Информационная технология при организации проведения подрядных торгов в строительстве и городском хозяйстве.
Мониторинг.
Управление мониторингом.
Система мониторинга.
Автоматизированное рабочее место (АРМ).
Локальная вычислительная сеть.
INTERNET.
АРМ-«Тендер»
Автоматизированный режим торгов.
Автоматический режим торгов.
АРМ-«Мониторинг»
Одним из основных критериев оценки конкурсных предложений на выполнение объектов подряда является требование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
При оценке претендентов для определения победителя торгов конкурсная комиссия должна учитывать рейтинг каждого из них. Рейтинг претендентов объективно можно определить только на основе регулярных наблюдений за качеством работ на ранее выполненных объектах, изменениями в технической оснащенности, квалификационным составом инженерно-технических работников и рабочих по основным специальностям, обеспечивающим применение современных ресурсосберегающих технологий с высоким качеством работ.
Доступная и объективная информация для обоснования и выбора решений может быть получена при условии применения мониторинга. Мониторинг (от англ. monitoring ) означает регулярное наблюдение, оценки и прогноз (с помощью электронных средств) состояния окружающей среды, различных процессов, происходящих в некоторых странах, а также сбор информации с целью изучения общественного мнения по какому-либо вопросу. Мониторинг рассматривается также как комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызванные деятельностью человека. В частности, под мониторингом земли понимается систематическое наблюдение за состоянием земельного фонда для своевременного выявления последствий негативных процессов. Мониторинг земли является составной частью мониторинга состояния окружающей среды. Объектом мониторинга земли являются все земли, независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.
Под мониторингом понимается также система повторных наблюдений одного или более элементов окружающей среды в пространстве и времени с определенными целями.
Охрана окружающей среды - это целенаправленное воздействие управление мониторингом включает:
- общественно-политическое определение стратегических задач, деятельность трудовых и производственных коллективов, а также граждан, связанную с рациональным использованием природных ресурсов;
- разработку законов, закрепление и развитие в законодательстве основных требований охраны окружающей среды;
- создание системы органов, определение их функций и компетенции в области охраны окружающей среды;
- формирование научно обоснованной программы и схем рационального использования природных ресурсов, разработку и внедрение безотходных технологий, норм и стандартов, системы оценок предполагаемых нововведений;
- создание баз данных, поскольку информация о состоянии окружающей среды имеет стратегическое значение;
- подготовку системы экономической оценки природных ресурсов, а также механизма, стимулирующего экономическую заинтересованность предприятий, строительных и других организаций в рациональном использовании ресурсов и охране окружающей среды.
Применительно к подрядным торгам объектами мониторинга являются здания, сооружения и другие предметы торгов в строительстве, городском хозяйстве и их взаимодействие с окружающей средой.
Мониторинг при организации и проведении подрядных торгов в строительстве и городском хозяйстве обеспечивает получение объективных данных для решения вопросов:
- оценки деятельности претендентов (подрядчиков) при выполнении контрактов (договоров) подряда с учетом реализации условий заказчика, требований по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
- применения современных ресурсосберегающих и безопасных технологий при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов подряда, обеспечивающих высокое качество работ и услуг;
- использования наиболее прогрессивных норм и стандартов при проектировании объектов подряда;
- соблюдения заказчиком и подрядчиками законов и требований по охране окружающей среды при выполнении договоров подряда;
- выбора критериев экономической оценки и механизма, стимулирующего экономическую заинтересованность заказчика и подрядчиков в рациональном использовании ресурсов и охране окружающей среды.
Под системой мониторинга (рис. Г.7) при организации и проведении подрядных торгов в строительстве и городском хозяйстве понимается совокупность баз данных и комплексов технических средств, осуществляющих наблюдение и сбор информации о состоянии объектов торгов, обработку и выдачу их в требуемом виде заказчику, конкурсной комиссии, подрядчикам, а также органам законодательной и исполнительной власти. Систему мониторинга целесообразно создавать по принципу автоматизированных банков данных и знаний (АБДиЗ) - рис. Г.8.
Основной частью АБДиЗ является интегрированная база данных (рис. Г.9), в которую входят: совокупность документов, используемых при организации и проведении подрядных торгов; система классификации и кодирования информации, а также массивы информации, записанные на машинных носителях.
Подсистема математического обеспечения системы мониторинга представляет собой совокупность математических моделей, методов и алгоритмов, позволяющих получить оптимальные решения при оценке рейтинга претендентов, информацию о состоянии выполнения подряда и все необходимые справки в заданное время в режиме "запрос-ответ".
Подсистема программного обеспечения представляет совокупность базового (общего) и специального (прикладного) программного обеспечения, включающего программы, программные комплексы и пакеты прикладных программ, обеспечивающие реализацию на средствах вычислительной техники моделей, методов и алгоритмов, используемых участниками подрядных торгов.
Подсистема технического обеспечения - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих комплексов технических средств наблюдения, сбора, передачи, программной обработки данных, отображения и документирования информации в процессе решения задач мониторинга в интересах участников торгов.
Подсистема организационного обеспечения представляет собой совокупность организационно-технологической документации пользователей системы мониторинга. В состав документации входят алгоритмы функционирования: ИВС системы мониторинга и АРМ специалистов.
Основной целью информатизации процессов организации и проведения подрядных торгов является повышение эффективности работы всех участников за счет получения более полной, достоверной и точной информации. Основными задачами информационной технологии следует считать:
- своевременный сбор и передачу информации о подрядных торгах всем участникам;
- обработку информации в короткое время в соответствии со сроками, установленными заказчиком;
- обоснование и выбор оптимальных проектных решений и автоматизированную разработку проектной (технической) части тендерной документации и конкурсных предложений;
- расчет количественных показателей критериев оценки конкурсных предложений;
- расчет показателей при разработке коммерческой части тендерной документации;
- формирование в автоматизированном или автоматическом режиме всей документации, используемой участниками при организации и проведении подрядных торгов.
При использовании информационной технологии организации и проведения торгов заказчик получает:
- проектную документацию на объекты подряда;
- особые условия и требования к объектам подряда, работам и услугам;
- квалификационную документацию с требованиями к претендентам (подрядчикам);
- справочную информацию на основе мониторинга по проведению торгов;
- систему критериев оценки претендентов;
- коммерческую цену (цену заказчика) на выполнение подряда;
- проект контракта (договора) на выполнение подряда.
Специалисты организатора торгов применяют информационную технологию, разрабатывая следующие документы:
- комплект тендерной документации;
- обобщенную оценку конкурсных предложений;
- извещения о проведении торгов.
Подрядчики имеют возможность обработать в комплексе:
- заявку на участие в подрядных торгах;
- проектную (техническую) документацию;
- коммерческую часть конкурсной документации (цена на объекты подряда);
- квалификационную документацию при проведении заказчиком предквалификации;
- проект контракта (договора);
- альтернативные конкурсные предложения.
Конкурсная комиссия может в автоматизированном режиме осуществить комплексную оценку конкурсных предложений на основе системы критериев, установленных заказчиком, и оформить всю документацию.
Для информатизации и компьютеризации процессов организации и проведения подрядных торгов в строительстве и городском хозяйств целесообразно создавать корпоративную компьютерную сеть, объединяющую локальные информационно-вычислительные сети заказчика; предприятий, организаций (фирм) - потенциальных претендентов на подрядные торги; проектных организаций (фирм) - потенциальных претендентов на разработку проектной (технической) документации или использовать INTERNET.
Организаторам торгов целесообразно иметь автоматизированное рабочее место по разработке тендерной документации для претендентов на подрядные торги, проведению совместно с тендерной комиссией предварительной квалификации претендентов и подготовке документации для тендерной комиссии (АРМ - "Тендер").
АРМ-"Тендер" для проведения торгов включает персональный компьютер, принтер, телефакс и копировальный аппарат. Возможно использование в его составе компьютерной сети и телефонной станции. В этом случае требуются один компьютер-сервер, обслуживающий группу ПК, и один принтер, подсоединенный к серверу так, чтобы любой компьютер группы имел выход на принтер. Телефонная связь осуществляется через станцию. При этом один телефонный номер должен быть отведен для телефакса. Практика проведения торгов показывает, что желательно использование телефакса в режиме телефон-телефакс. При несовершенстве связи бывают случаи, когда документы сильно искажаются при передаче. Контроль качества сразу после передачи факса позволяет сберечь время, столь ценное в быстротечной процедуре торгов. Количество и тип копировальных аппаратов, обслуживающих группу, зависят от объема торгов, типа объектов и степени подготовки проектной Документации.
Использование АРМ-"Тендер" позволяет реализовать два режима проведения предварительного квалификационного отбора: автоматизированный и автоматический. Разница между режимами заключается в том, что последний совершенно не требует участия экспертов. Информация из конкурсных заявок участников торгов заводится в компьютер в соответствии с предлагаемыми формами, и все расчеты и сопоставления сведений о квалификации с требованиями, установленными заказчиком или конкурсной комиссией, выполняются автоматически.
В результате автоматической предварительной квалификации формируется список организаций, удовлетворяющих минимальным квалификационным требованиям. Роль конкурсной комиссии сводится к утверждению результатов отбора.
Автоматизированный режим квалификационного отбора реализуется с привлечением экспертов. При этом АРМ-"Тендер" предлагает удобный интерфейс для работы с базой данных по экспертам с возможностью автоматизированного выбора их, исходя из специальности, специализации, послужного списка и т.д. Сформированная группа экспертов проводит экспертизу представленных конкурсных заявок, используя балльную оценку квалификации по заранее установленным критериям.
Основное назначение автоматизированного рабочего места "Мониторинг" (АРМ-МТ):
- обеспечение высокого качества принимаемых решений при выборе победителей подрядных торгов на основе объективной оценки рейтинга подрядчиков (претендентов);
- повышение оперативности управления торгами;
- обеспечение высокого уровня взаимодействия между участниками торгов.
Пользователями АРМ-МТ являются заказчик (инвестор), организатор подрядных торгов, члены конкурсной комиссии, руководители организаций-претендентов. Информация выдается с учетом разграничения доступа к базам данных в соответствии с полномочиями участников подрядных торгов.
8.8 Разработка и оформление тендерной документации по правилам Всемирного банка.
Основные понятия
Всемирный банк.
Заемщик.
Вид и метод закупок.
Национальная и конвертируемая валюта.
Общие и особые условия контракта.
Всемирный банк (Банк) устанавливает особые требования к процедурам закупок, для финансирования которых используются его кредиты. Основные виды и методы закупок представлены на рис. Г.10.
Процедуры закупок по правилам Банка различаются в зависимости от того, что закупает заемщик: работы, товары или услуги.
К работамотносят отдельные виды или группу работ. Банк устанавливает обязательные процедуры по присуждению контрактов в зависимости от предварительно оцененной стоимости работ (табл. Г.20). Закупка товаровтакже осуществляется на конкурсной основе. Если закупаемое по одному контракту отдельное изделие или их группа предварительно оцениваются в 300 тыс. долл. США или более, обязательно проводятся международные торги. Это же правило применяется в том случае, если совокупная стоимость изделий по нескольким контрактам превышает 500 тыс. долл. Национальные торги с публикацией в местной печати проводятся при закупке отдельных изделий или их групп для специального оборудования и запчастей в случае, если совокупная предварительная стоимость не превышает 1,1 млн долл.
При закупке услугконсультантов, которыми могут быть юридические и физические лица, процедуры заключения контрактов зависят от их суммы (табл. Г.21). При небольших суммах Банк полностью полагается на заказчика, при значительной сумме контракта согласовывает и проверяет документы торгов.
Как и российское законодательство, Банк допускает закупки из единственного источника только в исключительных случаях. Предложения о таком методе закупки, исходящие от заемщика, рассматриваются Банком в каждом конкретном случае. Когда для закупок выбирается метод международных торгов, заемщик обязан получить согласие Банка по основным этапам процесса осуществления закупок. Для этого до объявления о начале приема от поставщиков документов для проведения предварительного квалификационного отбора заемщик обязан передать в Банк на рассмотрение:
- проект документов, которые будут использоваться;
- текст приглашения на участие в предварительном отборе;
- опросный лист для предварительного отбора;
- описание рекламных мероприятий.
Заемщик должен выполнить обоснованные требования Банка после проверки документов. Затем начинается процедура квалификационного отбора. До окончательного выбора участников торгов заемщик должен передать в Банк:
- перечень претендентов, выбранных заемщиком, чьи предложения прошли квалификационный отбор;
- отчет по результатам квалификационного отбора;
- основания, по которым кто-либо из приглашенных участников не прошел квалификационный отбор.
После рассмотрения списка участников, прошедших квалификационный отбор заемщика, Банк может включить или исключить из списка кого-либо из участников. Заемщик извещает участников о результатах отбора только после того, как список будет проверен Банком.
До объявления о приеме конкурсных предложений от участников, прошедших предварительный квалификационный отбор, заемщик должен представить Банку:
- приглашение к участию в торгах;
- базис для оценки предложений и присуждения контракта;
- условия контракта и спецификации на поставку товаров.
При обоснованных требованиях Банка заемщик обязан вносить изменения в конкурсную документацию. После получения предложений и их оценки, до вынесения окончательного решения о присуждении контракта, заемщик направляет в Банк подробный отчет о проведенной работе, а также рекомендации по присуждению контракта. Избранного участника заемщик извещает только после получения согласия Банка.
Для проведения международных конкурсных торгов на закупку работ Банком разработана типовая конкурсная документация. Она включает несколько разделов.
Приглашение к участию в торгах содержит общую информацию: название и адрес заемщика и/или его агента (работодателя); адрес, по которому можно получить документацию по закупкам; размер платежа за один комплект документации для торгов; сроки проведения торгов; необходимые виды обеспечения конкурсного предложения, а также прочую дополнительную информацию по усмотрению заемщика
Инструкция для участников торгов содержит информацию, необходимую для подготовки конкурсного предложения, полностью отвечающего требованиям работодателя. Здесь же приводятся общие сведения о представлении конкурсных предложений, их вскрытии и оценке, о присуждении контракта. Условия данного раздела не могут быть изменены и остаются в том виде, в каком они отпечатаны в форме. Изменения и дополнения к положениям этого раздела, необходимость в которых может возникнуть в случае специфических закупок, вносятся только в следующий раздел "Сведения о торгах".
Сведения о торгах предназначены для представления конкретной информации по соответствующим пунктам предыдущего раздела для каждой отдельной закупки. В сведения о торгах включаются также информация и требования по конкретному предмету торгов и заемщику, информация о процессе закупок, правилах в отношении цены и валюты конкурсных предложений, о критериях, по которым будут оцениваться предложения. В этот раздел должны быть включены все сведения, уточняющие и дополняющие положения предыдущего раздела.
Условия контракта являются составной частью типовой документации для торгов на строительные работы. Разработаны они Международной федерацией инженеров-консультантов (FIDIC ). Текст данного раздела изменению не подлежит. Общие условия контракта включают информацию, касающуюся определений и толкований контракта; прав и обязанностей заказчика, подрядчика и их представителей. Здесь же определены порядок использования рабочей силы и оборудования, а также требования к качеству выполнения работ. Условия контракта регламентируют порядок ведения работ и устанавливают процедуры, необходимые при изменении проектных решений, выявлении дополнительных работ, задержках в производстве работ и т.п. В этом разделе подробно расписаны действия сторон при возникновении претензий, установлена ответственность за некачественное выполнение работ; решаются вопросы оплаты выполненных работ, авансовых платежей, распределения рисков, защиты авторских прав, применяемого законодательства и т.п.
Специальные условия дополняют общие условия контракта с учетом специфики условий страны в отношении работодателя (заказчика), его представителя (инженера), проекта в целом и работ по контракту. При подготовке данного раздела работодатель должен тщательно ознакомиться с общими условиями и конкретными требованиями контракта. Внесение поправок или включение новых условий требуют юридических консультаций.
Технические спецификации должны обеспечить максимально возможную конкуренцию и в то же время четко определить необходимые стандарты на материалы, оборудование, прочие поставляемые изделия, а также на качество исполнения работ.
В России рабочую документацию, состоящую из чертежей и пояснительных записок к ним, а также спецификаций, разрабатывает обычно проектировщик (проектный институт).
В специальном разделе приводятся образцы формы конкурсного предложения, приложения к нему, формы гарантии конкурсного предложения, которые участник торгов должен заполнить и представить вместе со своим предложением, а заемщик должен окончательно доработать к моменту подписания контракта.
Ведомость объемов работ (ВОР) составляется с целью:
- предоставить претенденту информацию о подлежащих выполнению объемах работ для подготовки конкурсного предложения;
- контролировать и оценивать выполненные работы после подписания контракта.
В документации Банка предусмотрены также форма контракта, форма гарантии на выполнение работ и форма банковской гарантии на выплату аванса.
Чертежи. Здесь обычно приводится упрощенная карта местности, на которой показана строительная площадка по отношению к окружающей местности, включая главные автомобильные и железнодорожные дороги, аэропорты, морские и речные порты.
Текстовая часть на всех чертежах должна быть на английском языке, являющимся официальным языком международных торгов. При этом тексты могут дублироваться на русском и других языках.
Пояснительная записка содержит примечания, относящиеся к внесению изменений в текст FIDIC для приведения его в соответствие с обычными требованиями или рекомендациями Банка. Эта записка не включается в конкурсную документацию для торгов. Если это необходимо, соответствующие подпункты вносятся в условия контракта.
Вышеупомянутые документы на закупку подготовлены с учетом проведения предварительного квалификационного отбора. С согласия Банка может быть проведен последующий квалификационный отбор. В этом случае условия разрешают заемщику применять устанавливаемые им критерии для проведения квалификационного отбора потенциальных участников торгов. Квалификационный отбор, как предварительный, так и последующий, является важным компонентом процесса закупки. Поэтому разработанные критерии должны быть конкретными и оцениваться по балльной системе, чтобы исключить субъективность суждений при оценке конкурсных предложений.
Основные процедуры международных торгов
При осуществлении закупок в соответствии с принятыми Банком правилами заемщик должен придерживаться определенных процедур, общих для всех методов закупок (рис. Г. 11). Основные процедуры обусловлены универсальными требованиями, широко применяемыми в деловой практике. Из рис. Г.11 видно, что при проведении международных конкурсных торгов на определенных этапах требуется согласие Банка. Если закупки осуществляются другими методами, такое одобрение не требуется. В этом случае заемщик должен сохранить все подробные протоколы / записи, обосновывающие заключение контракта, для дальнейшей их проверки независимыми аудиторами и представителями Банка.
Рассмотрим основные этапы закупок.
Определение объема работы. На этом этапе не требуется подробный перечень всех компонентов планирующихся закупок, план представляется в общих чертах. Конкретные детали будут прорабатываться позже, в процессе осуществления закупок.
Выбор метода закупок. После определения предполагаемого объема работ, заемщик должен выбрать наиболее подходящий для этого объема метод закупок и получить согласие Банка. Если Банк одобрит выбранный заемщиком метод, ему будет направлено "письмо-одобрение", в противном случае Банк направляет обоснование своего отказа.
В общем графике закупок следует учесть время, необходимое Банку для рассмотрения вопросов, требующих согласования.
Составление графика закупок. На начальной стадии заемщик должен составить реальный поэтапный график распределения объема закупок по срокам в рамках их осуществления в целом. И т. д.
Вся документация, подготовленная в соответствии с обычными требованиями проведения международных конкурсных торгов, должна быть составлена на английском языке. Российские заемщики могут подготовить перевод этой документации на русский язык и предоставлять его российским участникам по их просьбе. Предложения, направляемые заемщику, должны быть составлены на английском языке.
Все национальные закупки осуществляются на национальном языке.
В документации для торгов указываются:
• валюта (или валюты), в которой участнику разрешается указывать цены;
• методика пересчета цен, выраженных в различных валютах, в единую валюту для сравнения предложений;
• валюта, в которой оплачивается контракт.
Если в предложении с наименьшей оцененной стоимостью значительно превышены предварительные сметные затраты заемщика, у него имеется два варианта:
• объявить о проведении повторных торгов на закупку, перераспределив или уменьшив объем работ;
• с предварительного согласия Банка провести переговоры с участником, представившим предложение с наименьшей оцененной стоимостью, и попытаться подготовить соответствующий контракт за счет сокращения объемов работ и/или перераспределения риска и
ответственности, в результате чего уменьшится цена контракта.
Принятое заемщиком решение о присуждении контракта участнику, представившему предложение с наименьшей оцененной стоимостью и прошедшему квалификационный отбор, должно быть подтверждено письмом-согласием Банка. Комиссия по оценке предложений, образованная заемщиком, готовит полный отчет о проведении оценки предложений для передачи его в Банк. В отчете указываются: дата публикации приглашения к участию в торгах, сведения о документации для торгов, протокол церемонии вскрытия предложений и отчеты; рекомендации комиссии по оценке предложений и согласие заемщика с этими рекомендациями. Отчет дает возможность Банку принять решение о согласии или несогласии с выбором заемщика. Поскольку отчет является единственным документом, на основании которого Банк принимает решение, в интересах заемщика принять все необходимые меры для подготовки его по наиболее полной и точной форме. По получении письма-согласия Банка заемщик направляет избранному участнику извещение о присуждении ему контракта и начинает с ним предварительные переговоры по заключению контракта.
Не существует какой-либо типовой формы отчета, однако, желательно, чтобы заемщик следовал рекомендациям табл. Г.21 и представлял Банку отчет, состоящий из девяти подробно заполненных разделов.
В рамках общего руководства Банк проводит проверки процедур осуществления закупок, включая оценку конкурсных предложений, и дает рекомендации по присуждению контракта. Если выяснится, что процедуры не были соблюдены, закупки могут быть объявлены недействительными. Банк может объявить закупки недействительными даже после заключения контракта в случаях, когда его согласие было выдано на основе неполной, неточной или неправильной информации, представленной заемщиком, или когда решением суда установлено, что контракт был присужден в результате подкупа должностных лиц.
Сходство в оформлении документации и процедурах закупки товаров, работ и услуг позволяет легко трансформировать документацию для различных видов торгов. Примерное содержание разделов тендерной документации приведено в табл. Г.22. Документация для торгов обычно продается за 50-200 долларов США, что покрывает расходы по подготовке и почтовой отправке документов.
Что касается самого контракта, то общие условия контракта на поставку товаров, кроме статей, совпадающих с условиями контракта на выполнение работ, содержат специфические статьи (табл. Г.23).
Особые условия уточняют общие условия контракта. Например, платежи за местные товары могут осуществляться следующим образом:
• авансовый платеж (10% от всей стоимости контракта) производится в течение 30 дней после подписания контракта, по представлении банковской гарантии на эквивалентную сумму;
• после поставки - 80% контрактной цены;
• после окончательной приемки - оставшиеся 10% в течение 30 дней после даты подписания приемочного акта.