Управление сферой торговли, общественного питания и бытового обслуживания

Структура потребительского рынка представлена предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания, большая часть которых в настоящее время перешла в частную собственность (около 90 %, кроме муниципальных предприятий школьного питания). В то же время значительный объем ресурсов, обращающихся в данной сфере, делает его уязвимым звеном в системе городского хозяйства, потенциальным источником напряжения, что заставляет органы местного самоуправления постоянно отслеживать ситуацию и своевременно принимать меры по стабилизации в данной сфере исходя из нужд местного населения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (далее по тексту - ФЗ № 131) относит к компетенции поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания [1].

Необходимость управления данной сферой объясняется рядом причин:

1. Сохранение определённой доли предприятий данной сферы в муниципальной собственности.

2. Ущемление интересов покупателей, требующее регулирования со стороны органов власти.

3. Возможное неоптимальное распределение предприятий на территории города при становлении рынка.

4. Формирование нерационального ассортимента продуктов и услуг, ущемление интересов низко оплачиваемых слоёв населения.

Торговые предприятия можно классифицировать по различным группам:

- стационарная сеть (непродовольственная и продовольственная, включая оптовую торговлю и магазины), рынки (специализированные, продовольственные и вещевые), мелкорозничная сеть (павильоны, палатки, киоски и лотки, тележки, машины).

Основная задача общественного питания на ближайшее время – восстановить утраченные позиции в обслуживании населения, создать условия для интенсивного использования имеющейся сети предприятий. Особое внимание должно уделяться организации рабочего, школьного, студенческого питания, а также малообеспеченных слоев населения.

Типы предприятий общественного питания можно классифицировать следующим образом:

а) для граждан с высокими доходами: рестораны высокого класса, бары, казино, клубы;

б) сеть массового обслуживания: рестораны, кафе, столовые, предприятия быстрого питания (рюмочные, кофейни, чайные, Макдоналдс, Русское бистро, закусочные различных типов, торговые автоматы);

в) ведомственные предприятия:

- рабочие столовые, буфеты, школьные столовые, буфеты;

- институтские кафе, буфеты, бары, столовые.

Можно выделить основные механизмы муниципального регулирования потребительского рынка:

- установление налоговых льгот и выдача льготных кредитов;

- выдача гарантий по займам;

- страхование коммерческих рисков;

- снижение для жизненно важных предприятий тарифов на коммунальные услуги;

- выделение земельных участков для размещения объектов, сдача помещений в аренду;

- изменение ставок арендной платы;

- установление обязательного (минимального) ассортимента социально значимых товаров, выдача муниципального заказа;

- административный контроль за соблюдением прав потребителей, правил торговли, санитарии, охраны окружающей среды.

1.3 Оценка эффективности функционирования муниципальной собственности

Эффективность использования муниципального имущества необходимо рассматривать в соответствии с группами собственности города, приняв в качестве основного критерия эффективности степень достижения целей по каждой из этих групп.

Для первой «социальной» группы применяются, как правило, такие показатели:

- количество врачей на тысячу горожан;

- количество учителей на тысячу детей школьного возраста;

- общий объём ветхого жилья;

- протяжённость инженерно-коммунальных сетей.

Ко второй группе применимы такие показатели как:

- общий объем пассажирских перевозок в динамике (пассажирооборот);

- численность единиц общественного транспорта;

- количество пассажиро-километров на одного жителя за период времени (сутки, месяц, год);

- наполняемость подвижного состава (количество пассажиров на один машино-километр);

- уровень безопасности (нормативный уровень дорожно-транспортных происшествий).

Основными критериями эффективности функционирования муниципального пассажирского транспорта являются:

а) критерии эффективности работы транспорта:

- увеличение числа исправно работающего и нового подвижного состава;

- сокращение времени проезда в транспорте за счет совершенствования маршрутов движения;

- повышение собираемости выручки;

- улучшение экономических показателей работы транспортных предприятий.

б) критерии эффективности управления транспортом:

- степень достижения целей управления транспортом;

- соответствие поставленным целям стиля, методов и форм управления;

- соотношение расходов на управление транспортом со степенью достижения целей.

Третья группа, «коммерческая», характеризуется такими показателями, как прибыль, рентабельность, фондоотдача, объём средств, поступающих в бюджет города в виде арендной платы, земельного налога, сбора за отвод земельных участков и т.д.

Обобщающим показателем является уровень бюджетной обеспеченности в расчёте на одного жителя города, суммарный доход от использования муниципальной собственности на одного жителя, в который включаются как прямые поступления в виде арендной платы, так и налоги на муниципальные предприятия и отчисления от их прибыли.

Необходимо учитывать, что эффективность функционирования муниципального сектора зависит от эффективности экономики региона, в котором расположено данное муниципальное образование.

Среди экономических задач наибольшее внимание уделяется оценке рыночной стоимости недвижимости в целях управления, получившей самый высший рейтинг. Это объясняется интересом участников рынка недвижимости к муниципальным объектам с точки зрения возможности извлечения максимального дохода.

Чаще всего в процессе управления необходимо решить обратную задачу, т.е. по стоимости объекта рассчитать величину потенциального дохода (арендной платы) и операционных расходов.

Большое значение придается вопросам налогообложения недвижимости (3-й рейтинг), так как на сегодняшний день в результате неадекватной процедуры оценки налоги на недвижимость носят символический характер, в то время как в большинстве стран они составляют основу местных финансов.

1.4 Категории «управление», «собственность». Экономическая, правовая основа собственности. Сущность управления собственностью. Объект и субъект собственности

В широком смысле под управлением понимается деятельность по упорядочению различных процессов, устранению их дезорганизации, снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды.

Управление – это совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения её устойчивости. Все многообразие подходов к определению понятия «управление» обусловлено многогранностью и сложностью этого уникального явления, которое очень трудно выразить единичным определением. Поэтому разные авторы видят это явление по-разному и формулируют определения «управления» по-своему, расставляя акценты на тех или иных его аспектах. Наиболее распространенное определение «управления» – целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемый объект с целью перевода его в качественно новое состояние. Однако управление существует и проявляется во взаимодействии субъекта и объекта управления, поэтому состояние и свойства системы зависят от свойств её элементов и характера их взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали. Следовательно, мы рассматриваем управление как процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов. В данном определении прослеживаются обратная связь между объектом и субъектом и ориентация практики управления на понимание социальной цели каждой системы управления. Управление возникает там и тогда, когда появляется социальная потребность в нем.

Управление муниципальной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны муниципалитета на все принадлежащие ему объекты собственности. Наибольший эффект реализации этих правил и условий достигается тогда, когда управленческое воздействие собственника в лице уполномоченных им органов осуществляется системно, то есть с применением комплекса мер, образующих систему управления муниципальной собственностью [3,153]. Содержательный смысл управления муниципальной собственностью раскрывается в конкретных формах его организации и выбранной системе воздействия. Характер системы управления определяется, прежде всего, поставленной целью и зависит от особенностей конкретного муниципального образования.

Категория «собственность»

В своем простейшем толковании собственность означает принадлежность вещей, материальных, духовных, информационных ценностей определенным лицам: индивидам, семьям, организациям, социальным группам, государству, обществу.

Экономическая природа собственности состоит в обладании возможностью извлекать из вещей, имущества полезные свойства, потреблять определенным образом для удовлетворения интересов и желаний, получать выгоду. По мере накопления и углубления знаний о законах развития общества представления о собственности стали меняться в сторону признания не природной, а социальной её основы [4, 38].

Правовая основа собственности заключается в наличии юридически установленных, признанных прав определенных лиц на обладание вещами, ценностями и вытекающих из этих прав узаконенных возможностей распоряжаться объектами собственности, использовать их по своему усмотрению.

Отношения, возникающие между людьми, организациями, органами власти по поводу принадлежности, присвоения, раздела, передела объектов собственности, принято называть отношениями собственности. Это, с одной стороны, экономические отношения, так как в их основе лежат экономические процессы и интересы, с другой – правовые отношения, так как они регулируются законами, прежде всего – Гражданским кодексом РФ (далее по тексту ГК РФ) [5].

Гражданский кодекс РФ определяет юридическое содержание полномочий собственника. Собственник, в отличие от других владельцев вещных прав, вправе распоряжаться своим имуществом наиболее абсолютным (безусловным) образом (ст. 209 ГК РФ) через триаду правомочий собственника: правомочие владения, правомочие пользования, правомочие распоряжения.

Указанные правомочия соответствуют натуральным свойствам и потребностям рыночного обращения.

Владеть– фактически обладать имуществом, благодаря чему обладатель имеет возможность непосредственно воздействовать на имущество.

Пользоваться– извлекать из имущества пользу, выгоду в соответствии с назначением имущества.

Распоряжаться – определять юридическую судьбу имущества, отчуждать в собственность другим лицам, отдавать в залог и обременять другими способами.

Статья 209 ГК РФ позволяет собственнику: отчуждать имущество в собственность другим лицам; передавать другим лицам, оставаясь при этом собственником, права владения, распоряжения, пользования; отдавать имущество в залог и обременять его другими способами; распоряжаться имуществом иными способами; совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц; передавать имущество в доверительное управление другому лицу (профессионалу); использовать своё имущество в предпринимательских целях и даже уничтожить его, но, только не нарушая закон.

Следовательно - собственность, с одной стороны, есть принадлежность тех или иных объектов определенным лицам (т.е. отношение людей к вещам), но, с другой – возможность распоряжаться вещами, появляющаяся у одних, всегда сопряжена с ограничением подобной возможности у других. Поэтому, принимая видимость отношения человека к вещи, собственность всегда есть отношение «собственника» к «несобственнику» (отношение между людьми).

Собственность как принадлежность означает наличие связи между субъектом, с одной стороны, и объектом, с другой стороны, что проявляется в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта субъектом.

Наши рекомендации