Статья 5. Государственное регулирование торговли и бытового обслуживания
Государственное регулирование торговли и бытового обслуживания осуществляется посредством:
- установления требований и правил к ее организации и осуществлению; антимонопольного регулирования торговли и бытового обслуживания;
- информационного обеспечения в этой области;
- государственного контроля в области торговли и бытового обслуживания;
- технического нормирования, стандартизации, подтверждения соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования, стандартизации и регистрации товаров, сертификации рецептур блюд, кулинарно-кондитерских изделий и иной продукции общественного питания.
2 Закон РТ «О внешнеторговой деятельности» от03 июля 2012 г. № 846.
Статья 5. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:
- единство внешнеторговой политики как составной части внешнеэкономической политики Республики Таджикистан;
- защита государством прав и законных интересов субъектов внешнеторговой деятельности;
- равенство и предотвращение дискриминации прав субъектов внешнеторговой деятельности;
- единство таможенной территории Республики Таджикистан и системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для субъектов внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- исключение необоснованного вмешательства государства или его органов вовнешнеторговую деятельность и нанесения ущерба субъектам внешнеторговой деятельности и экономике Республики Таджикистан;
- взаимоответственность государства и субъектов внешнеторговой деятельности.
3 Закон РТ «О защите прав потребителей» от 9 декабря 2004 г. № 72(с изменениями на 18 марта 2015 г.). Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), обеспечивает государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.
4Закон РТ «О техническом нормировании» от 18 мая 2009 года №639(с изменениями на 28 июня 2011г.);
5Закон РТ «О стандартизации» от 16 декабря 2010 г. № 102(с изменениями на 16 апреля 2012 г.);
6 Закон РТ«О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 10 мая 2002 г. №54 (с изменениями на 25 марта 2011 г.).Закон определяет правовые, социальные и экономические отношения на этапах заготовки, производства, транспортировки, хранения, реализации пищевых продуктов, материалов и изделий и их ингредиентов, а также упаковочных и вспомогательных материалов между производителем, продавцом и потребителем с целью беспрекословного обеспечения реализации прав физических и юридических лиц на приобретение экологически чистых, качественных и безопасных для жизни и здоровья полноценных пищевых продуктов, материалов и изделий, включая продукты диетического, детского питания и биологически активных добавок.
7 Закон РТ «О внешнеэкономической деятельности» от 14 марта 2014 г.№1077.
Туркменистан
Государственное регулирование в сфере торговли осуществляют Кабинет министров, Министерство торговли и внешнеэкономических связей Туркменистана,Министерство иностранных дел.
Кабинет МинистровТуркменистана в сфере государственного регулирования торговой деятельности:
1) определяет единую государственную политику;
2) утверждает:
a) государственную программу развития торговли;
b) перечень видов социально значимых товаров;
3) принимает меры по защите внутреннего рынка;
4) издаёт нормативные правовые акты;
5) координирует деятельность органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Туркменистана.
Министерство торговли и внешнеэкономических связейТуркменистана в сфере государственного регулирования торговой деятельности:
1) реализует единую государственную политику;
2) разрабатывает проект государственной программы развития торговли;
3) содействует проведению государственных и международных выставок и ярмарок;
4) разрабатывает и утверждает Правила торговли и иные нормативные правовые акты в пределах его компетенции;
5) разрабатывает и вносит в Кабинет Министров Туркменистана предложения:
a) по совершенствованию законодательства Туркменистана в сфере торговой деятельности;
b) о мерах по защите внутреннего рынка;
ç) по перечню видов социально значимых товаров;
6) принимает решение о проведении распродаж товаров и снижении цен на них в государственных торговых объектах;
7) осуществляет:
a) ведение Государственного торгового реестра и предоставление сведений из Государственного торгового реестра;
b) сотрудничество и взаимодействие с иностранными государствами, международными организациями в сфере торговой деятельности;
ç) лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с торговлей;
d) государственный контроль за соблюдением правил торговли, в том числе посредством контрольной покупки;
e) меры по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, в том числе услугах общественного питания;
ä) меры по защите прав потребителей в пределах его компетенции и др.
Нормативные документыТуркменистана:
1 ЗаконТуркменистана «О торговой деятельности» от 26 марта 2016 г. №370-Vзаменяет закон «О торговле» от 5 июля 2002 г. №123-II.