Понятие и сущность деятельности таможенных органов
В современных условиях таможенное регулирование вы ступает эффективным инструментом развития внешнеторговых связей, защиты отечественных производителей и является составляющей частью финансового регулирования внешнеэкономической деятельности. В условиях интенсивного развития внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов, благоприятной международной рыночной конъюнктуры возрастает роль таможенного регулирования, которое, как правило, осуществляет фискальную, протекционистскую и балансировочную функции.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее – ФТС России) – это государственный орган исполнительной власти, обладающий сложноорганизованным целостным механизмом государственного регулирования отечественной внешней торговли. Как государственный институт ФТС России уполномочен Правительством России на реализацию поставленных перед ним стратегических целей и тактических задач. Используемый в работе таможенных органов инструментарий нормативно установлен в виде определенных наборов государственно-властных функций и полномочий[1].
Деятельность ФТС России представляет собой совокупность совершаемых на основании и во исполнение законодательной базы Таможенного союза и Российской Федерации действий должностных лиц таможенных органов, направленных на реализацию участниками ВЭД права перемещения и оформления товаров и транспортных средств. Достижение успеха в выполнении возложенных на таможенные органы функций тесно связано с определением четких взаимосвязей между отдельными звеньями ведомства, разграничением между ними предметов ведения, полномочий и ответственности[2].
Организационная структура ФТС России обладает четырехуровневой структурой управления, состоящей из центрального аппарата ФТС России (далее – ЦА ФТС России), региональных таможенных управлений (далее – РТУ), таможен и таможенных постов. Кроме того, ЦА ФТС России вправе создавать специализированные таможенные органы, к числу которых относятся специализированные региональные таможенные управления, таможни непосредственно подчиненные ФТС России (далее – ТНП ФТС России), представительства ФТС России за рубежом и учреждения, находящиеся в ведении ФТС России.
Учитывая тот факт, что под федеральным органом, уполномоченным в области таможенного дела, понимается центральный аппарат ФТС России, становится очевидной двойственность используемых в таможенном законодательстве трактовок понятия «таможенные органы». В первом случае под таможенными органа- ми понимается совокупность относящихся к территориальному уровню подчинения структурных подразделений. А во втором случае – весь перечень структурных подразделений таможенной службы, в состав которых помимо территориального включается и центральный аппарат ФТС России.
В целях придания определенности используемому в таможенном законодательстве категориально-понятийному аппарату в рамках настоящего исследования под ФТС России (или таможенной службой) в данной работе понимается совокупность структурных подразделений всех уровней иерархии, включая центральный аппарат ФТС России и таможенные органы различных уровней подчинения. В свою очередь под таможенными органами будут подразумеваться те элементы ведомственной системы, которые в пределах установленных им компетенций непосредственно реализуют возникающие в процессе перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза и по территории Российской Федерации правоотношения[3].
Основываясь на представленных формулировках, становится понятным, что таможенная деятельность, как охватывающая всю систему структурных подразделений ФТС России, содержит в себе деятельность Центрального аппарата ФТС России и деятельность таможенных органов. То есть, лишь при исключении из таможенной деятельности работы ЦА ФТС России можно говорить о деятельности таможенных органов. В свою очередь Центральным аппаратом ФТС России определяются компетенции подчиненных ему таможенных органов по осуществлению конкретных функций и полномочий.