Анализ обеспечения населения местами в общедоступных объектах общественного питания
В системе социального развития общества особое внимание сегодня в Республике Беларусь уделяется обеспечению населения местами в общедоступной сети. В этой связи Правительством республики утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в которой предусмотрен норматив обеспеченности населения местами в общедоступной сети общепита по республике не менее 41,8 мест на 1000 человек и не менее 51 места на 1000 человек по г. Минску.
Сеть общедоступных объектов общественного питания за годы имеет устойчивую тенденцию к росту и на 1 января 2016 г. составила 8 261 единиц на 384 444 мест, из них в Минске – 1961 объектов на 97 485 мест [10]. Однако это не позволило выполнить всем областям и г. Минску требования государственного социального стандарта по обеспечению населения республики местами в общедоступной сети общественного питания (приложение А).
На 01.01.2016 года выполнение социального стандарта обеспеченности населения местами в общедоступной сети предприятий общественного питания в целом по республике составляет 40,5 мест на 1000 человек и 49,7 мест на 1000 человек по г. Минску. Что касается областей, то наиболее высокие показатели сложились в Витебской (38,8 мест), Могилевской (38,7 мест), Брестской (38,3 места) областях. Соответственно социальные стандарты как в целом по республике, так и в областях и по г. Минску не выдерживались.
Однако в связи с развитием общедоступных объектов общественного питания наблюдается практически положительная тенденция обеспеченности местами населения в общедоступной сети общественного питания. Увеличение данного показателя произошло как в целом по республике на 6,1 % (2015 году – 38,18 мест), так и в областях за исключением Гродненской области, где, наоборот, произошло снижение – на 0,8 % или 335 мест. Наибольшее увеличение произошло в г. Минске – на 17,5 % (в 2015 году – 42,3 мест) или 15182 места.
Для оценки выполнения отраслью общественного питания социальных функций рассмотрим один из показателей создания условий для отдыха и развлечений – обеспеченность местами в объектах общественного питания (таблица 1).
Таблица 1 – Число мест в объектах общественного питания на 1 000 человек населения по областям и г. Минску (единиц).
Наименование | Годы | Отклонение, +, - | Темп роста, % | |||||||
2016/2015 | 2016/2014 | 2016/2015 | 2016/2014 | |||||||
Республика Беларусь | 79,2 | 79,6 | 80,5 | 80,9 | 81,0 | 0,1 | 0,5 | 100,1 | 100,6 | |
Области и г. Минск | ||||||||||
Брестская | 78,7 | 78,7 | 78,3 | 78,4 | 78,4 | 0,1 | 100,0 | 100,1 | ||
Витебская | 80,1 | 78,9 | 80,1 | 80,2 | 80,0 | -0,2 | -0,1 | 99,8 | 99,9 | |
Гомельская | 87,6 | 88,3 | 86,1 | 86,1 | 85,7 | -0,4 | -0,4 | 99,5 | 99,5 | |
Гродненская | 79,9 | 79,4 | 80,0 | 79,7 | 79,5 | -0,5 | -0,3 | 99,7 | 99,4 | |
г. Минск | 70,5 | 72,4 | 78,1 | 79,2 | 79,8 | 0,6 | 1,7 | 100,8 | 102,2 | |
Минская | 80,0 | 81,2 | 81,1 | 81,0 | 83,5 | 2,5 | 2,4 | 103,1 | 103,0 | |
Могилевская | 81,1 | 80,9 | 80,1 | 82,2 | 79,4 | -2,8 | -0,7 | 99,1 | 96,6 |
Как свидетельствуют приведенные данные, рост количества мест на 1000 человек в объектах общественного питания за последние три года наблюдается только в Минской области и г. Минске, а также в целом по республике. В 2016 году по сравнению с 2015 годом количество мест на 1000 человек в общепите выросло в Минской области на 3,1 %, в г. Минске – на 0,8 %, в целом по республике – на 0,1 %, а по сравнению с 2014 годом – на 3,0 %, 2,2 %, 0,6 % соответственно. В других областях республики наоборот уменьшилось количества мест на 1000 человек, наибольшее снижение произошло в Могилевской области – на 3,4 %.
С одной стороны, рост из года в год объектов общественного питания не позволяет выполнить областям требования государственного социального стандарта по обеспечению населения республики местами в общедоступной сети общественного питания. С другой стороны, обеспеченность населения местами в объектах общественного питания способствует повышению качества торгового обслуживания населения.
В 2015 году в городах республики за счет реконструкции, перепрофилирования и нового строительства было открыто 662 объекта общедоступной сети общественного питания на 22 416 мест (приложение А).
На начало 2016 года в Республике Беларусь функционировало объекта общественного питания 33,7 % государственной формы собственности, 63,3 % – частной и иностранной – 3,0 % (приложение А).
Анализ динамики товарооборота общественного питания и его структуры
Основным показателем деятельности объектов общественного питания является объем товарооборота. Динамика товарооборота в фактически действовавших ценах за период с 2011 по 2016 годы отражена в таблице 2.
Таблица 2 – Динамика товарооборота общественного питания по Республике Беларусь за период с 2011 по 2016 годы.
Год | Объем товарооборота | Абсолютное отклонение | Темп прироста | |||
в фактически действовавших ценах, млрд. руб. | в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году | в фактически действовавших ценах, млрд. руб. | в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году | в фактически действовавших ценах, млрд. руб. | в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году | |
557,3 | 100,9 | - | - | - | - | |
1032,0 | 110,4 | 474,7 | 9,5 | 85,2 | 9,4 | |
1355,1 | 111,2 | 323,1 | 0,8 | 31,3 | 0,7 | |
1591,0 | 101,6 | 235,9 | -9,6 | 17,4 | -8,6 | |
1698,8 | 94,9 | 107,8 | -6,7 | 6,8 | -6,6 | |
1904,7 | 99,1 | 205,9 | 4,2 | 12,1 | 4,4 |
Так, согласно вышеприведенным данным в динамике товарооборота общественного питания Республики Беларусь за последние пять лет прослеживается положительная тенденция. Наибольший темп роста по товарообороту общественного питания был в 2012 году по сравнению с 2011 годом – 185,2 % или 474,7 млрд. рублей. Это было обусловлено высокими темпами девальвации белорусского рубля. Такой рост объясняется влиянием ценового фактора. Наименьший темп прироста в 2015 году по сравнению с 2014 годом – 6,8 % или 107,8 млрд. рублей. В 2016 году товарооборот общественного питания составил 1904,7 млрд. рублей, что на 205,9 млрд. рублей больше чем 2015 году, или на 12,1 %.
Изучая данные товарооборота в физических объемах можно сделать вывод, что за последние 3 года наблюдается динамика снижения товарооборота в сопоставимых ценах и в 2015 году данный показатель составил 94,9 %, в 2016 году – 99,1 %. Это связано с тем, что общественное питание – самый чуткий к малейшим изменениям реальных доходов населения сектор потребительского рынка.
Анализируя объем товарооборота в разрезе областей, можно сделать вывод о том, что в 2016 году наибольший товарооборот был получен у предприятий общественного питания г. Минска, он составил 833,8 млрд. рублей, что на 15,6 % больше, чем в 2015 году и на 27,9 % больше, чем в 2014 году. Среди областей наибольший товарооборот за последний год получила Минская область – 218,9 млрд. рублей, что на 15,9 % больше 2015 года и на 29,0 % – 2014 года. Причем лидирующую позицию среди областей Минская область держит только последние 2 года – в 2015 году и 2016 году, а с 2012 года по 2014 год наибольший товарооборот получала Гомельская область. Наименьший объем товарооборота с 2012 года по 2016 год был получен в Могилевской области и в 2016 году он составил 135,1 млрд. рублей (таблица 3).
Таблица 3 – Товарооборот общественного питания по областям и г. Минску за 2012 – 2016 год (в фактически действовавших ценах), млрд. рублей.
Наименование | Годы | Отклонение, +, - | Темп роста, % | |||||||||
2016/2015 | 2016/2014 | 2016/2015 | 2016/2014 | |||||||||
Республика Беларусь | 1032,0 | 1355,1 | 1591,0 | 1698,8 | 1904,7 | 205,9 | 313,7 | 112,1 | 119,7 | |||
Области и г. Минск | ||||||||||||
Брестская | 116,6 | 148,5 | 164,0 | 166,9 | 183,7 | 16,8 | 19,7 | 110,1 | 112,0 | |||
Витебская | 109,7 | 139,1 | 155,8 | 157,2 | 173,8 | 16,6 | 18,0 | 110,6 | 111,6 | |||
Гомельская | 140,4 | 179,1 | 195,7 | 202,4 | 214,7 | 12,3 | 19,0 | 106,1 | 109,7 | |||
Гродненская | 90,7 | 116,0 | 129,6 | 136,7 | 144,7 | 8,0 | 15,1 | 105,9 | 111,7 | |||
г. Минск | 373,3 | 509,7 | 651,7 | 721,1 | 833,8 | 112,7 | 182,1 | 115,6 | 127,9 | |||
Минская | 114,3 | 150,9 | 169,7 | 188,8 | 218,9 | 30,1 | 49,2 | 115,9 | 129,0 | |||
Могилевская | 87,0 | 111,7 | 124,5 | 125,7 | 135,1 | 9,4 | 10,6 | 107,5 | 108,5 | |||
Удельные веса товарооборота по областям в общем объеме товарооборота предприятий общественного питания Республики Беларусь в 2010 и 2016 годах представлены на диаграммах на рисунке 2.
Рисунок 2 – Диаграмы долей товарооборота по областям и г. Минску в общем объеме товарооборота предприятий общественного питания Республики Беларусь за 2012 и 2016 годы.
Как видно из диаграмм, что наибольшая доля в общем товарообороте как в 2012 году (36,2 %), так и 2016 году (43,8 %) принадлежит г. Минску, по областям в 2012 году наибольшую долю составляет Гомельская область (13,6 %), в 2016 – Минская область (11,5 %). Наименьший удельный вес как в 2012 году, так и 2016 году у Могилевской области – 8,4 % и 7,1 % соответственно.
Далее рассматривая структуру товарооборота общественного питания, выделяя частную, государственную и иностранную можно заметить тенденцию уменьшения доли товарооборота государственной и частной форм собственности, а соответственно, и увеличение доли товарооборота иностранной формы (таблица 4).
Таблица 4 – Динамика товарооборота по формам собственности за 2012 – 2016 годы (в % к итогу).
Показатель | Отклонение, +, - | Темп роста, % | |||||||
2016/ | 2016/ | 2016/ | 2016/ | ||||||
Товарооборот общественного питания, % | − | − | − | − | |||||
В том числе: | |||||||||
государственная | 22,6 | 21,9 | 22,4 | 23,4 | 23,3 | -0,1 | 0,9 | 99,6 | 104,0 |
частная | 71,2 | 71,6 | 69,7 | 67,8 | 67,4 | -0,4 | -2,3 | 99,4 | 96,7 |
иностранная | 6,2 | 6,5 | 7,9 | 8,8 | 9,3 | 0,5 | 1,4 | 105,7 | 117,7 |
Как видно из таблицы в 2016 году по сравнению с 2015 годом удельный вес товарооборота государственной и частной форм собственности снизился на 0,1 (или 0,4 %) и 0,4 (или 0,6 %) соответственно, в тоже время доля иностранной формы собственности выросла на 5,7 %, по отношению к 2014 году – на 17,7 %.
Изучая структуру товарооборота по субъектам хозяйствования, можно увидеть, что наибольший удельный вес (56,9 %) занимает товарооборот крупных организаций. Однако с 2013 года по 2016 год наблюдается отрицательная динамика, т.е. товарооборот крупных организаций снизился на 5,5 % (62,4 % в 2013 году). Снижение данного показателя произошло и у средних предприятий на 2,4% (13% в 2013 году, 10,6% в 2016 году). В тоже время, по данным официальной статистики, товарооборот малых предприятий, микроорганизаций и индивидуальных предпринимателей увеличивается на 4,8 %, 2,9 % и 0,2 % соответственно (рисунок 3).
Рисунок 3 – Структура товарооборота по субъектам хозяйствования.
Также важным показателем является товарооборот общественного питания в расчете на душу населения.
Рассмотрев данные по этому показателю можно увидеть, что товарооборот общественного питания на душу населения с 2012 года имеет положительную динамику. Товарооборот общественного питания на душу населения в 2016 году составил 200,4 тысяч рублей, что на 112,1% больше или на 21,6 тысячу рублей, чем в 2015 году, а в сравнении с 2014 годом рост составил 119,4% или 32,6 тысяч рублей (таблица 5).
Таблица 5 – Динамика товарооборота общественного питания в расчете на душу населения за 2012 – 2016 год (в фактически действовавших ценах).
Показатель | Отклонение, +, - | Темп роста, % | |||||||
2016/ | 2016/ | 2016/ | 2016/ | ||||||
Товарооборот общественного питания, млрд. руб. | 1032,0 | 1355,1 | 1591,0 | 1698,8 | 1904,7 | 205,9 | 313,7 | 112,1 | 119,7 |
Население, тыс. чел. | 9463,8 | 9468,2 | 9480,9 | 9498,4 | 9504,7 | 6,3 | 23,8 | 100,1 | 100,3 |
Товарооборот общественного питания на душу населения, тыс. руб. | 109,0 | 143,1 | 167,8 | 178,8 | 200,4 | 21,6 | 32,6 | 112,1 | 119,4 |