Раскройте понятие рынка, охарактеризуйте его элементы. Изложите функции и виды рынка.
Раскройте понятие рынка, охарактеризуйте его элементы. Изложите функции и виды рынка.
Рынок –сов-ть экономических отношений между производителем и потребителем по поводу купли-продажи товара.
Элементы рынка
1. Спрос – форма выражения потребности, обеспеченная денежными средствами.
2. Предложение – вся масса товаров, которая предназначена для реализации.
3. Конкуренция – соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства и реализации продукции.
4. Цена – денежное выражение стоимости товара.
5. Инфраструктура – система организаций, которые обеспечивают движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
6. Конъюнктура – соотношение спроса и предложения в определенный момент времени.
7. Ёмкость рынка – max возможный объем реализации товаров при конкретном уровне денег населения.
Функции рынка
1. Регулирующая – регулирование спроса и предложения на основе управления цены.
2. Санирующая -рынок очищает производство от экономически слабых хоз. единиц, ↑ и поощряет более эффективных.
3. Посредническая – производитель может выбрать наиболее подходящего покупателя, а покупатель - оптимального производителя.
4. Информационная - рынок дает info хоз. Субъектам о кол-ве, качестве и ассортименте продукции.
5. Стимулирующая – рынок вынуждает производителей внедрять в производство НТП.
Виды рынка
1) по экономическому содержанию:
a. товарный;
b. финансовый;
c. рынок труда;
d. рынок услуг;
e. рынок информации и НТР;
2) по территориальному признаку:
a. местный;
b. национальный;
c. мировой;
3) по механизму функционирования:
a. свободный;
b. регулируемый;
c. монополизированный;
4) по организации рыночного обмена:
a. розничный;
b. оптовый;
c. экспортный;
d. импортный;
5) по степени насыщенности:
a. равновесный (спрос = предложению);
b. дефицитный (нехватка товаров);
c. избыточный (избыток товаров);
6) по степени легальности:
a. легальный;
b. нелегальный;
Раскройте понятие предпринимательской деятельности. Назовите субъекты, объекты т принципы предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность –самостоятельная деятельность граждан или предпринимателей, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой страх и риск, и под свою имущественную ответственность.
Объектами ПД являются:
1.Производственная деятельность;
2. Торгово-рыночная деятельность;
3. Консультационная деятельность;
4. Биржевая деятельность;
5. Операции с ценными бумагами;
Субъектами ПД являются:
1. физ. лица;
2. граждане РБ;
3. коллективы предпринимателей и лица без гражданства;
Не могут быть:
Лица до 18 лет, гос. служащие должностные лица и специалисты, работающие в органах власти, судах, прокуратуре.
Принципы ПД
· умение организовать и вести свое дело;
· коммерческая направленность деятельности,, связанная с получением прибыли и дохода;
· независимость хоз. субъектов и их экономическая самостоятельность;
· риск и ответственность;
Дайте понятие торговли. Назовите виды товарного обращения.
Торговля –отношение обмена путем купли/продажи товаров по средствам денег, и может рассматриваться как своеобразная форма организации товарного денежного обмена продуктами труда, характеризующаяся в условиях рынка конкуренцией и преследованием цели наиболее полного удовлетворения потребителей.
Выделяют 3 вида товарного обращения:
1.рынок средств производства и материально-технического снабжения
2.торговля товарами народного потребления
3. заготовка с/х продуктов и сырья – система формирования ресурсов, которая обеспечивает промышленность сырьем, а население - продовольствием, а также создает резервы с/х продуктов и сырья.
Изложите функции торговли, виды торговой деятельности и факторы, влияющие на развитие торговли.
Функции торговли
1. Удовлетворение платежеспособного населения.
Реализация произведенных продуктов.
2. Обмен товаром путем купли/продажи.
Обмен денежных доходов населения на предметы потребления.
Виды торговой деятельности
а)розничная;
б) оптовая;
в) рознично-оптовая;
г) оптово-посредническая;
д) общественное питание;
Факторы, влияющие на развитие торговли
I группа. ВНЕШНИЕ
а) экономические – уровень развития производства, уровень цен, насыщенность рынка товарами.
б) социальные – уровень развития культуры населения.
в) демографические – численность населения, структура, миграция.
г) природно-климатические
д) существенный уровень конкуренции и конъюнктуры на рынке
II группа. ВНУТРЕНННИЕ
а) состояние и уровень развития МТБ
б) обеспеченность квалифицированными кадрами
в) качество товара
г) формы организации торговли и методы обслуживания покупателей
Принципы деятельности
1. Экономическая свобода
2. Самостоятельность и самофинансирование
3. Использование договоров как правовой основы экономических отношений
4. Ответственность за соблюдение договорных обязательств
5. Материальное стимулирование работников
Классификация спроса
По периодичности возникновения:
а) повседневный
б) периодический;
в) эпизодический;
По степени удовлетворения:
а) реализованный – отражает часть представленного на рынке спроса, который фактически удовлетворен при покупке товаров.
б) нереализованный – показывает часть спроса, который остался нереализованный из-за отсутствия на рынке необходимых товаров.
По степени интенсивности:
а) формирующийся – совокупность новых требований, предъявленных покупателем к потребителю к товарам и их качеству;
б) спонтанный – импульсный спрос, появляющийся при покупке незапланированных товаров;
в) отрицательный;
По намерениям покупателя:
а) твердосформулированный – спрос, на конкретный товар, не допускающий замены одного изделия другим;
б) альтернативный – допускается замена одного изделия другим;
По времени предъявления:
а) прошлый;
б) будущий;
Факторы
1. Экономического порядка:
а) V производства;
б) экономическая ситуация в стране;
в) уровень денег населения;
г) инфляция;
д) безработица;
е) степень насыщенности рынка товарами;
2. Социального порядка:
а) культура;
б) привычки населения;
3. Демографические факторы:
а) численность населения;
б) половозрастной состав населения;
в) миграция;
г) соотношение город/село;
4. Природно-климатические факторы:
а) географическое положение;
б) климатические условия;
в) t° воздуха;
5. Национально-исторические факторы:
а) национальные обычаи и традиции;
б) условия быта;
6. Морально-психологические факторы:
а) мода;
б) реклама;
Классификация ОС
1. По натурально-вещественной форме:
здания;
сооружения;
машины и оборудование;
транспортные средства;
2. По экономическому назначению:
производственные ОС – участвуют в процессе производства и реализации товаров. Их 90 %;
непроизводственные ОС – фонды культурно-бытового назначения, находящиеся на балансе п/п (общежитие, поликлиники);
3. По формам собственности:
ОС государственной собственности;
ОС частной собственности;
ОС смешанной собственности;
ОС иностранной собственности;
4. По видам торговой деятельности:
ОС розничной торговли;
ОС оптовой торговли;
ОС общественного питания;
5. По принадлежности:
собственные;
арендованные;
безвозмездно полученные;
6. По роли в процессе производства и реализации товаров:
активные – ОС, которые непосредственно участвуют в процессе обращения товаров и оказывают влияние на производительность труда работников, V производства и Т/О (оборудование, транспорт)
пассивные ОС - непосредственно не воздействуют на предмет труда, но создают условия необходимые для осуществления торговой деятельности.
Структура ОС –характеризуется состоянием отдельных видов ОС в общем их V.
Структура ОС характеризуется таким показателем, как удельный вес.
Удельный вес = * 100
Полный Частичный
(дальнейшее использование (дальнейшая эксплуатация
не целесообразно) при выполнении работ)
Линейный способ
Начисление амортизации производится равномерно, на протяжении СПИ объекта ОС.
АО =
СГС ОС =ПС ОС + СГС ОС ввод. – СГС ОС выбывших
СКС ОС ввод. =
СГС ОС выбывших =
Нелинейный способ
А. Метод суммы чисел лет
Н = ,где t – остающееся время эксплуатации в годах
СЧЛ =
АО =
Классификация ОбС
1) По источникам формирования:
Собственные ОбС (формируются за счет собственного капитала п/п, УК, РФ, чистой прибыли);
Заемные ОбС (банковские кредиты, займы);
Привлеченные ОбС (средства других п/п, временно находящиеся в обороте п/п);
2) По принципу организации их финансирования:
Нормируемые ОбС (те виды ОбС, которые можно достаточно точно рассчитать на перспективу: готовая продукция, деньги в кассе);
Ненормируемые ОбС (не предусмотрен остаток этих средств);
Конец квартала сумме
Состав РТО
продажа товаров на наличный/безналичный расчет;
продажа товаров в кредит, в рассрочку;
киоски, латки, доставка товаров по почте;
Структура РТО характеризуется УВ отдельных видов продажи товаров в общем V ТО.
Классификация РТО
1) По формам торговли:
þ РТО гос.торговли;
þ РТО частной торговли;
2) По территориальному признаку:
þ РТО в городе;
þ РТО с/х;
3) По видам борота:
þ ТО розничной торговли;
þ ТО ООП;
4) По структуре ТО:
þ Продажа продовольственных товаров;
þ Продажа непродовольственных товаров;
5) По формам расчета:
þ наличный;
þ безналичный;
þ кредит;
þ рассрочка;
Внутренние
v Обеспеченность организации товарными ресурсами.
Взаимосвязь ТР и из влияние на РТО выражается формулой товарного баланса:
ТЗН + П = Р + ВПР + ТЗК
v Обеспеченность и эффективное использование трудовых ресурсов.
v Состояние развития и эффективное использование МТБ.
v Цена –с ростом розничной цены ↑ ТО.
26.Изложите методы определения ожидаемого товарооборота.
Метод прямого счета
РТОожид. = РТО факт за 9 месяцев + РТО план 4 квартала (3 месяца)
Метод по сложившемуся % выполнения плана
ü % в.п. = * 100
ü Ср. % в.п. =
ü РТО ожид 4 кв =
ü РТО ожид год =РТО факт за 9 месяцев + РТО ожид 4 кв
Расчет по квартальным Тр ТО
ü Тр РТО = * 100
ü Ср. Тр РТО =
ü РТО ожид 4 кв =
ü РТО ожид год =РТО отч за 9 месяцев + РТО ожид 4 кв.
Балансовый метод
ü ТЗН + П = Р + ВПР + ТЗК
ü Р = ТЗН + П - ВПР - ТЗК
27. Раскройте сущность плана розничного товарооборота и предпосылки для его составления.
Одним из основных разделов плана хоз. деятельности является план ТО, который включает в себя следующие разделы:
1. План РТО по общему V, составу и структуре
2. Анализ ТЗ и товарооборачиваемости
3. План товарного обеспечения
Основные предпосылки для развития плана РТО
1. Расчеты V ТЗ, которые могут быть вовлечены в ТО в прогнозируемом периоде;
2. Материалы, изучение спроса, конъюнктуры рынка, динамика цен.
3. Материалы экономического анализа ТО за текущий и прошлые года.
4. Изучение в составе МТБ ТО.
5. Прогноз прибыли и расходов на предстоящий год.
28. Изложите методы планирования розничного товарооборота.
I. Метод экономико-статистических расчетов
а) метод скользящей средней:
Ø определяем темпы изменения ТО и производим выравнивание рядов. К1, К2, К3. Если показателей четное число – выравниваем по 2, если нечетное – по 3.
Ø Определяем средне годовое изменение Тр ТО
⌂ =
Ø Находит Т пр ТО на будущий год:
Т пр = Кn + 2*⌂
Ø РТО план =
б) метод по коэффициенту эластичности:
Ø К эл. = /
Ø Т пр РТО = К эл. * Тпр ПФ
Ø РТО план =
Классификация ТЗ
1) По месту нахождения:
ТЗ в розницу;
ТЗ на оптовых базах;
ТЗ по ООП;
ТЗ в организациях промышленности;
2) По срокам:
ТЗ на начало;
ТЗ на конец;
ТЗ на определенную дату;
3) По назначению:
текущие – являются основным видом ТЗ в РТ, т.к. обеспечивают бесперебойную торговлю;
сезонные;
ТЗ досрочного завоза;
4) По размерам:
max;
min;
средние;
Устанавливается норматив ТЗ в ∑ и днях на квартал:
НТЗ в днях =
Виды ОТО
· ОТО по реализации –продажа розничным, промышленным организациям и учреждениям;
· Межгосударственный отпуск –продажа товаров за пределы РБ другим государствам на основе заключенных согласий;
· Внутрисистемный отпуск –продажа товаров внутри РБ одним оптовым п/п;
Формы ОТО:
Складской –формируется за счет продажи товаров со складов оптовых баз, которые требуют доработки;
Транзитный –формируется яза счет товаров, отгруженных непосредственно в различную сеть, минуя склады оптовой базы:
Ø с участием в расчетах -база рассчитывается с поставщиком за отгруженный товар и предъявляет счета для оплаты;
Ø без участия в расчетах –расчеты за товар ведутся непосредственно пред поставщиком РТ организации, а база вознаграждение за товародвижение;
33. Изложите методику планирования оптового товарооборота.
ОТО по реализации =РР + Р в +Р вн, где
РР – ОТО по реализации розничным организациям;
Р в – оптовая реализация товаров другим потребителям для перепродажи;
Р вн – реализация на экспорт или внутрисистемный отпуск;
РР пл. = РТО план ⌂ТЗ – поступление товаров в розницу план
ОТО по реализации = , где
КД – коэффициент долевого участия базы в обеспечении продажи товаров на экспорт и на внутрисистемные нужды;
КВ– коэффициент поставки товаров по внерыночному фонду;
КД = * 100
Классификация ТЗ
1) По назначению:
текущие;
сезонные;
досрочного завоза;
2) По месту нахождения:
на складе;
в пути;
3) По срокам:
фактические;
планируемые;
Факторы, влияющие на ТЗ
1. V складского ТО – чем ↑ ТО, тем ↑ при прочих равных условия ТЗ;
2. Ассортиментная структура складского ТО.
3. Обеспеченность складскими площадями.
35. Раскройте особенности планирования и расчет товарного обеспечения и закупок товаров на оптовой базе.
Для непродовольственных товаров НТЗ устанавливают и в ∑, и в днях.
Для продовольственных – только в ∑.
1. Экономико-статистический
а) метод скользящей средней
- выравниваем ряды по средней арифметической:
( К1, К2, К3)
- находим среднегодовое изменение ТЗ:
⌂ =
- находим НТЗ в днях:
НТЗ в днях = Кn + 2*⌂
- находим НТЗ в ∑:
НТЗ в ∑ = НТЗ в днях * ОТО однодневный складской
б) метод по коэффициенту эластичности
- находим К эл:
К эл. = /
- находим Тпр. ТЗ:
Т пр = К эл. * Тпр ОТО
- находим НТЗ в ∑:
НТЗ в ∑ =
- находим НТЗ в днях:
НТЗ в днях =
в) индексный метод
- находим индексы ТЗ за 3 предыдущих периода;
2. Технико-экономические расчеты
НТЗ в днях = З тп + З пн + З стр + З пно + З од,где
З тп – запас текущего пополнения
З стр – страховой запас
З пно– запас товаров в пути и по неоформленным отгрузкам
З од – однодневная реализация
Элементы рынка труда
цена рабочей силы –з/п, уровень личных доходов лиц, занятых трудовой деятельностью;
спрос на рабочую силу на рынке труда –потребность п/п и отраслей экономики в рабочей силе соответствующей квалификации и специальности;
предложение рабочей силе –численность т структура трудовых ресурсов;
государственное регулирование рынка труда –система подготовки и переподготовки кадров, структура рынка и соц.защиты населения;
Показатели
Производительность труда
ПТ = ;
2. ПТ на 1 работника:
ПТ =
3. Трудоемкость:
Т = (человекоднях);
4. УР на з/п:
УР на з/п = * 100 ;
5. УВ Р по з/п:
УВ = * 100;
6. Прибыль на 1 работника:
П = ;
7. Прибыль на единицу з/п:
= ;
8. Интегральный показатель:
=
Внешние факторы
1.уровень развития производства товаров, насыщенность рынка товарной массой;
2. Изменение состава и численности населения;
3. Розничные цены на товары;
4. Развитие конкуренции на рынке;
Внутренние факторы
1. Объем и ассортимент;
2. Состояние МТБ;
3. Методы продажи товаров;
4. Условия труда;
5. Квалификация работников;
↑ПТ можно добиться за счет следующих факторов:
1) Материально-технические –зависят от уровня использования МТБ, достижений НТП.
2) Организационно-экономические –связаны с совершенствованием организации ПТ и управления.
3) Социально-психологические –характеризуются определенным составом кадров, их ролью и местом в процессе производства и управления.
40. Рассмотрите план по труду, методы планирования численности и производительности труда.
Составной частью плана хоз. деятельности является план по труду, который включает в себя следующие показатели:
1. ССЧ
2. ПТ
3. ФЗП ( в сумме и в % к ТО)
4. Средняя з/п на работника
Планирование трудовых ресурсов
1. Экономико-статистические методы:
Ø К эл. = /
Ø Т пр ССЧ = К эл. * Тпр РТО
Ø ССЧ план =
Ø ПТ план =
Внешние факторы:
- объем производства;
- уровень цен;
- жизненный уровень населения;
- экономическая ситуация;
Внутренние факторы:
объем ТО – чем больше ТО, тем больше РР;
ассортиментная структура ТО – чем больше УВ занимают новые товарные группы с высоким уровнем расходоёмкости, тем выше ∑ и уровень РР;
состояние МТБ – чем лучше состояние МТБ, тем меньше РР;
производительность труда – чем она выше, тем меньше РР;
оборачиваемость товаров – чем выше скорость товарооборачиваемости, тем меньше ∑РР;
организация товародвижения – чем меньше каналов товародвижения, тем меньше ∑РР;
формы и методы продажи товаров: чем более современные, тем меньше ∑РР.
А. Метод скользящей средней
Ø Производим выравнивание рядов. К1, К2, К3. Если показателей четное число – выравниваем по 2, если нечетное – по 3.
Ø Определяем среднегодовое изменение
⌂=
Ø У РР = Кn + 2*⌂
Ø ∑РР =
Раскройте понятие рынка, охарактеризуйте его элементы. Изложите функции и виды рынка.
Рынок –сов-ть экономических отношений между производителем и потребителем по поводу купли-продажи товара.
Элементы рынка
1. Спрос – форма выражения потребности, обеспеченная денежными средствами.
2. Предложение – вся масса товаров, которая предназначена для реализации.
3. Конкуренция – соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства и реализации продукции.
4. Цена – денежное выражение стоимости товара.
5. Инфраструктура – система организаций, которые обеспечивают движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
6. Конъюнктура – соотношение спроса и предложения в определенный момент времени.
7. Ёмкость рынка – max возможный объем реализации товаров при конкретном уровне денег населения.
Функции рынка
1. Регулирующая – регулирование спроса и предложения на основе управления цены.
2. Санирующая -рынок очищает производство от экономически слабых хоз. единиц, ↑ и поощряет более эффективных.
3. Посредническая – производитель может выбрать наиболее подходящего покупателя, а покупатель - оптимального производителя.
4. Информационная - рынок дает info хоз. Субъектам о кол-ве, качестве и ассортименте продукции.
5. Стимулирующая – рынок вынуждает производителей внедрять в производство НТП.
Виды рынка
1) по экономическому содержанию:
a. товарный;
b. финансовый;
c. рынок труда;
d. рынок услуг;
e. рынок информации и НТР;
2) по территориальному признаку:
a. местный;
b. национальный;
c. мировой;
3) по механизму функционирования:
a. свободный;
b. регулируемый;
c. монополизированный;
4) по организации рыночного обмена:
a. розничный;
b. оптовый;
c. экспортный;
d. импортный;
5) по степени насыщенности:
a. равновесный (спрос = предложению);
b. дефицитный (нехватка товаров);
c. избыточный (избыток товаров);
6) по степени легальности:
a. легальный;
b. нелегальный;