитана . Они должны обладать компетентностью и

профессионализмом применительно к выполняемым ими на уровне эксплуатации основным

функциям — управления судовыми механическими установками, технического обслуживания и ремонта и судовым операциям . Вахтенные механики несут вахты в машинном помещении и отвечают за технико - эксплуатационную надежность и

безопасность судовых механических установок. Они должны осуществлять руководство всеми

видами машинных работ, подготовкой машинной команды к борьбе за живучесть и среди

прочего обеспечивать постоянную готовность к действию основных, резервных и аварийных

судовых механизмов, систем и устройств.

Электромеханик

6.17. Электромеханик (старший электромеханик ) должен обеспечить исправное

состояние, постоянную готовность к действию, надежную и безопасную эксплуатацию судовой

электростанции , электрических сетей, распределительных устройств, электроприводов судовых

механизмов и устройств, источников электропитания технических средств и электрической

гребной установки ( на электроходах ).

Судовая команда

6.18. Судовая команда выполняет свои обязанности на вспомогательном уровне

ответственности под контролем командного состава, работающего на уровне эксплуатации или

управления . Лица судовой команды , входящие в состав ходовой навигационной или машинной

вахты с традиционно или периодически безвахтенно обслуживаемым машинным помещением,

для выполнения возложенных на них функций должны по компетентности и

профессионализму, как минимум, удовлетворять требованиям , предусмотренным

Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW-

78/95).

СУДОВАЯ СЛУЖБА

7.1. Судовая служба устанавливается судовладельцем по согласованию с капитаном в

соответствии с требованиями международных и национальных правил и норм по безопасности

и предотвращению загрязнения с учетом назначения , типа , технико -эксплуатационных

характеристик, условий и особенностей эксплуатации судна. Она организуется и

обеспечивается капитаном . Структурную основу судовой службы составляют :

1) судовые заведования, определяющие ответственность членов судового экипажа за

обеспечение постоянной готовности к действию, технико-эксплуатационной надежности

и безопасности закрепленных за ними судовых технических средств и конструкций ( или

выполнения возложенных на них общесудовых функций );

2) судовые функциональные службы — служба эксплуатации , радиослужба , техническая

служба и пассажирская служба ( на пассажирских судах), организующие и

обеспечивающие безопасную эксплуатацию и нормальную жизнедеятельность судна и

морские перевозки; в службу эксплуатации входят вахтенная служба ( вахта), медико-

санитарная служба и служба быта;

3) судовая служба борьбы за живучесть, организующая и обеспечивающая подготовку

судового экипажа к действиям в аварийных ситуациях и борьбе за живучесть судна.

СУДОВОЕ ЗАВЕДОВАНИЕ

8.1. Все основные судовые технические средства , конструкции и общесудовые функции

распределяются в заведование членам судового экипажа . Распределение по заведованиям по

представлению старшего помощника капитана и старшего ( главного ) механика утверждается

капитаном и отражается в должностных обязанностях ( инструкциях ) судового экипажа . Капитан вправе , если сочтет необходимым , в процессе

эксплуатации изменить распределение по заведованиям с учетом сложившейся на судне

ситуации , не нарушая при этом международные и национальные правила и нормы по

безопасности и предотвращению загрязнения.

8.2. Члены судового экипажа , ответственные за заведования, должны в совершенстве

знать принцип действия , устройство , технико -эксплуатационные характеристики ,

конструктивные элементы и особенности закрепленных за ними судовых технических средств и

конструкций и обеспечить :

1) проверку состояния и готовность к действию судовых технических средств и

конструкций своего заведования;

2) техническое обслуживание и снабжение сменно-запасными частями, материалами и

инструментом;

3) контроль сроков действительности судовых документов, своевременное их

возобновление органами надзора, ведение технической документации и регистрации в

судовых журналах;

4) составление ремонтных ведомостей и подготовку к ремонту .

8.3. Все судовые технические средства должны использоваться по прямому назначению и

эксплуатироваться в соответствии с правилами и инструкциями заводов-строителей или

изданных судовладельцем . У основных ( наиболее ответственных) судовых технических средств

должны быть вывешены краткие инструкции ( желательно на русском и английском языках ) по

подготовке к действию, пуску, контролю за режимами работы, остановке и выводу из действия .

Состояние и режимы работы судовых технических средств должны контролироваться

штатными и переносными контрольно-измерительными приборами и средствами диагностики,

прошедшими надлежащую ' метрологическую проверку и имеющими , если требуется,

разрешение органов надзора. Средства аварийно-предупредительной сигнализации и аварийной

защиты судовых технических средств должны находиться в состоянии постоянной готовности к

действию, которая должна периодически проверяться в соответствии с действующимиинст -

рукциями. Устройства аварийной защиты должны быть отрегулированы , проверены и при

необходимости опломбированы . Случаи снятия пломб во время эксплуатации должны быть

зарегистрированы в журнале.

8.4. Неисправности судовых технических средств, выявленные в процессе эксплуатации ,

должны устраняться только после их вывода из действия . Если обстановка этого не допускает,

то должны быть приняты все меры для предупреждения возможных повреждений судовых

технических средств. При самопроизвольной остановке судовых технических средств, а также

при их остановке из -за срабатывания автоматической защиты должны быть приняты срочные

меры для выявления и устранения причин, вызвавших остановку. Запрещается пускать судовые

технические средства до выявления и устранения причин, приведших к остановке.

8.5. Структурно избыточные (резервированные) судовые технические средства , как

правило, должны использоваться поочередно таким образом, чтобы они работали примерно

одинаковое время . Судовые аварийные технические средства , используемые на непостоянной

основе , должны подвергаться периодическим проверкам с их регистрацией в судовых

журналах. Проверки и техническое обслуживание судовых спасательных и противопожарных

средств должны осуществляться согласно конвенционным требованиям .

ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА

Основные положения

9,1. Вахтенная служба ( вахта или вахты ) является основным видом выполнения судовым

экипажем служебных обязанностей , требующим повышенного внимания и непрерывного

присутствия на посту или обусловленном рабочем месте. Она организуется и осуществляется в

полном соответствии с требованиями, руководствами и принципами, изложенными в

Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW-

78/95). Структура, состав и численность вахтенной службы устанавливаются судовладельцем

по согласованию с капитаном . Вахтенная служба в любой момент времени должна быть

достаточной и соответствовать преобладающим обстоятельствам и условиям. Капитан вправе

усилить вахтенную службу, если по его мнению близость опасностей , ограничения судовых

технических средств, гидрометеорологическая обстановка , состояние видимости или иные

обстоятельства, не позволяют обычным составом вахтенного персонала обеспечить безопасную эксплуатацию и

нормальную жизнедеятельность судна.

9.2. Вахтенная служба является круглосуточной . Расписание по вахтам ( на ходу и

стоянке) по представлению старшего помощника капитана и старшего ( главного ) механика

утверждается капитаном и вывешивается в легкодоступном месте. Распределение судового

экипажа по вахтам осуществляется с учетом компетентности и профессионализма судового

экипажа . К несению вахты могут привлекаться лица надлежаще подготовленные ,

проинструктированные и имеющие необходимую документально подтвержденную

квалификацию. Вахта должна быть организована так, чтобы усталость всего вахтенного

персонала не влияла на эффективность ее несения, а личный состав первой при отходе в рейс и

последующих сменяющихся вахт получил достаточный и полноценный отдых и был пригоден

для несения вахты . Мера достаточности и полноценности отдыха не может быть ниже

предельных норм, предусмотренных Международной конвенцией о подготовке и

дипломировании моряков и несении вахты (STCW-78/95).

9.3. Главным вахтенным начальником является вахтенный помощник капитана . Он

является представителем капитана (mastersrepresentative), подчиняется только капитану и за

время своей вахты несет всю полноту ответственности за безопасную эксплуатацию судна.

Вахтенная смена должна явиться к месту несения вахты заблаговременно и до вступления на

вахту ознакомиться с условиями плавания , режимами работы судна и основных судовых

технических средств, замечаниями сдающего вахту и распоряжениями вышестоящего

начальника . Вахтенный помощник капитана и вахтенный механик, заступая на вахту, должны

убедиться в том , что весь персонал вахты способен полностью выполнять свои обязанности.

Они не должны передавать вахту сменяющим их лицам , если имеются основания полагать , что

эти лица не способны должным образом выполнять свои обязанности ( о чем немедленно

уведомляется вышестоящий начальник — капитан или старший ( главный ) механик). Вахтенный

помощник капитана и вахтенный механик не имеют права оставить свой пост или передать

кому-либо исполнение своих обязанностей , кроме как по приказанию вышестоящего

начальника ( вахтенный помощник капитана по приказанию капитана , а вахтенный механик по

приказанию старшего ( главного ) механика). Присутствие капитана на мостике, равно как и

старшего (главного ) механика в машинном помещении не снимает ответственности с

вахтенного помощника капитана и вахтенного механика за принятие решений до тех пор пока они примут командование на себя и это будет правильно ( взаимно ) понято , Если в

момент передачи вахты осуществляется важная операция , то она должна быть завершена

передающим вахту лицом командного состава, за исключением случая , когда капитан или

старший (главный ) механик отдали иное приказание . Вахтенный помощник капитана и

вахтенный механик ведут регистрации в судовом и машинном

журналах согласно инструкциям по их ведению .

9.4. При организации вахтенной службы капитан совместно с судовым командным

составом должен проанализировать судовые операции с учетом назначения , особенностей и

условий эксплуатации судна и выделить в их составе критические операции, ошибки в

выполнении которых порождают аварии или создают угрозу судовому экипажу . Выделение

критических операций охватывает весь производственно-замкнутый цикл морских перевозок, включая операции:

1) при стоянке судна в порту;

2) по подготовке судна к рейсу ( выходу в море);

3) при нахождении судна в море;

4) при подходе к порту и входе судна в порт ,

Выполнение критических операций должно осуществляться под строгим контролем

вахтенного персонала, при этом у капитана должна быть полная убежденность в квалификации,

компетентности и профессиональной подготовленности судового экипажа , осуществляющего

эти операции.

Устав службы на морских судах РФ: судовая техническая служба. Назначение и задачи. Планирование ТО. Организация ТО.

СУДОВАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Назначение и задачи

12.1. Судовая техническая служба должна осуществлять техническое обслуживание

судна в эксплуатации и обеспечивать исправное его состояние и поддержание в требуемых

пределах технико-эксплуатационных характеристик. Техническое обслуживание должно осуществляться по комплексной непрерывной планово-предупредительной

(превентивной ) системе. Все выполняемые работы должны:

. 1 проводится дифференцировано — по состоянию или расписанию ( со строго

установленной периодичностью) с учетом особенностей судовых технических

средств и конструкций , их надежности, условий использования и требований

органов надзора;

.2 осуществляться в процессе эксплуатации судна в максимально возможном

объеме;

.3 предупреждать появление интенсивных износов и проводиться до выхода из

строя судовых технических средств и конструкций .

12.2. Общее руководство судовой технической службой осуществляет старший ( главный )

механик. Он должен обеспечить планирование , организацию и контроль технического

обслуживания судна. Ответственность за контроль состояния, своевременное техническое

обслуживание и обеспечение исправности и надежности судовых технических средств и

конструкций несут лица судового командного состава по своим заведованиям. Техническое обслуживание судов осуществляется членами судовых экипажей, входящих в судовую

техническую службу, направляемыми судовладельцем в рейсы по заявкам капитана бригадами

технического обслуживания ( ремонтными бригадами ) и привлекаемыми береговыми

организациями при стоянках судна в портах . Судовая техническая служба осуществляет

предремонтнуюдефектацию и подготовку ремонтных ведомостей перед постановкой судна на

ремонт.

Планирование технического обслуживания

12.3. Основным судовым документом, определяющим контроль состояния, планирование

и регулирование проверок и технического обслуживания судна является план-

график. Он отражает :

. 1 планирование режимов ( сроков , содержания и объемов ) проверок и технического

обслуживания судовых технических средств и конструкций ;

.2 регулирование ( непрерывную корректировку и изменение) этих режимов на основе

последовательно осуществляемого контроля состояния судовыми штатными

контрольно-измерительными приборами , встроенными средствами

диагностирования и универсальными переносными средствами диагностирования и

неразрушающего ( безразборного) контроля .

План- график должен разрабатываться на основе построечной технической документации,

инструкций предприятий-изготовителей, правил технической эксплуатации ,

классификационного общества, нормативных и инструктивных материалов судовладельца и

опыта судового экипажа .

12.4. План-график технического обслуживания разрабатывается по заведованиям и

ведется лицами судового командного состава, ответственными за свои заведования. Контроль

за ведением план-графика осуществляет старший ( главный ) механик. В составе судового план-

графика выделяются как это предусмотрено Международным Ко-дексрм по управлению

безопасностью (ISM Code), план-графики проверок и технического обслуживания:

. 1 судовых устройств, оборудования и технических систем , внезапный выход из строя

которых порождает опасные ситуации ;

.2 судовых устройств, оборудования и технических систем , не используемых непрерывно

(на постоянной основе ) в том числе аварийных ;

.3 судовых средств измерений , важных для оценки безопасности судового персонала,

судна и сохранности груза;

.4 судовых спасательных и противопожарных средств в регламенте , предусмотренном

Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (SOLAS-74).

Критерием определения судовых устройств, оборудования и технических систем ,

внезапный выход из строя которых порождает опасные ситуации , является потеря судном хода ,

управляемости, маневренности, живучести и жизнеобеспечения . Идентификация ( выявление )таких технических средств осуществляется на основе изучения их надежности и опыта

эксплуатации ( на судне должен вестись журнал учета выходов из строя основного судового

оборудования ). На основе судового план-графика капитан представляет судовладельцу заявку

на техническое обслуживание судна на ближайший определяемый условиями эксплуатации

период ( рейс , квартал, полугодие и т. д.). Она должна содержать объем и укрупненный состав

работ по техническому обслуживанию, предложения судовой администрации по исполнителям

этих работ, необходимые средства и материально-техническое обеспечение. Предприятия и

организации, выполняющие техническое обслуживание судна по субконтрактамс

судовладельцем , должны знать и соблюдать требования системы управления безопасностью

при проведении работ на судне.

Общие положения

1.1. Техническая эксплуатация судовых технических средств и конструкций (СТСиК) должна производиться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и требованиями настоящих Правил. В тех случаях, когда инструкции заводов-изготовителей не согласуются с отдельными положениями Правил, должны выполняться требования инструкций.

1.2. При отсутствии инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации СТСиК и в случае необходимости развития и детализации требований, изложенных в Правилах, судовладелец обязан обеспечить разработку инструкций.

1.3. Судовладелец имеет право при наличии достаточных технических обоснований заменять или дополнять отдельные положения инструкций завода-изготовителя. Если изменения касаются документации, согласованной с органами надзора, должно быть получено заключение этих органов на изменение.

В гарантийный период эксплуатация СТСиК должна осуществляться только в строгом соответствии инструкциями и рекомендациями изготовителя.

1.4.Все операции связанные с вводом в действие, изменением режимов работы, выводом из действия, проворачиванием и разборкой технических средств, должны производиться с разрешения, по указанию или с извещением должностных лиц (капитана, вахтенного помощника капитана, старшего механика, вахтенного механика, ответственного по заведованию), если это предусмотрено соответствующими пунктами Правил или другими документами, регламентирующими действия судового экипажа. Необходимо помнить, что несогласованный ввод в действие, изменение режима работы, остановка или разборка технического средства могут привести к непредсказуемым последствиям.

1.5. Бездействия, связанные с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом СТСиК. должны р

Наши рекомендации