Критерии и методы оценки конкурсных предложений (оферт).
Бальные методы оценки.
Технико-экономические показатели.
Условная эффективность.
Цена заказчика.
Цена подрядчика.
Оценка предложений претендентов может проводиться по одной из существующих методик, которые выбираются конкурсным комитетом. (Рисунок Г. 2) Большинство существующих методик по оценке конкурсных предложений основываются на бальных методах оценки, в которых по каждому частному критерию устанавливается соответствующее количество баллов. После придания всем частным критериям определенного количества баллов производится их суммирование и по результатам величин обобщенных показателей определяется победитель конкурсов. Следует отметить, что бальные оценки имеют несколько существенных недостатков, основные из которых следующие:
1.Метод бальных оценок носит субъективный характер, что в определенных условиях может создать прецедент для лоббирования результатов конкурсов;
2.Метод бальных оценок не позволяет однозначно определить корректность представленных частных показателей претендентами, в результате чего конкурсный комитет лишен возможности объективно оценить претендента и его предложения;
3.При проведении конкурсов одновременно на проектирование и строительство
конкурсному комитету приходится использовать две методики оценки, которые идеологически и структурно не корреспондируются друг с другом, что влечет к проблемам однозначного выбора победителя;
4.Заказчик в лице конкурсного комитета в силу методологической специфики бальной системы оценки вынужден привлекать в состав своего комитета большое количество
экспертов, что объективно снижает уровень защищенности конфиденциальной информации;
Вынужденное увеличение количества высококвалифицированных экспертов, а
также относительно продолжительная процедура оценки и отбора претендентов на стадии предварительной квалификации и определении победителя при проведении конкурсов за счет перечисленных факторов значительно снижают эффективность конкурсов;
6. В силу качественной неоднородности набора оцениваемых частных технико-экономических показателей члены конкурсного комитета не могут квалифицированно провести оценку одновременно по всем критериям (экономическим, финансовым, технико-технологическим, проектно-конструкторским, архитектурно-художественным, экологическим и др.), потому что универсальность квалификации экспертов в решении подобных задач имеет ограниченные возможности;
7.При бальных оценках, как правило, заказчиком не учитывается коэффициент персональной квалификации экспертов, из-за отсутствия достоверных методов количественно
го определения показателей (коэффициентов) квалификации экспертов;
8.Метод бальных оценок не обладает возможностью сравнения потенциальных возможностей претендентов с выдвигаемыми условиями и требованиями заказчика, что в определенной степени дискредитирует суть конкурсов, цель которых, в конечном итоге, сводится к отбору такого претендента, который в наибольшей степени соответствует интересам заказчика;
9.При использовании метода бальных оценок обобщающие показатели, характеризующие уровень претендентов и их предложения, определяются суммой произведений, первый множитель которых отражает весомость частного критерия, а второй - количество баллов по этому критерию. Такой подход к расчету не исключает возможности случая, когда более эффективными претендентами могут быть признаны, в том числе и те, которые имеют достаточно большие значения (в баллах) частных критериев с маленькими значениями весомости (значимости).
В связи с вышеизложенным на практике зачастую используются методы оценки, которые основываются на абсолютных значениях частных технико-экономических показателях. Вместе с тем наиболее актуальной является проблема комплексной интегральной и дифференциальной оценки претендентов. Для этого необходима система показателей, характеризующих, с одной стороны, техническую и организационную составляющие предложений претендентов (первая группа показателей), а с другой коммерческие предложения (вторая группа). К первой группе показателей можно отнести:
1.Показатели, характеризующие временные параметры выполнения обязательств претендента (сроки начала и завершения работ, ввода объектов в эксплуатацию и т.п.);
2.Показатели качества продукции (услуг), выполняемых претендентом, (качество решений генерального плана, объемно-планировочных и конструктивных решений, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, поставляемых материально-технических ресурсов и др.);
3.Показатели, характеризующие уровень организации выполнения работ;
4. Показатели, характеризующие уровень организации управления реализацией предмета конкурсов;
5.Показатели, характеризующие технический и технологический уровни производства;
6.Показатели, характеризующие технические и имущественные гарантии претендента и другие.
Ко второй группе показателей относятся:
1.Цена предмета конкурса (рисунки Г.3 – Г.4);
2.Методы расчета за выполненные работы.
3.Предложения претендента по условиям и порядку финансирования и кредитования работ (услуг);
4. Стоимостные показатели выполнения контракта.
Обе группы перечисленных показателей не являются окончательными и обязательными, а их значимость (вес) зависят от предмета конкурсов и определяются конкурсным комитетом. Состав критериев должен сообщаться в составе конкурсной документации в разделе «Условия и порядок проведения конкурсов».
Выбор победителя должен определяться критериями, содержащимися в конкурсной документации. Перечень показателей, их оценка, методический подход к оценке предложений претендентов и выбору из них лучшего разрабатываются конкурсным комитетом и зависят от особенности объекта, специфики предмета конкурсов, задач и целей, поставленных заказчиком. Кроме того, во внимание также могут приниматься дополнительные технические, организационные и коммерческие предложения, представленные претендентами, а также их деловая репутация. Поэтому оценка предложений носит многокритериальный характер.
Набор критериев для оценки предложений претендентов определяется конкурсным комитетом. Использование единого измерителя для сравнения предложений невозможно из-за качественной разнородности критериев, поэтому необходимо использовать какой-либо способ сведения количественной оценки несоразмерных частных критериев в один обобщающий показатель.
Наиболее полно требованиям сравнительной оценки предложений претендентов отвечает метод основанный на использовании функции полезности, рекомендуемый Международным банком реконструкции и развития Главной идеей метода является использование единой оценочной шкалы (шкалы полезностей) для измерения качественно разнородных критериев, при этом по каждому варианту оферты по частному критерию ставится в соответствие определенная полезность, выраженная некоторым числом, что позволяет решить проблему сведения критериев к одному показателю.
Для каждого конкурсного предложения (варианта) определяется вектор полезности:
[F(x1);F(x2);…;F(xm)] (3.1)
где F(x) – мера полезности по критерию i;
1,..., m – количество критериев.
Определение обобщающей полезности варианта j осуществляется посредством комбинирования мер полезностей F(xj) при помощи весового коэффициента Wj, отражающего относительный вклад фактора i в суммарную полезность вариантов:
(3.2)
где Р - обобщенная полезность варианта j,
Fij (xi - полезность варианта j по критерию i;
Wi - весовой коэффициент критерия i.
Для применения метода сравнительной оценки оферт необходимо:
1. Определить перечень критериев для сравнительной оценки вариантов;
(3.3)
2.Назначить веса критериям при условии их установленной эффективности;
3.Выбрать шкалу для измерения полезности;
4.Построить функции полезности по каждому критерию.
Выбор критериев оценки определяется требованиями совместимости с целями конкурсов, ясности, измеримости и максимально достижимой объективности. Предлагаемый перечень критериев для сравнения предложений по строительству объекта при наличии проектной документации включает:
- продолжительность выполнения подряда;
- стоимость выполнения подряда;
- опыт возведения аналогичных объектов;
- опыт работы в данном регионе;
- качество используемых материалов;
- наличие возможности привлечения квалифицированных субподрядчиков и поставщиков;
- профессиональный состав и квалификация работников подрядчика;
- надежность подрядчика как делового партнера;
- финансовая устойчивость подрядчика (таблица Г.3);
- условия оплаты, вид договорной цены;
- гарантийное и послегарантийное обеспечение объекта, оборудования.
В качестве показателя условной эффективности по фактору времени принимается отношение продолжительности строительства предложенной оферентом к нормативной продолжительности.
В качестве показателя условной эффективности по фактору цены принимается отношение цены предложенной оферентом к предварительной оценке стоимости подряда заказчика.
Более подробно с рассмотренной методикой можно ознакомиться в книге Организация и проведение подрядных торгов на объекты и услуги в строительстве и городском хозяйстве: Авторы: Н.В. Варламов, Ю.П. Панибратов, A.M. Симановский, А.И. Солодкий, Р.Б. Шакиров, В.А. Яковлев; Под обшей ред. В.А. Яковлева Учебник /М.: Издательство АСВ, 2000.-281 с. с илл.