Управление сферой торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Структура потребительского рынка представлена предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания, большая часть которых в настоящее время перешла в частную собственность (около 90 %, кроме муниципальных предприятий школьного питания). В то же время значительный объем ресурсов, обращающихся в данной сфере, делает его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления постоянно отслеживать ситуацию и своевременно принимать меры по стабилизации в данной сфере исходя из нужд местного населения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (далее по тексту - ФЗ № 131) относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания [1].

Необходимость управления данной сферой объясняется рядом причин:

1. Сохранение определённой доли предприятий данной сферы в муниципальной собственности.

2. Ущемление интересов покупателей, требующее регулирования со стороны органов власти.

3. Возможное неоптимальное распределение предприятий на территории города при становлении рынка.

4. Формирование нерационального ассортимента продуктов и услуг, ущемление интересов низко оплачиваемых слоёв населения.

Торговые предприятия можно классифицировать по различным группам:

- стационарная сеть (непродовольственная и продовольственная, включая оптовую торговлю и магазины), рынки (специализированные, продовольственные и вещевые), мелкорозничная сеть (павильоны, палатки, киоски и лотки, тележки, машины).

Основная задача общественного питания на ближайшее время – восстановить утраченные позиции в обслуживании населения, создать условия для интенсивного использования имеющейся сети предприятий. Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, а также малообеспеченных слоев населения.

Типы предприятий общественного питания можно классифицировать следующим образом:

а) для граждан с высокими доходами: рестораны высокого класса, бары, казино, клубы;

б) сеть массового обслуживания: рестораны, кафе, столовые, предприятия быстрого питания (рюмочные, кофейни, чайные, Макдоналдс, Русское бистро, закусочные различных типов, торговые автоматы);

в) ведомственные предприятия:

- рабочие столовые, буфеты, школьные столовые, буфеты;

- институтские кафе, буфеты, бары, столовые.

Можно выделить основные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка:

- установление налоговых льгот и выдача льготных кредитов;

- выдача гарантий по займам;

- страхование коммерческих рисков;

- снижение для жизненно важных предприятий тарифов на коммунальные услуги;

- выделение земельных участков для размещения объектов, сдача помещений в аренду;

- изменение ставок арендной платы;

- установление обязательного (минимального) ассортимента социально значимых товаров, выдача муниципального заказа;

- административный контроль за соблюдением прав потребителей, правил торговли, санитарии, охраны окружающей среды.

1.3 Оценка эффективности функционирования муниципальной собственности

Эффективность использования муниципального имущества необходимо рассматривать в соответствии с группами собственности города, приняв в качестве основного критерия эффективности степень достижения целей по каждой из этих групп.

Для первой «социальной» группы применяются, как правило, такие показатели:

- количество врачей на тысячу горожан;

- количество учителей на тысячу детей школьного возраста;

- общий объём ветхого жилья;

- протяжённость инженерно-коммунальных сетей.

Ко второй группе применимы такие показатели как:

- общий объем пассажирских перевозок в динамике (пассажирооборот);

- численность единиц общественного транспорта;

- количество пассажиро-километров на одного жителя за период времени (сутки, месяц, год);

- наполняемость подвижного состава (количество пассажиров на один машино-километр);

- уровень безопасности (нормативный уровень дорожно-транспортных происшествий).

Основными критериями эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта являются:

а) критерии эффективности работы транспорта:

- увеличение числа исправно работающего и нового подвижного состава;

- сокращение времени проезда в транспорте за счет совершенствования маршрутов движения;

- повышение собираемости выручки;

- улучшение экономических показателей работы транспортных предприятий.

б) критерии эффективности управления транспортом:

- степень достижения целей управления транспортом;

- соответствие поставленным целям стиля, методов и форм управления;

- соотношение расходов на управление транспортом со степенью достижения целей.

Третья группа, «коммерческая», характеризуется такими показателями, как прибыль, рентабельность, фондоотдача, объём средств, поступающих в бюджет города в виде арендной платы, земельного налога, сбора за отвод земельных участков и т.д.

Обобщающим показателем является уровень бюджетной обеспеченности в расчёте на одного жителя города, суммарный доход от использования муниципальной собственности на одного жителя, в который включаются как прямые поступления в виде арендной платы, так и налоги на муниципальные предприятия и отчисления от их прибыли.

Необходимо учитывать, что эффективность функционирования муниципального сектора зависит от эффективности экономики региона, в котором расположено данное муниципальное образование.

Среди экономических задач наибольшее внимание уделяется оценке рыночной стоимости недвижимости в целях управления, получившей самый высший рейтинг. Это объясняется интересом участников рынка недвижимости к муниципальным объектам с точки зрения возможности извлечения максимального дохода.

Чаще всего в процессе управления необходимо решить обратную задачу, т.е. по стоимости объекта рассчитать величину потенциального дохода (арендной платы) и операционных расходов.

Большое значение придается вопросам налогообложения недвижимости (3-й рейтинг), так как на сегодняшний день в результате неадекватной процедуры оценки налоги на недвижимость носят символический характер, в то время как в большинстве стран они составляют основу местных финансов.

Наши рекомендации