Из представлений парижского парламента против эдикта о дорожной повинности.
Марта 1776 г.
Французская монархия по своему строю состоит из нескольких различных и совершенно отдельных сословий.
Личная служба духовенства состоит в исполнении всех функций, связанных с просвещением, отправлением богослужения и облегчением участи обездоленных посредством милостыни. Дворянин своей кровью защищает государство и помогает государю своим советом. Низший класс нации, который не может оказывать государству столь же отличных услуг, выплачивает ему свой долг в форм податей, промышленной деятельности и физического труда.
Освобождая от государственной барщины низший класс граждан, который до сих пор обязан был ее нести, эдикт перекладывает эту повинность на два сословия государства, которые никогда ранее не были ею обязаны. (Таким образом), нет более различия между Вашими подданными: дворянин, духовное лицо становятся повинными государственной барщине или, что то же самое, плательщиками налога, который должен заменить собой эту повинность.
Дело идет здесь, Государь, не о борьбе богатых против бедных, как пытались Вас в том убедить.
Это — вопрос государственный, и притом — один из наиболее важных, так как дело идет о том, могут и должны ли быть смешаны в одну массу Ваши подданные, — следует ли перестать делать различия между разными состояниями, рангами, титулами и преимуществами. Подвергнуть дворян налогу для выкупа, дорожной повинности, вопреки правилу, что никто не подлежит барщине, кто не подлежит талье (nul n'est corvéable s'il n'est taillable), — это равносильно превращению их в подлежащих барщине; а раз допущен такой принцип, то они могли бы быть приневолены к личному отбыванию барщины, как только бы она была восстановлена.
Мы глубоко убеждены, Государь, что Вашему Величеству не осмелились представить подобные проекты во всей их широте. Ваша справедливость, Ваша мудрость никогда бы не допустили их осуществления.
25. Из „Отчета" Неккера.
(1781.)
Ваше Величество, после того как я посвятил все мое время и силы службе Вашему Величеству, с тех пор, как Вы призвали меня на занимаемое мною место, для меня, конечно, является ценным в публичном отчете представить Вашему Величеству успех моих трудов и настоящее состояние финансов.
Во Франции постоянно из состояния финансов делали тайну, и если иногда говорили об этом, то только в предисловиях к эдиктам и всегда в тот момент, когда нужно было сделать заем; однако, эти слова слишком часто одни и те же, чтобы быть всегда истинными, необходимо должны были потерять свой авторитет, и опытные люди доверяли им только за поручительством, так сказать, морального характера министра финансов. Необходимо обосновать доверие на более солидных основаниях. Я согласен с тем, что при некоторых обстоятельствах можно было опускать завесу над состоянием финансов, чтобы среди беспорядка достигнуть хотя бы посредственного доверия, которое, однако, не было заслуженным но эта кратковременная выгода, поддерживая обманчивую иллюзию и благоприятствуя индифферентности администрации, не замедлила повлечь за собой неудачные операции, влияние которых еще продолжается и не скоро будет излечено. Таким образом, только в первый момент, когда большое государство приходит в движение, свет, пролитый на состояние финансов, вызывает известное замешательство; но если бы эта самая гласность предупредила беспорядок, какую бы услугу она оказала!
26. Из трактата Неккера „Об управлении французскими финансами". (1784.)
Надо по возможности связывать добро, которое способен сделать, с такими учреждениями, которые могли бы сделать его устойчивым и независимым от людей и обстоятельств. Это применимое ко всем странам соображение получает особенно существенное значение для Франции, где смена министров означает и смену различных направлений. Исходя именно из этой точки зрения, я хотел связать с устойчивым учреждением провинциальных собраний1 улучшение в деле раскладки податей, в замене натуральной дорожной повинности денежною податью, а также полезные видоизменения во всех местных налогах. Так, для того, чтобы дать возможность точно знать в каждый данный момент размеры доходов и расходов государства, я старался обосновать это знание на новом постоянном правиле отчетности. Точно также, для того, чтобы внушить министрам мудрую сдержанность в раздаче пенсий2, я побудил Его Величество определить особым законом, чтобы этого рода милости подлежали регистрации счетной палаты, и чтобы все денежные выдачи, пожалованные одному лицу, заносились в один список.
1 В первое свое министерство Неккер проектировал преобразование провинциального управления путем введения в него начала самоуправления в форме провинциальных собраний (нечто вроде наших земств). Он успел, однако, ввести эту реформу лишь в двух областях, в виде „опыта". П. А.
2 Пенсии выдавались не на основании какого-либо общего положения, а в виде королевской милости к данному лицу, каждый раз по докладу одного из министров. П. А.