Эксплуатационные расходы ОАО «РЖД»

Полные эксплуатационные расходы сформированные в разрезе:

- зависящих (непосредственно связанных с продвижением поездов);

- условно-постоянных (на содержание вводимых основных фондов) затрат.

Зависящие затраты на продвижение поездов

Для расчета зависящих затрат по грузовым перевозкам использовались следующие данные:

- прирост грузопотоков по участкам сети;

- протяженность маршрутов следования грузопотоков;

- вид тяги (электровозная или тепловозная);

- показатели удельных затрат на пропуск груженого и порожнего вагонов, принятых на основе данных «Управленческой отчетности о доходах, расходах и финансовых результатах по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» 7-у и определенных с использованием программы по расчету экономически целесообразных направлений вагонопотоков на полигонах сети железных дорог. В составе указанных затрат не учтены затраты, относимые на вагонную составляющую (стоимость плановых видов ремонтов подвижного состава, амортизация грузовых вагонов и т.п.).

При расчете прогнозируемых зависящих затрат по грузовым перевозкам учитывалось улучшение показателей эксплуатационной работы в результате изменения технического состояния участков сети железных дорог, в том числе за счет их электрификации к расчетному году.

Эксплуатационные расходы на продвижение пассажирских поездов были рассчитаны с использованием показателя прироста пробега поездов и действующих в ОАО «РЖД» единичных расходных ставок на 1 поездо-км в дальнем и пригородном сообщениях.

Условно-постоянные затраты

Прирост условно-постоянных затрат ОАО «РЖД» на содержание создаваемых объектов железнодорожной инфраструктуры определен через сумму формируемых дополнительных амортизационных отчислений, возникающих в результате ввода дополнительных основных фондов при реализации мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры, сложившегося соотношения величины амортизационных отчислений к полным затратам на содержание объектов инфраструктуры (37,4%) и долю условно-постоянных затрат на инфраструктуру (71,7%) в составе полных затрат на ее содержание.

Результаты оценки дополнительной прибыли по перевозочной деятельности ОАО «РЖД»

Дополнительные доходы ОАО «РЖД» в части локомотивной и инфраструктурной составляющей грузовых и пассажирских перевозок на 2025 год составят около 486 млрд. руб. по отношению к отчетному периоду. Прирост эксплуатационных расходов при этом оценен в размере 269 млрд. руб. без учета амортизации и налоговых платежей. Таким образом, прирост прибыли от перевозочной деятельности (до налогообложения) на 2025 год может достигать порядка 217 млрд. руб.

Результаты оценки влияния степени развития железнодорожного транспорта на экономику Российской Федерации

Одним из основных получателей выгод от развития железнодорожного транспорта является бюджетная система Российской Федерации. Выполненный расчет показал, что величина притоков денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации за счет налоговых поступлений и социальных отчислений оценена за 30-ти летний горизонт планирования в размере около 6,5 трлн руб.

Выполненная оценка макроэкономической эффективности реализации Генеральной схемы развития железных дорог показала, что суммарная величина добавленной стоимости от реализации Генсхемы до 2044 года составит – 25,7 трлн. руб., или 855 млрд. руб. ежегодно, что в среднем составит около 1% от общего ВВП Российской Федерации.

Проекты ВСМ также формируют для государства бюджетные эффекты, включающие в себя эффекты инвестиционного спроса, агломерационные эффекты от развития территорий и эффекты от роста туризма. Суммарные бюджетные эффекты за 10 лет до 2040 года составят 5,9 трлн руб.

Притоки денежных средств бюджетной системы Российской Федерации и оценка макроэкономической эффективности с разбивкой по федеральным округам представлены в таблице 12.1.

Таблица 12.1 - Притоки денежных средств бюджетной системы Российской Федерации и оценка ВВП, млрд. руб.

Федеральный округ Бюджетные притоки ВВП
Центральный 566,3 2 204,0
Северо-Западный 714,5 2 543,8
Южный 750,7 2 862,0
Северо-Кавказский 98,1 410,7
Приволжский 653,2 2 669,8
Уральский 1 253,7 5 478,1
Сибирский 830,4 3 214,1
Дальневосточный 1 666,1 6 319,9
ИТОГО 6 532,9 25 702,3



Выводы

Реализация предусмотренных Генеральной схемой мероприятий по развитию инфраструктуры позволит достичь основных целевых значений показателей работы железнодорожного транспорта на перспективу до 2025 года, в том числе:

ü грузооборот – 2895 млрд ткм;

ü пассажирооборот – 145,8 млрд пасс.км;

ü транспортная мобильность (подвижность) населения – 1011 пасс.-км на 1 чел. в год;

ü средний вес грузового поезда – 4160 т;

ü доля груженых отправок, доставленных в нормативный (договорной) срок – 96 %.

В результате реализации проектов организации скоростного и высокоскоростного движения пассажирских поездов на сети ОАО «РЖД», протяженность скоростных и высокоскоростных линий составит более 4,1 тыс. км (в том числе скоростных линий – почти 3,4 тыс. км, высокоскоростных – 772 км). К 2030 году Россия по показателю протяженности линий высокоскоростного пассажирского движения выйдет на уровень развитых европейских стран и Японии.

Для освоения планируемых объемов перевозок предусматривается реализация мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры, с использованием принципа комплексных проектов, в том числе:

- комплексную реконструкцию участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожныхподходов к портам на южном берегу Финского залива;

- усиление пропускной способности направления Волховстрой – Мурманск;

- развитие участка Коноша – Лабытнанги (при строительстве линии Надым – Салехард);

- развитие Московского ж.-д. узла;

- комплексную реконструкцию участка Им. М.Горького – Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская с обходом Краснодарского узла;

- комплексную реконструкцию участка Трубная – В.Баскунчак – Аксарайская;

- развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона;

- развитие участка Тайшет – Междуреченск;

- реконструкция участка Тобольск – Коротчаево;

- проекты организации скоростного и высокоскоростного движения;

- и другие проекты.

В целом по сети железных дорог ОАО «РЖД» потребуется осуществить:

- строительство 5,0 тыс. км дополнительных главных путей;

- оборудование 1,8 тыс. км участков автоблокировкой;

- электрификацию 1,1 тыс. км участков.

Суммарная потребность в инвестициях на период 2016-2025 гг. оценивается в 10,6 трлн руб. в прогнозных ценах без НДС,в период 2016-2020 гг. – 4,4 трлн руб., в период 2021-2025 гг. – 6,2 трлн руб.

Дополнительные доходы ОАО «РЖД» в части локомотивной и инфраструктурной составляющей грузовых и пассажирских перевозок на 2025 год составят около 486 млрд руб. по отношению к отчетному периоду. Прирост эксплуатационных расходов при этом оценен в размере 269 млрд руб. без учета амортизации и налоговых платежей. Таким образом, прирост прибыли по перевозочной деятельности (до налогообложения) на 2025 год может достигать порядка 217 млрд руб.

Вместе с тем, одним из основных получателей выгод от развития железнодорожного транспорта является бюджетная система Российской Федерации.

Величина притоков денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, формируемая в результате реализации мероприятий по развитию пропускных способностей и закупке тягового подвижного состава, за счет налоговых поступлений и социальных отчислений оценена за 30-ти летний горизонт планирования в размере около 6,5 трлн руб., в том числе:

- внутренние притоки – 1,7 трлн руб.;

- основные внешние притоки – 4,5 трлн руб.;

- обеспечивающие внешние притоки – 0,3 трлн руб.

[1] Данные показатели подлежат уточнению в соответствии со «Статистическим отчетом о работе железнодорожного транспорта за 2015 год»

[2] В соответствии с протоколом первого вице-президента ОАО «РЖД» Краснощека А.А. от 4-5 апреля 2016 г. №АК-14/пр Дирекцией тяги ОАО «РЖД» в апреле ведется уточнение баланса парков с определением инвестиционных затрат

Наши рекомендации