Оао «российский институт градостроительства
ОАО «РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
И ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ «ГИПРОГОР»
«Актуализация СНиП 2.07.01-89* Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений»
Первая редакция
Директор института М.Ю. Грудинин
Руководитель работы А.С. Кривов
Москва 2011
Введение
Настоящий нормативный документ (далее – нормативный документ) являетсяактуализацией СНиП 2.07.01-89*, выполненной ЦНИИП градостроительства в 2010-2011 гг. с учетом приведения в соответствие с действующим законодательством и новыми задачами градостроительства в условиях модернизации экономики.
Данный нормативный документ включает следующие разделы: общие положения (область применения, назначение документа, термины и определения); районирование территории Российской Федерации для целей градостроительной деятельности; пространственная организация территории Российской Федерации; планировка и застройка поселений. При разработке нормативного документа учтены факторы, связанные с формированием государственного стратегического планирования в Российской Федерации.
Нормативный документ подготовлен в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», других нормативных правовых документов и документов государственного стратегического планирования Российской Федерации. При разработке нормативного документа учтены требования проектов актуализации строительных норм и правил, в том числе «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СНиП 2.07.01-89*), «Генеральные планы промышленных предприятий» (СНиП II-89-80*), «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий» (СНиП II-97-76*), «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения (СНиП 30-02-97*), других действующих нормативных документов в строительстве, ведомственных нормативных документов.
Содержание
Раздел 1. Общие положения
1.1. Область применения
1.2. Назначение документа
1.3. Термины и определения
Раздел 2. Районирование территории Российской Федерации
Для целей градостроительной деятельности
2.1. Климатическое районирование
2.2. Гляциологическое районирование
2.3. Сейсмическое районирование
2.4. Экологическое районирование
2.5. Водохозяйственное районирование
2.6. Районирование территории по условиям благоприятности для
проживания и хозяйственной деятельности
Раздел 3. Пространственная организация территории
Российской Федерации
3.1. Основные факторы, влияющие на пространственную организацию
системы расселения и размещения производительных
сил на территории Российской Федерации
3.2. Взаимосвязь документов пространственной организации
национальной системы расселения на территории
Российской Федерации с документами государственного
стратегического планирования
3.3. Нормативные требования к пространственной организации
территорий Сибири и Дальнего Востока
3.4. Нормативные требования к пространственной организации
территорий Центрального, Северо-Западного, Приволжского,
Уральского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов
3.5. Нормативные требования к новым типам урбанизации и расселения
3.6. Нормативные требования к зонированию территории для целей
территориального планирования
Раздел 4. Планировка и застройка поселений
4.1. Планировочная структура территорий поселений
4.1.1. Основные требования к территориальному планированию
поселений
4.1.2. Состав планировочных зон и единиц поселений
4.1.3. Территории жилой застройки
4.1.4. Территории общественно-деловой
и многофункциональной застройки
4.1.5. Территории производственной застройки
4.1.6. Территории транспортной и инженерной инфраструктуры
4.1.7. Зоны отдыха и курортные зоны
4.2. Социальные стандарты – набор жилищно-коммунальных и
социально-бытовых услуг, предоставляемых населению
урбанизированных территорий.
4.2.1. Требования к размещению учреждений и предприятий обслуживания
4.2.2. Стандарт услуг, предоставляемых населению
4.3. Требования к застройке территорий жилой застройкии жилых зон
4.3.1. Состав функциональных элементов жилых зон
4.3.2. Типы градостроительных ситуаций, параметры застройки по типам
градостроительных ситуаций и плотности застройки жилых зон и
территорий
4.3.3. Сооружения и устройства для хранения и обслуживания
транспортных средств
4.4. Требования к объектам транспортной инфраструктуры
в застройке поселений
4.4.1. Типы и виды объектов транспортной инфраструктуры
4.4.2. Объекты улично-дорожной сети
4.4.3. Объекты системы городского общественного транспорта
4.5. Требования к объектам инженерной инфраструктуры в застройке
поселений
4.5.1. Типы и виды объектов инженерной инфраструктуры
4.5.2. Объекты водоснабжения, канализации, отводаповерхностных вод
4.5.2.1.Водоснабжение и канализация
4.5.2.2.Дождевая канализация
4.5.3. Объекты энергоснабжения и средств связи
4.5.3.1.Объекты электроснабжения
4.5.3.2.Объекты тепло-, энергоснабжения
4.5.3.3.Объекты топливоснабжения
4.5.3.4.Объекты информатики и связи
4.5.4. Санитарная очистка
4.5.5. Инженерная подготовка и защита территорий
4.6. Охрана памятников истории и культуры
4.7. Соблюдение требований технических регламентов к
планировочной организации территории и требований
к охране окружающей среды
4.7.1. Рациональное использование и охрана природных ресурсов
4.7.2. Защита атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод
и почв от загрязнения
4.7.3. Зашита от шума, вибрации, электрических и магнитных полей,
излучений и облучений
4.7.4. Улучшение микроклимата
4.7.5. Требования пожарной безопасности
4.7.6. Обеспечение доступности жилых зданий, объектов и
инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и
мест приложения труда для инвалидов и других групп
населения с ограниченными возможностями передвижения
Приложения
Приложение 1 Перечень нормативно-правовых и нормативных документов
Приложение 2 Ориентировочные размеры земельных участков
учреждений и предприятий обслуживания
Приложение 3 Нормы земельных участков гаражей и парков
транспортных средств
Приложение 4 Укрупненные показатели электропотребления
Приложение 5 Нормы накопления бытовых отходов
РАЗДЕЛ 1
Общие положения
Область применения
1.Настоящие нормы и правилараспространяются на проектирование и подготовку документов территориального планирования и подлежат применению:
- при разработке документов пространственной организации территории Российской Федерации в соответствии с долгосрочной стратегией пространственной организации территории Российской Федерации;
-при подготовке документов государственного стратегического планирования, документов и схем территориального планирования Российской Федерации (включая актуализацию Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации), схем территориального планирования Российской Федерациив установленных областях деятельности, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, частей субъектов Российской Федерации;
- при разработке схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов;
- при разработке проектов планировки территории, проектов межевания территорий, градостроительных планов земельных участков при застройке территорий;
- при разработке правил землепользования и застройки;
- при подготовке документации по направлениям и отраслям развития инфраструктуры поселений и межселенных территорий;
- при определении необходимых объемов инженерной подготовки территорий для нужд комплексного развития поселений, в том числе жилищного строительства, включающего объекты сопутствующей инфраструктуры, объектов производственного, коммунального, иных видов строительства, расчета необходимых мощностей инженерной инфраструктуры, объемов дорожного строительства;
- при проектировании пространственно развитых систем и сетей обслуживания населения и предоставления услуг, включая транспортные, в границах систем расселения, агломераций, городских округов, городских и сельских поселений.
Настоящие нормы и правила направлены на обеспечение безопасности, социально-экономической эффективности и устойчивости пространственной организации, развития территорий, планировки и застройки населенных мест, охраны здоровья населения, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, сохранения памятников истории и культуры, защиты территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной, транспортной инфраструктуры и благоустройства.
Приведенные в настоящих нормах и правилах требования к объектам градостроительной деятельности применяются на территории Российской Федерации при разработке, экспертизе и реализации документов территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительному зонированию, а также используются для принятия решений органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля и надзора, правоохранительными органами по вопросам, определенным законодательством Российской Федерации.
Требования настоящих нормативов с момента их ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемым документам пространственной организации, территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительному зонированию, а также к иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды жизнедеятельности.
2. Настоящие нормы и правила устанавливают:
- правила и последовательность градостроительного проектирования пространственной организации и планировочной структуры крупных территориальных образований – национальной системы расселения на территории Российской Федерации, межрегиональных и региональных систем расселения, городских и сельских агломераций, городов с пригородными зонами, межселенных территорий, планировочной структуры городов и иных поселений, планировочной и функциональной структуры селитебных зон, нежилых зон, элементов планировочной и функциональной структуры поселений;
- параметры пространственной организации и планировочных требований к элементам планировочной и функциональной структуры поселений, в том числе расчетные требования к предоставлению территорий для различных видов использования, в составе планировочных зон городов и поселений, жилых и иных образований, районов, участков, территорий транспортной и инженерной инфраструктуры при минимальном стандарте уровня услуг, предоставляемых населению в соответствии с действующим законодательством, иными правовыми актами;
-районирование территории Российской Федерации по признакам, требующим учета в нормативных документах пространственной организации территорий Российской Федерации, планировки и застройки поселений, при установлении градостроительных регламентов.
- требования к рациональному использованию и охране природных ресурсов, защите атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод и почв от загрязнения вне зависимости от категории земель, на которых осуществляется градостроительная деятельность, требования по защите от шума, вибрации, электрических и магнитных полей, излучений и облучений.
- требования к обеспечению доступности жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и мест приложения труда для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
- требования к созданию интегральной информационной базы пространственных данных, требования к характеристикам пространственного отображения в определенной шкале масштабов для зон и границ объектов капитального строительства в различных видах документов социально-экономического, территориального планирования, инвестиционного проектирования, обеспечение единой информационной основы разработки, реализации и последующего мониторинга проектов развития территорий.
Назначение документа
Настоящие нормы и правила направлены на повышение эффективности использования для нужд социально-экономического развития страны ее основных естественных ресурсов – земли, лесов, вод, недр, сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих развитие народонаселения, его демографический прирост, совершенствование социальной и селитебной политики, развитие инфраструктуры и хозяйственно-экономической жизни Российской Федерации.
Основными задачами пространственной организации территории Российской Федерации, решению которых служит настоящий нормативный документ, являются:
- модернизация национальной системы расселения, формирование сбалансированной пространственной организации страны, развитие и приток населения в регионы Сибири и Дальнего Востока, аграрные районы Европейской части страны развитие межрегиональных и региональных систем расселения, сохранение и развитие устойчивости исторически сложившихся городов, сел, а также новых зон экономического и социального развития;
- совершенствование пространственной организации и размещения производительных сил: традиционных индустриальных центров, центров добычи и переработки природных ресурсов, сложившихся технологических, агропромышленных комплексов и зон, развитие новых центров инновационной экономики, природо- и недропользования в увязке с развитием городских и сельских поселений и их агломераций;
- модернизация и развитие пространственной организации базовой инфраструктуры: опорной сети железных дорог, автомобильных дорог, создание на их основе новых производственных узлов, жилых и рекреационных комплексов и коридоров развития; сети опорных портовых, мультимодальныхлогистических центров; развитие локальных сетей транспортной, инженерной, информационной инфраструктуры;
- пространственная организация территории Российской Федерации с учетом совокупности условий назначения и использования территорий, территориального планирования и градостроительного проектирования, рационального землеустройства, лесоустройства, бассейнового, экологического, природоохранного законодательства, градостроительного, инженерно-геологического, санитарно-гигиенического регулирования и нормирования;
- пространственная и планировочная организация сложившихся и растущих селитебных ареалов, образуемых городами, селами, иными поселениями, их агломерациями при обеспечении возрастающих объемов жилищного строительства, растущей автомобилизации, распространения локальных и автономных систем инженерного оборудования, модернизации коммунальных объектов и сетей; доведение удельных показателей плотности населения, плотности застройки, доли земель в структуре землепользования для жилой и общественной застройки, рекреации, объектов инфраструктуры до уровня, сопоставимого с мировыми стандартами;
- учет указанных выше факторов при планировании размещения, структуры строительства и его маркетинговых параметров для жилищно-гражданского строительства, исходя из ожидаемых показателей модернизации, реконструкции, выбытия основных фондов жилищно-коммунального хозяйства; определение потребностей в территориях, их правовой и инженерной подготовке при ежегодных объемах строительства жилья не менее 100 млн. кв. м с сопутствующими объектами инфраструктуры.
Федеральные нормативы градостроительного проектирования являются основанием для подготовки и принятия региональных и местных нормативов градостроительного проектирования в части введения в указанных типах нормативов количественных показателей обеспечения населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры в объемах, превышающих установленные действующим законодательством в качестве минимальных.
1.3 Термины и определения
Территория Российской Федерации – поверхность земного шара, занимаемая государством Российская Федерация, включающая земную и водную поверхности, в том числе океанов, в государственных границах и границах международного права, а также недра под указанными поверхностями и воздушное пространство над ними до зоны открытого космоса.
Все территории Российской Федерации имеют юрисдикцию государства, главенствующую над юрисдикциями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, правообладаниями юридических и физических лиц в соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
Применительно к градостроительной деятельности территория Российской Федерации подлежит районированию по физико-географическим (природно-климатическим, гляциологическим, сейсмологическим и др.); эконом-географическим (эконом-географические районы, системы расселения, системы размещения производительных сил и др.); экологическим (ландшафтно-рекреационные зоны, зоны экологического неблагополучия и др.) признакам, подлежащим учету при социально-экономическом и градостроительном регулировании и проектировании.
Территория - термин, относящийся к любой части территории Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования, земельных участков правообладания юридических и физических лиц) в части установления технических регламентов, правил и норм регулирования градостроительной деятельности, относящихся к компетенции Российской Федерации, а также программ, планов и документов пространственной (планировочной) организации и развития территорий, разрабатываемых и утверждаемых в установленном порядке совместно (по согласованию) с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и населением. Регулирование, в том числе проектирование сбалансированной пространственной (планировочной) организации и развития территорий страны в составе градостроительной деятельности осуществляется применительно к целям и задачам социально-экономического и пространственного развития территорий Российской Федерации.
Градостроительное проектирование– деятельность по подготовке документации применительно к развитию территорий, их пространственной организации, в том числе территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, планировке и застройке поселений, осуществляемая в виде разработки и подготовки материалов по обоснованию проектов и проектов документов территориального планирования, зонирования, планировки территорий на основе сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством, федеральными, региональными и местными нормативами градостроительного проектирования .
Районированиетерритории Российской Федерации - установление границ территорий, имеющих сходные естественно-природные и антропогенные (техногенные) условия, влияющие на параметры технического регулирования, нормирования и проектирования в градостроительной деятельности.
Пространственная организация- характеристикаиспользования территории по признакам комплексности и сбалансированности пространственного развития, соответствия принципов, параметров, нормативных правовых документов градостроительного регулирования целям и задачам социально-экономического развития Российской Федерации и развития человеческого потенциала страны.
Политика пространственного развития устанавливается соответствующими программами и схемами пространственного развития Российской Федерации в системе документов государственного стратегического планирования, территориального планирования.
Система расселения населения- распределение народонаселения на территории Российской Федерации, характеризуемое плотностью заселения различных частей страны, расположением межрегиональных систем расселения, городских агломераций, урбанизированных территорий, сети городов и иных поселений во взаимодействии с опорной национальной транспортной сетью.
Преодоление дисбалансов пространственного распределения населения и производительных сил, градостроительное обеспечение создания новых мест расселения и размещения производств в соответствии с новой моделью российской урбанизации в интересах народонаселения страны является задачей документов территориального планирования.
Системы расселения –межрегиональные и региональные сгущения населенных мест и селитебных территорий – городов, иных поселений, их агломераций в увязке с транспортной инфраструктурой, производственными узлами, рекреационными территориями, землями сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фонда, особо охраняемых природных территорий и др.
Характеризуются повышенным уровнем транспортной, трудовой и социальной связности, в том числе относительно одного, либо нескольких городов-центров и их агломераций.
Системы расселения формируются, как правило, на территории нескольких субъектов Российской Федерации, либо муниципальных образований и являются объектами их совместного пространственного развития и планировочной организации.
Городские и сельские агломерации – форма пространственной организации территории, включающая территории различных видов использования и обеспечивающая в пределах расчетной транспортной доступности максимально широкий выбор услуг и возможностей для пространственно распределенного городского и сельского населения.
Агломерации не совпадают с административными границами, их население руководствуется логикой транспортной связности выбираемых мест проживания, обслуживания, приложения труда, типа образования, рекреации и т.п. Агломерации являются объектом разработки схем (планов) пространственного развития и планировочной организации в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Территориально-производственные комплексы (кластеры) –территории размещения групп производственных узлов, предприятий, индустриальных центров, транспортно-логистических узлов, технопарков, связанных сетью транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры, располагаемые в городских агломерациях, либо примыкающие к городам (поселениям). Территориально-производственные комплексы (кластеры) являются местами концентрации инновационного, технологического и промышленного потенциала, центрами экономического роста и структурной диверсификации в регионах, требуют координации инфраструктурных инвестиций государства с инвестиционными стратегиями бизнеса, требуют разработки единой схемы (плана) пространственного развития и планировочной организации.
Структура землепользования в Российской Федерации –соотношение площади земель различного назначения и их использования на территории Российской Федерации. Доля, приходящаяся на земли поселений, составляет около 1% , земли застройки всех видов – 0,3% и нуждается в планируемом увеличении. Сбалансированное пространственное развитие страны, совершенствование системы расселения, развитие агломерационных форм взаимодействия поселений подлежат регулированию, в том числе посредством градостроительного проектирования, в порядке, устанавливаемом законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Межселенные территории– территории, не принадлежащие к землям застройки и землям поселений. Регулирование землепользования на межселенных территориях осуществляется на основании документов, предусмотренных Градостроительным, Земельным, Лесным, Водным, кодексами Российской Федерации, природоохранным и иным законодательством Российской Федерации. Координация и сбалансированность территориальной проекции отраслевых интересов и прав федерального, регионального, муниципального уровней, юридических и физических лиц определяется на межселенных территориях документамитерриториального планирования федерального уровня в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; на уровнях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – соответствующими документами территориального планирования в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Урбанизированные территории -территории, на которых располагаются региональные системы расселения, агломерации, пригородные зоны городов, территории всех видов поселений, в том числе поселков для дачных, садово-дачных объединений и товариществ, селитебные территории, межселенные территории, планируемые к переводу в земли поселений. Пространственная организация развития урбанизированных территорий должна предусматривать сбалансированность территорий жилого (селитебного), производственного, агропромышленного, рекреационного, эколого-охранного назначения в увязке с социальной, транспортной, инженерной инфраструктурой.
Урбанизированные территории являются территориями регулируемого развития новой урбанизации, требуют координации инфраструктурных инвестиций государства с инвестиционными стратегиями муниципальных образований, бизнеса и являются объектами разработки документов пространственного развития и планировочной организации на уровне систем расселения и агломераций.
Планировочная структура территорий поселений (населенных пунктов) -базовая планировочная структура поселений включает: планировочные зоны центра (исторического центра), частной застройки, селитебные, производственные, сложившиеся и новые планировочные зоны, относящиеся к крупным территориальным районам, которые образуют укрупненную планировочную структуру города, поселения; функциональные зоны – жилые, рекреационные, производственные, иные в увязке со структурами непрерывных линейных и линейно-узловых образований - улично-дорожной сети, зоны инженерных сооружений и коммуникаций, системы зеленых зон и природоохранных территорий и др.
Развитие планировочной структуры поселений, в том числе подготовка территорий для нового строительства, должны соответствовать намечаемым объемам реконструкции и строительства жилого фонда, предусматривая сбалансированное и комплексное территориальное развитие поселений в границах одного или нескольких муниципальных образований.
Зонирование территории- раздел градостроительного проектирования, включающий анализ информации о территории и исходных данных, обязательных при подготовке документов территориального планирования; нанесение границ и выявление существующих условий, ограничений, зон с особыми условиями использования территорий, нормативно-технических возможностей по использованию территории, представленных в документации комплексной оценки территории; планирование использования, пространственной организации и основных параметров развития территории путем установления планировочной структуры территории, схем развития инфраструктуры, резервируемых зон развития, планировочных, функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Зонирование территории осуществляется применительно к размерности объекта градостроительного проектирования и является необходимой составной частью материалов, обосновывающих варианты планирования развития территорий при подготовке схем территориального планирования, либо в генеральных планах поселений городских округов, населенных пунктов и при подготовке правил землепользования и застройки.
Структура жилищного строительства – показатель соотношения различных типов и параметров жилых зданий и зданий, включающих жилые помещения, на территории той или иной планировочной единицы – участка застройки, жилых квартала, района, зоны, а также поселения, агломерации, страны.
Основные параметры, формирующие градостроительную структуру жилищного строительства: типы жилых зданий – индивидуальные и квартирные дома;многоквартирные - секционные, включая односекционные, гостиничного типа; усадебные, одноквартирные дома; блок-квартирные; классы жилища - социальный, экономичный, повышенный; этажность; материал стен и перекрытий.
Показатели энергоэффективности, энергосбережения и экономичности эксплуатации относятся к эксплуатационными характеристикам жилых зданий.
Объем и структура жилищного строительства наиболее полно характеризуют уровень социального и технологического развития территории.
Типы градостроительных ситуаций– типы развития комплексной застройки новых территорий и реконструкции сложившихся, характеризуемые определенной структурой строительства, показателями плотности застройки и комфортности проживания.
Установление типов развития комплексной застройки территорий - градостроительных ситуаций позволяет оценивать параметры отвода территорий, необходимых для жилищного строительства на селитебных территориях, параметры развития инфраструктуры, правовой и инженерной подготовки территорий, маркетинга развития предприятий строительной индустрии и строительных материалов, формирования инвестиционных предложений застройщикам, а также размещения объемов социального жилья.
Выбор типов градостроительной ситуации зависит от социальной политики и интегральной инвестиционной привлекательности той или иной территории и оценивается в средне- и долгосрочных прогнозах социально-экономического развития, учитываемых при разработке соответствующих градостроительных схем (планов) развития поселений, агломераций, урбанизированных территорий.
Плотность застройки – в зависимости от типа градостроительной ситуации устанавливается как показатель, предельный для включения в данный тип. Для всех типов развития сохраняется требование размещения индивидуальных транспортных средств в непосредственной близости от жилой единицы, требований к удельной площади планировочных элементов территорий и объектов социальной инфраструктуры применительно к конкретной планировочной единице – кварталу (жилой группе), жилому району (микрорайону, поселку), поселению, селитебной зоне.
Плотность застройки определяется в количестве квадратных метров площади жилых зданий (для квартирных – с площадями лифтовых холлов, коридоров и др.) на 1 гектар планировочной единицы и количеством квадратных метров площади иных типов зданий (социальной, общественно-деловой, инженерной инфраструктуры) на 1 гектар соответствующей планировочной единицы. Суммарная плотность застройки включает количество всех типов зданий на 1 га селитебной территории с учетом площади улиц, дорог, зеленых насаждений, автостоянок и пр.
Земельный участок – часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.
Территория (район) застройки – застроенная или подлежащая застройке территория, имеющая установленные градостроительной документацией границы и проектные параметры застройки – плотность, набор функций, структуру строительства, параметры транспортной и инженерной инфраструктуры.
Красная линия – граница, отделяющая территорию квартала, микрорайона и других элементов планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях.
Линия регулирования застройки–граница застройки, устанавливаемая при размещении зданий, строений и сооружений, с отступом от красной линии или от границ земельного участка.
Территории исторической застройки - включают всю застройку, появившуюся до развития крупнопанельного домостроения и перехода к застройке жилыми районами и микрорайонами, т.е. до середины 50-х годов 20 века.
Территории усадебной, индивидуальной застройки - территории, занятые преимущественно одноквартирными индивидуальными 1-2-х этажными жилыми домами на участках от 1000 до 2000 и более м2, с возможностями хозяйственных построек, садоводства, огородничества, а также в разрешенных случаях содержания скота.
Блок-квартирные жилые дома – жилые дома с количеством этажей не более трех, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый их которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (стены) без проемов с соседним блоком или блоками, имеет отдельный земельный приквартирный участок и выход с участка на территорию общего пользования.
Улица, площадь – территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города, другого населенного пункта.
Квартал – территория, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети, либо иными планировочными границами, устанавливаемыми красными линями.
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – территории с расположенными на них природными объектами, имеющими особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, на которых в соответствии с законодательством установлен режим особой охраны: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Озеленённые (зеленые) территории – территории, на которых располагаются природные и искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты – парк, сад, сквер, бульвар; территории жилых, общественно-деловых и других территориальных зон, не менее 70% поверхности, которых занято зелеными насаждениями и другим растительным покровом.
Пешеходная зона – территория, предназначенная для передвижения пешеходов, на которой не допускается движение транспорта за исключением специального, обслуживающего эту территорию.
Парковка– временное пребывание на стоянках автотранспортных средств, принадлежащих посетителям объектов различного функционального назначения.
Автостоянки – площадки, предназначенные для хранения или парковки автомобилей. Автостоянки для хранения могут быть оборудованы навесами, лёгкими ограждениями боксов, смотровыми эстакадами. Автостоянки могут устраива