Район порта для наливных грузов нефти и нефтепродуктов, химических жидких наливных, жидких пищевых грузов.
Район должен обеспечивать выполнение следующих технологических функций:
· налив и слив нефти и нефтепродуктов;
· бункеровка танкеров топливом, маслами и пресной водой;
· прием с танкеров балластных, льяльных и других загрязненных нефтью и нефтепродуктами вод, нефтеостатков;
· выполнение различных вспомогательных операций, связанных с грузовыми работами по наливу-сливу;
· выполнение работ по комплексному обслуживанию танкеров.
Для осуществления операций с нефтью и нефтепродуктами на ПК должны предусматриваться следующие системы и обустройства:
система грузовых трубопроводов;
система трубопроводов для приема с судов балластных вод и передачи их на береговые очистные сооружения (станции очистки балластных вод - СОБВ);
система бункеровочных трубопроводов и раздаточные устройства для выдачи на суда бункеровочного топлива, масел, пресной воды;
устройства для соединения береговых и судовых трубопроводов;
запорная арматура (задвижки, обратные клапаны, вентили и т. д.);
контрольно-измерительные приборы, в том числе автоматические пробоотборники;
система автоматизированного управления технологическим процессом;
устройства телефонной связи с судном и взаимодействующими береговыми объектами;
устройства для сбора и удаления пролитого груза и загрязненных нефтью вод;
устройства для швартовных операций, подачи на суда предметов материально-технического снабжения и других вспомогательных операций;
устройства пожаротушения;
устройства для снятия статического электричества
Компоновка систем и обустройств должна быть выполнена таким образом, чтобы все операции по наливу или сливу нефтяных грузов, а также по приему балластных и льяльных вод и снабжению танкера осуществлялись без его перестановки.
Прокладываемые на нефтяных причалах трубопроводы до подхода их к оперативной (технологической) площадке могут располагаться на специальных опорах (этажерках), как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости.
На оперативных площадках нефтяных причалов осуществляется наземная укладка трубопроводов в один ряд по высоте.
В районе задвижек устраиваются площадки для их обслуживания.
Через группы трубопроводов в необходимых местах устраиваются переходные мостики.
Для соединения береговых и судовых трубопроводов применяются автоматизированные системы обработки наливных судов (стендеры).
Рис. 20 Схема совмещения зон обслуживания стендеров с зоной расположения судовых приемно-отливных патрубков.
Склады в морском порту.
Склад — территория, помещение (также их комплекс), предназначенное для хранения материальных ценностей и оказания складских услуг.
В логистике склад выполняет функцию аккумулирования резервов материальных ресурсов, необходимых для демпфирования колебаний объёмов поставок и спроса, а также синхронизации скоростей потоков товаров в системах продвижения от изготовителей к потребителям или потоков материалов в технологических производственныхсистемах.
целом комплекс складских услуг представляет собой следующую последовательность:
• разгрузка и погрузка транспорта (выполнении так называемых погрузочно-разгрузочных работ)
• приёмка товаров (Приёмка поступивших грузов по количеству и по качеству. Приёмка товаров — начальная операция, связанная с движением товара на складе и возникновением материальной ответственности)
• размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели)
• отборка товаров из мест хранения (отбор товаров с мест хранения (комплектация), подготовку к отпуску: упаковка, окантовка, маркировка и т. п.)
• комплектование и упаковка товаров
• внутрискладское перемещение грузов
Устройство и тип складов, элементы конструкции и их расположение, этажность и другие характеристики в определенной мере сказываются на выборе технологии складских работ и предопределяют условия труда при выполнении складских операций. Склады морских портов классифицируются по следующим признакам: по месту расположения на территории порта; по конструкции и типу здания; по виду грузов и характеру их хранения; в зависимости от строительного материала склада.
Основными принципами, определяющими размещение складов на территории порта, являются обеспечение прямолинейности грузопотоков, удобство транспортирования грузов и хорошая связь с подъездными путями. Склады, расположенные в непосредственной близости от кордона причала, называются прикордонными и предназначены для краткосрочного хранения грузов. Их площадь, длина, ширина зависят от грузоподъемности и размеров прибывающих судов.Тыловые склады размещаются на значительном расстоянии от причальной линии, в глубине портовой территории и предназначены для длительного хранения грузов.
По типу здания или его техническому устройству складские сооружения делятся на закрытые, полузакрытые, открытые.
Закрытые складские помещения могут быть одно- и многоэтажными, отапливаемыми и неотапливаемыми. Они предназначены для хранения генеральных и некоторых массовых грузов. Наиболее рациональным типом склада принято считать одноэтажный, так как большие вертикальные перемещения грузов в. многоэтажных складах снижают темпы обработки судов и вызывают ряд неудобств при их эксплуатации, что и учитывается при выборе конструкции складов в прикордонной зоне.
Тыловые склады в меньшей степени связаны с технологическим процессом обработки судов и используются главным образом при обработке железнодорожных вагонов и автотранспорта. Тыловые склады, используемые для более длительного хранения грузов, нежели прикордониые, имеют, как правило, несколько этажей. Многоэтажность складов требует более тщательной укладки грузов с учетом максимально допускаемых нагрузок на перекрытия этажей и кубатуры этажных помещений.
К полузакрытым складским устройствам относятся навесы, а также склады, которые имеют боковые стены не но всему периметру. Навесы встречаются в портах значительно реже, чем крытые склады, они служат для хранения грузов, боящихся прямого воздействия атмосферных осадков и солнечных лучей.
Под открытыми складами понимают площадки для открытого хранения грузов (леса, навалочных грузов - угля, руды, песка и т. п.), имеющие прочное покрытие, уклон к водостокам и поднятые на некоторую высоту.
К специальным складским устройствам относятся бункерные сооружения для хранения различных сыпучих материалов, сооружения резервуарного типа для хранения жидкостей, химических грузов и пр.
По виду и характеру хранения грузов склады делят на склады общего назначения, или универсальные, и специализированные. ,Склады общего назначения приспособлены для хранения груза самых разнообразных видов. В основном это склады для грузов, не требующих специальных условий для их сохранности. Специализированные склады предназначены для храпения груза определенных видов, например скоропортящихся, сахара-сырца, нефтегрузов.