Интеграция в мировую логистическую сеть и характеристика транспортных коридоров Республики Беларусь

Как показывает мировой опыт, важнейшим фактором экономического роста является формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране. В индустриально развитых странах логистика давно поставлена на службу повышения эффективности управления движением материальных потоков. В современной рыночной среде процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции организаций, участвующих в перемещении товаров. Возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров, при этом эффективность цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения.

Эволюция логистических систем за рубежом доказывает, что они становятся одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе не только для отдельных организаций, но и страны в целом. В Республике Беларусь сложилась несколько иная ситуация. В силу объективных причин исторического, политического, экономического характера имеет место определенное технологическое отставание в области логистики. Это происходит из-за специфичности развития самих логистических систем, обусловленных целым рядом причин:

· необходимы достаточно прочные связи между производителями, поставщиками и потребителями, которые должны быть объединены в одну систему;

· создание логистических систем требует капитальных вложений и подчас достаточно значительных;

· темпы развития производственной, технической и технологической базы логистики в разных отраслях экономики в последние годы очень высоки и требуют практически постоянного внесения улучшений или внедрения новых продуктов, что требует значительных единовременных затрат;

· постоянное совершенствование технологий предполагает интенсивную подготовку кадров по специальности «логистика», переподготовку и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Одним из базовых приоритетов внутренней и внешней политики Беларуси в современных условиях является ускоренная интеграция ее торгового и транспортного комплексов в мировое логистическое пространство, создание благоприятных условий для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. На решение этих задач нацелена программа развития логистики в Республике Беларусь до 2015 г.

Географическое расположение Республики Беларусь обусловли­вает рост объемов грузоперевозок автомобильным и железнодорожным транспортомв международном сообщении. Так, согласно международной класси­фикации по территории Республики Беларусь проходят трансъев­ропейские коридоры

Железнодорожный транспорт Республики Беларусь является частью евроазиатского железнодорожного комплекса. По террито­рии страны проложены следующие международные магистрали:

• «Брест - Минск - Орша» - главная ось транспортного коридо­ра «Лондон - Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва»;

• «Гомель - Бобруйск - Минск - Молодечно - Лунинец - Барановичи - Лида» соединяет Украину со странами Балтии.

Плотность белорусских железных дорог достигает 27 км на 1000 км2 территории, что меньше в 1,4-3 раза плотности железных дорог в Болгарии, Украине, Литве, Франции, Японии, Польше, Ита­лии, Великобритании, в 3-4 раза - в Венгрии, Турции, Германии и в 7 раз - в США. Однако несмотря на это, действующая железнодо­рожная инфраструктура обеспечивает необходимый уровень обслу­живания экономики страны, а также доступность для 40% населен­ных пунктов республики.

Географическое расположение Республики Беларусь обусловли­вает рост объемов грузоперевозок автомобильным транспортом в международном сообщении. Так, согласно международной класси­фикации по территории Республики Беларусь проходят трансъев­ропейские коридоры общей протяженностью 1513 км:

• № 2 «Запад - Восток» - автомобильная дорога «Берлин - Вар­шава - Минск - Москва - Нижний Новгород»;

• № 9 «Север - Юг» - автомобильная дорога «граница Россий­ской Федерации - Витебск - Гомель - граница Украины»;

• № 9Б - автомобильная дорога «Гомель - Минск - Виль­нюс - Клайпеда - Калининград».

В целом сеть автомобильных дорог общего пользования имеет протяженность более 80 тыс. км, из них 90% - дороги с твердым по­крытием. Вместе с тем плотность автомобильных дорог с твердым покрытием пока не превышает 300 км на 1000 км2 территории рес­публики, что в 4 раза меньше, чем в странах ближнего зарубежья -Украины, Литвы, Латвии, а также таких стран СНГ, как Азербай­джан, Армения и Молдова, и от 4 до 13 раз ниже, в странах с разви­той рыночной экономикой - Англии, Германии, Итапии, Франции, Швейцарии, Японии.

Доля водного транспорта незначительна и составляет менее 1% общего республиканского грузооборота. Протяженность эксплуати­руемых речных путей составляет 1798 км, из которых 680 км вод­ных путей по габаритам судового хода относятся к магистральным участкам рек, а по водным путям протяженностью 477 км осуще­ствляется круглосуточное судоходство.

Отдельные речные порты республики (Мозырь, Гомель, Брест) имеют подъездные железнодорожные пути, что позволяет выпол­нять перевозки с перевалкой грузов с железной дороги на водные пути и наоборот. Более того, порт «Брест» имеет подъездные желез­нодорожные пути европейской колеи, что позволяет обрабатывать грузы, идущие в Западную Европу.

Для транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа в Беларуси широко применяется трубопроводный транспорт, доля которо­го в общем грузообороте республики составляет около 50%, в том числе доля нефтепродуктов - около 38%. Данный вид транспортной системы используется как для потребностей экономики республики, так и для транзита в Западную Европу, страны Балтии, Кали­нинградскую область Российской Федерации. При этом ежегодно перекачивается более 30 млрд м3 газа и около 100 млн т нефти.

Доля воздушного транспорта в грузообороте страны составля­ет примерно 0,01%. Несмотря на это, важно отметить, что отече­ственная авиация обслуживает более 50 международных воздушных трасс и около 90 тыс. транзитных полетов.

Сравнительный анализ транспортного комплекса Республики Беларусь в целом показал, что доля транспортных услуг в валовом национальном продукте страны составляет не более 10%, что почти в 2-3раза ниже достигнутых показателей в подобных транзитных странах Европы. Это указывает на значительный потенциал по развитию данной сферы экономики Беларуси.

Трансформация национальной экономики Беларуси в соответ­ствии с рыночными принципами, а также интеграция в мировую систему обусловливает качественное и полное удовлетворение потребностей экономики республики в транспортном обслуживании. Для этого требуется согласованное развитие всего транспортного комплекса страны, предусматривающее повышение эффективности; использования имеющейся материально-технической базы и рациональное распределение объемов перевозок между видами транспор­та, унификации республиканской системы международных грузопе­ревозок со стандартами Европейского Союза.

Наши рекомендации