Понятие рынка, его составные элементы и функции, достоинства и недостатки

Рынок — это система экономических отношений между людьми, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления и выступающая в качестве сложного механизма функционирования народного хозяйства, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных отношений и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового, рыночные отношения охватывают, во-первых, отношения, связанные с арендой предприятий и других объектов сферы народного хозяйства. Во-вторых, в сферу рыночных отношений включается процесс создания смешанных предприятий с зарубежными фирмами. В-третьих, в сферу рыночных отношений включается процесс найма и использования рабочей силы, который осуществляется через биржу труда. В-четвертых, рыночные отношения охватывают кредитные отношения (выдача кредитов под определенный процент). В-пятых, в систему рыночных отношений непосредственно включается процесс создания и функционирования рыночных структур управления, к числу которых относятся товарные, фондовые, валютные биржи и другие структурные подразделения рыночной экономики.

Функции рынка.

1. интегрирующая (соединение сферы производства и потребления)

2. регулирующая (воздействие рынка на все сферы экономики)

3. стимулирующая (побуждение производителя в создании новой продукции с наименьшими затратами)

4. ценообразующая (установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов)

5. контролирующая (главный контролер конечных результатов производства)

6. посредническая (обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда)

7. информационная (дает участникам рынка информацию о спросе и предложение на товары и услуги)

Достоинства рыночной системы:

- Эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров.

- Свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей (потребители свободны покупать то, что они предпочитают; предприятия - производить и продавать то, что они считают целесообразным; поставщики ресурсов могут по собственному выбору находить место приложения имеющимся у них материальным и людским ресурсам).

-- Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, тенденция к снижению цен (в погоне за удовлетворением постоянно возрастающих и изменяющихся потребностей на рынок выходят модифицированные и усовершенствованные товары, создаются принципиально новые предметы потребления и услуги).

- Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям.

- Инициирование и оптимальное использование результатов научно-технического прогресса (применение передовых технологий, обеспечивает инновационную фирму временным преимуществом перед ее конкурентами; снижение издержек производства означает для фирмы получение экономической прибыли, передавая потребителю часть экономии от снижения издержек в форме снижения цены товара, инновационная фирма может добиться значительного увеличения сбыта и высокой экономической прибыли за счет конкурентных фирм; более того, конкурентная рыночная система определенно создает обстановку, способствующую быстрому распространению новой технологии, т.к. конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу захлестнет волна убытков, угрожая банкротством).

-- Возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (например, фермеру занимающемуся производством молока достаточно информации о ценах на молоко и на корма, о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу; имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно то количество молока, которое необходимо для потребителей).

Недостатки рыночной системы:

- Угасание конкуренции.

- Неравное распределение дохода (в данном случае отмечается, что рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги; рыночная система выделяет ресурсы на производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных).

Расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития (например, рыбных богатств океана, в условиях рынка, характерной погоней за прибылью, порою игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений, а также не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт и т.д.)).

– Нестабильность: инфляция и безработица.

-- Отрицательное влияние монополий (стремления предпринимателя к усилению позиций предприятия относительно конкурентов; позволяет данным монополиям диктовать рынку любую цену и получать, соответственно, высокую прибыль).

- Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке (при всем стремлении предпринимателей повысить эффективность существующих технологий, обеспечить наиболее экономное использование ресурсов, они не могут позволить себе отвлекать ресурсы на проведение фундаментальных исследований в науке).

Вопрос #18

Наши рекомендации