Ноу впо «российский исламский институт»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОУ ВПО «Российский исламский институт»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Государственно-конфессиональные отношения в Поволжье и Приуралье»

Факультет журналистики

Кафедра гуманитарных дисциплин

,

профиль подготовки – «031300.62 Журналистика»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения очная

Составитель:

Доцент, к.и.н. Муфтахутдинова Д.Ш.

Казань 2014


УДК 372.8:94(47)

Рецензенты:

Ф.Г. Ислаев, д-р ист. наук, профессор

И.А.Гилязов, д-р ист. наук, профессор

Допущено Научно-методическим советом по изучению истории и культуры ислама в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «031300.62», профиль подготовки – «Журналистика»

Муфтахутдинова Д.Ш. Государственно-конфессиональные отношения в Поволжье и Приуралье: Учебно-методический комплекс.– Казань, 2014. – с.

Аннотация: учебно-методический комплекс предназначен для углубленного изучения процесса эволюции государственно - конфессиональных отношений мусульман Поволжья и Приуралья начиная с эпохи становления тюрко-татарской государственности до начала XXI века. Данный курс характеризует основные этапы и события истории татарского народа и Республики Татарстан в сфере этно-конфессиональных отношений. Учебно-методический комплекс учитывает последние достижения и открытия исторической науки, отражает современные взгляды и уровень исследованности ключевых проблем истории и культуры татарского народа и Республики Татарстан.

Пособие адресовано студентам старших курсов и магистрам по гуманитарным специальностям, а также всем тем, кто интересуется взаимоотношением государства и религиозных объединений.

© Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, 2013

Предисловие

В условиях возрастания самосознания народов нашей страны, сложной межэтнической и межконфессиональной ситуации, особую актуальность приобретает изучение опыта конфессиональной политики многонационального Российского государства. Характер межэтнических и межконфессиональных отношений существенным образом влияет на устойчивое равновесие общества и политическую культуру государства. С 90-х годов прошлого века характер и содержание этих взаимоотношений существенным образом поменялся. Это привело к коренным изменениям отношения государства религиозным конфессиям. Эти изменения нашли своё отражения в таких правовых актах как, конституция Российской Федерации, конституция Республики Татарстан, в федеральных законах «О свободе вероисповеданий» (1990), «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), закон с таким же названием был принят в республике Татарстан в 1999 году.

Существенная демократизация государственно - конфессиональных взаимоотношений это итог не сиюминутных решений политиков и ученых, а результат осмысления исторического пути пройденного народами нашей многонациональной страны, а так же приведение российского и татарстанского законодательства в соответствие с нормами международного права.

Этапы и ключевые повороты эволюции конфессиональной политики содержат и полезные уроки, и непростительные ошибки нашей общей истории. Всё это в значительной мере актуализирует необходимость изучения политики Российского государства по отношению мусульманской конфессии. Конфессиональная политика, проводившаяся Российским государством со второй половины ХVI в. до начала ХХI в., была и остается важнейшим элементом внутренней и внешней политики России. Она в значительной мере определяет смысл и общую направленность многих правительственных решений и существенно влияет на жизнь миллионов российских мусульман.

Перед Россией остро стоит проблема формирования интегрирующей общегосударственной российской идентичности и идеологии способной сплотить население в полиэтничеких, поликонфессиональных регионах. Социальная интеграция в условиях построения гражданского общества невозможна без учета этнического, конфессионального фактора и ценности равенства. В этом плане чрезвычайно важен научно обоснованный и всесторонне выверенный мониторинг этноконфессиональной ситуации в полиэтнических регионах, какими являются Волго-Уральский регион.

Мы живем в эпоху, когда наше государство становится на ноги как полиэтническое и поликонфессиональное. Но в этом государстве каждая этническая группа возвращается к своим корням, где национально-этническое самосознание и этно-конфессиональная идентичность являются весьма важными составляющими. Знания, полученные студентами в ходе изучения спецкурса, будет способствовать познанию ими политического и этнического своеобразия России. Всесторонний анализ конфессиональной политики Российского государства по отношению к нерусским народам Поволжья и Приуралья будет способствовать пониманию сложных процессов, идущих в настоящее время в сфере межнациональных отношений. В истории государственно-конфессиональных отношений российского общества органично отразились политико-культурные традиции взаимоотношения власти и общества, межконфессиональные взаимовлияния, духовно-нравственные приоритеты, этапы формирования культуры межрелигиозного сосуществования и толерантности. Данные факты определяют большую значимость изучения этой дисциплины в системе подготовки педагогических и журналистских кадров в многонациональном Татарстане.

1. Код и наименование направления и профиля подготовки

«031300.62», профиль подготовки – «Журналистика»

2. Код и наименование дисциплины

Б3.В9 Государственно-конфессиональные отношения

3. Цели освоения дисциплины:

Целью освоения дисциплины «Государственно-конфессиональные отношения» является формирование систематизированных знаний у студентов факультета журналистики по истории конфессиональной политики правительства по отношению к мусульманам России во второй половине ХVI - начале ХХI вв.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- этапы конфессиональной политики по отношению к мусульманским народам России;

- причины, цели и последствия данной политики;

- об особенностях подходов различных историков по ключевым проблемам конфессиональной политики Российского государства;

- специальную историческую терминологию и лексику данной дисциплины.

в) уметь:

-анализировать современную этно-конфессиональную ситуацию;

-анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

- видеть главные причины обострения межэтнических и межконфессиональных конфликтов;

- использовать знания, полученные на занятиях при написании докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ, на занятиях по смежным дисциплинам, а также в ходе практической работы в творческой сфере.

г) владеть:

-навыками анализа исторических источников и политологических текстов;

- технологиями приобретения, использования и обновления знаний;

- способами ориентации в профессиональных источниках информации (книги, журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Темы семинарских занятий

Модуль1

Тема 1. Теоретические основы и понятийно-терминологические аспекты изучения государственно-конфессиональных отношений.

1. Теоретико-методологические подходы к понятию «идеология»: множественность парадигм.

2. Этносоциологические подходы к понятиям «религия», «этнос», «этничность», «нация», «национализм».

3.Место религии в системе факторов модернизации общественной жизни.

4. Актуальные проблемы формирования идеологии гражданской нации в полиэтническом регионе.

5. Правовые основы выстраивания отношений между государством и конфессиями (отечественный и зарубежный опыт).

6. Основные направления изучения содержания отношений государства и конфессий.

Понятийный аппарат. Свобода совести, «религия», «религиозная конфессия», «этнос», «этничность», «нация», «национализм», Светское государство, конфессия.

Литература:

Аратюнян Ю.В. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. - М., Аспект Пресс, 1999.-271 с.

Журавлев А.Л. Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: учебное пособие для вузов – М, Форум: Инфра М, 20010, -416 с.

Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. -2001 №3, с. 122-139.

Муфтахутдинова Д.Ш. К вопросу о теории идеологии: историко-философский аспект // Вестник экономики, права и социологии , 2010, № 3, с.155-158.

Набиев Р.А., Гафаров А.А., Ибрагимов Р.Р. Государственно-конфессиональные отношения в России: Учебное пособие. Серия: «Культура, религия и общество» вып. 22 под общ. ред. проф. Р.А. Набиева. – Казань, 2013.

Основы религиоведения: учеб. под ред. И.Н.Яблокова –М., Высш. шк., 2000. -480с.

Религия и идентичность: сборник научных статей и сообщений. -Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. -280 с.

Модуль 2

Модуль 3.

Литература

Набиев Р.А., Гафаров А.А., Ибрагимов Р.Р. Государственно-конфессиональные отношения в России: Учебное пособие. Серия: «Культура, религия и общество» вып. 22 под общ. ред. проф. Р.А. Набиева. – Казань, 2013.

Журавский А. Ислам. - М.: изд-во «Весь Мир», 2004.

Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. - Казань: Фэн, 2006.

Набиев Р.А. Ислам и государство. - Казань: Изд-во Казан. ун-та. 2002.

Одинцов М.И. Государство и церковь: (История взаимоотношений, 1917-1938 гг.). – М., 1991.

Российские мусульмане в этноконфессиональных процессах XIX – XXI вв.: коллективная монография и сборник выступлений на научной конференции, посвящённой памяти академика АН РТ Р.И. Нафигова / под общ. ред. Р.А. Набиева. – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010.

Источники

Мирсаид Султан-Галиев. Статьи. Выступления. Документы. – Казань, 1992.

Мирсаид Султан-Галиев. Избранные произведения. – Ка­зань, 1998.

Неизвестный Султан-Галиев: рассекреченные документы и материалы. – Казань, 2002.

Политические репрессии в Татарской АССР сквозь призму подлинных документов и воспоминаний / авт-сост. А.А. Иванов. – Казань: ред. «Книга Памяти», 2011.

Справочники

Ислам: Энциклопедический словарь. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.

Ислам в Татарстане: Опыт толерантности и культура сосуществования / Авторы-составители: Набиев Р.А. и др. - Казань: Мастер-Лайн, 2002.

Ислам на европейском Востоке: Энциклопедический словарь. – Казань: Магариф, 2004.

Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Выпуск 1. - М., 1998

Электронные ресурсы:

90-летие ТАССР http://tassr90.ru/

Журнал «Панорама-Форум» http://www.kcn.ru/tat_ru/politics/pan/index.php

История Татарстана http://historytat.ru/

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наименование технического средства Количество
Ноутбук
Нетбук Asus
Проектор TOSHIBA
Планшетные сканеры EPSON
Принтер MFU Xerox 5655

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Текущая аттестация:

Вид работы Максимальное количество баллов
Контрольная работа по теме: «Политика Российского государства по отношению к мусульманской конфессии в конце XVIII – начале ХХ вв.»
Защита реферата
Устное выступление на семинарском занятии
Итого
Премиальные баллы:  
1. Участие в студенческой научной конференции
2. Подготовка статьи совместно с научным руководителем для публикации в научном издании
Итого

Вопросы к экзамену

1. Истоки формирования мусульманской конфессии в Волго-Уральском регионе.

2. Социальная и религиозная политика царского правительства в Казанском крае (вторая половина XVI - XVII в.)

3. Участие народов края в антифеодальной и национально- колониальной борьбе вторая половина XVI- XVII в.

4. Особенности национально - колониальной и конфессиональной политики по отношению к народам Поволжья и Приуралья в XVIII в.

5. Конфессиональная политика по отношению к мусульманам в период правления Екатерины II. Создание государственной системы управления мусульманской конфессией.

6. Оренбурское магометанское духовное собрание и его функции.

7. Конфессиональная политика российского правительства в первой половине XIX в.

8. Особенности политики правительства по отношению к мусульманской конфессии во второй половине XIX в.

9. Татарское национально-демократическое движение середины Х1Х – начала ХХ в. Джадидизм.

10. Правительство и церковь в условиях подъема татарского национального движения в начале ХХ в.

11. Политика Советского государства по отношению к мусульманам Поволжья в 1920 – 30 гг.

12. Конфессиональная политика по отношению к мусульманам Поволжья и Приуралья в 40-80 годы ХХ в.

13. Этно - конфессиональные отношения в Республике Татарстан на современном этапе.

14. Этничность и религиозное возрождение в Башкортостане

Итоговая аттестация на экзамене:

Рейтинговая оценка Традиционная оценка Определение
86-100 Отлично Глубоки познания; либо глубокие познания с незначительными погрешностями
71-85 Хорошо Выше среднего уровня, но с некоторыми ошибками; либо средний (общий) уровень знаний с заметными ошибками.
55-70 удовлетворительно Верно, но со значительными изъянами; либо знания, удовлетворяющие минимальному критерию.
0-54 неудовлетворительно Для успешного завершения кура необходимо некоторое количество работы; либо совсем недостаточно – для успешного завершения курса необходим значительный объем работ.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ .

Автор Муфтахутдинова Д.Ш.

Рецензент (ы) доктор исторических наук, профессор Гилязов И.А.

доктор исторических наук, профессор Ислаев Ф.Г.

Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОУ ВПО «Российский исламский институт»

Наши рекомендации