Сущность, функции и значение общественного питания в социально-экономическом развитии общества
По международным документам термин «общественное питание»характеризуется такими различными определениями, как «методы приготовления большого количества пиши, выполняемые без предварительной договоренности с потребителем», или как любые «виды питания, организованного вне дома».
Общественное питание осуществляется торговыми организациями, индивидуальными предпринимателями, специализирующимися на оказании услуг общественного питания, либо иными организациями, имеющими в своем составе соответствующие структурные подразделения.
Во всем мире предприятия общественного питания принадлежат либо государственному, либо частному сектору. Государственный сектор общественного питания включает в себя учреждения питания для детей, дошкольников, школьников, военнослужащих, лиц, находящихся в заключении, людей пожилого возраста и лиц, находящихся на лечении в больнице, а также столовые для людей, занятых на службе в государственном секторе. Частный сектор также может включать в себя многие из перечисленных выше предприятий, а также рестораны и другие виды торговых точек, приносящих доход. Этот сектор включает также предприятия, которые производят готовую к употреблению пищу, продаваемую через любой из вышеперечисленных каналов.
Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» от 08.01.2014 г. № 128-З определено, что общественное питание – предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и организацию потребления продукции общественного питания и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания [6].
Вместе с тем, общественное питание является одним из важнейших факторов, дающих интегральную оценку социально-экономического уровня общества и понимание его состояния необходимо для формирования перспективных планов, как для представителей отрасли, так и для организаций, осуществляющих надзор за объектами этой отрасли.
В Республике Беларусь в основе развития социальной сферы и перехода к основополагающим принципам социально-экономического развития лежит формирование индустрии отдыха и развлечений, общественного питания, которому в настоящее время отводится значительная роль.
Социально – экономическое значение общественного питания выражается:
− в создании условий для роста производительности и улучшения организации труда благодаря предоставлению полноценного горячего питания по месту работы и учебы населения;
− в обеспечении экономии общественного труда и средств;
− в удовлетворении субъективных социально-культурных потребностей населения (общение, досуг, отдых);
− в организации и предоставлении диетического и лечебно – профилактического питания;
− в создании предпосылок для увеличения свободного времени членов общества;
− в повышении реальных доходов потребителей за счет рационализации структуры расходов;
− в повышении конкурентоспособности и рыночной устойчивости региона и прочее [7, 10].
Следует отметить различия понятий «сфера общественного питания» и «отрасль общественного питания».
Сфера общественного питания включает все организационные формы массового питания (в детских домах, дошкольных учреждениях, больницах, на предприятиях общественно питания различных форм собственности), задачами которых являются восстановление и поддержание на должном уровне здоровья людей.
Общественное питание можно также рассматривать как отрасль, главной целью которой является предоставление услуг населению в форме общественно организованного питания в обмен на его денежные доходы.
Таким образом, общественное питание – отрасль народного хозяйства, которая производит, реализует готовую пищу и обслуживает потребителей.
Основу отрасли общественного питания составляют объекты, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам и специализации.
Особенность деятельности отрасли общественного питания выражается в следующих функциях, которые тесно связаны между собой и определяют работу предприятий общественного питания:
− производство кулинарной продукции;
− реализация кулинарной продукции и покупных товаров;
− организация потребления [20, 118].
Функция производства заключается в том, что поступающие на производство сырье и полуфабрикаты подвергаются переработке и в результате создается товар (готовая к потреблению пища), имеющая как стоимость, так и потребительную стоимость. Таким образом, в процессе производства в отрасли питания создается новый продукт, имеющий стоимость, отличную от стоимости продуктов, использованных в качестве исходного сырья.
Функция реализации кулинарной продукции и покупных товаров (обмена) заключается в том, что выпускаемая продукция реализуется в обмен на денежные доходы населения. Следует отметить, что производственная функция является предпосылкой для осуществления функции организации питания, а функция реализации как дополнительная, характеризующая в условиях товарно-денежных отношений смену форм стоимости.
Функция организации потребления готовой продукции является специфической и характеризует общественное питание как общественно-организованную форму потребления. Организация потребления произведенной продукции тесно связана с предоставлением потребителям услуг, которые обеспечивают населению проведение свободного времени.
Таким образом, особенность общественного питания – совпадение во времени процессов производства, обмена и потребления, а с точки же зрения воспроизводства общественного продукта других отраслей – в обеспечении условий для возрастания авансированных экономических ресурсов связанных с ней отраслей.
Следовательно, в результате деятельности отрасль общественного питания позволяет выполнять социально-экономические задачи на рынке предоставления услуг населению, а именно: социальные – удовлетворение физиологических и культурных потребностей общества в организации питания, и экономические – обеспечение условий получение экономических выгод в процессе осуществления своей деятельности.