Основные направления деятельности МБРР

В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в РС со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объёмы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определёнными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трёх до пяти лет.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30 % стоимости объекта, причём наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20 %), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15 % кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдаёт в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платёжного баланса.

Основная цель, которую изначально провозгласили учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заёмщиках благоприятных условий и «климата». Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые неохотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заёмщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои «программы развития». В итоге все программы «реконструкции и развития» подразумевали сохранение стран-заёмщиков в качестве аграрно-сырьевых придатков индустриальных держав. Миссии банка, его «технические советы», «консультации» и «рекомендации» сводились в итоге к развитию сельского хозяйства в странах-заёмщиках и увеличению добычи полезных ископаемых для увеличения объёмов их вывоза в США и ряд других индустриальных кап.стран. Так, миссии банка, обследовавшие в 1952 г. экономику Ирана и в 1954 г. экономику Сирии, рекомендовали правительствам этих стран сосредоточить главное внимание на развитии сельского хозяйства и транспорта. Миссия банка в Турции нашла, что ведущееся турецким правительством промышленное строительство не учитывает реальных финансовых возможностей страны, и рекомендовала ему прекратить (!) дальнейшие вложения гос. средств в промышленность и сосредоточить свои усилия на развитии сельского хозяйства, энергетики и транспорта. Эти рекомендации вызвали возмущение турецкой общественности, что вынудило турецкое правительство в марте 1954 года потребовать удаления из Турции миссии банка.

Механизмы управления МБРР

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семёрке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

224. Международная финансовая корпорация — международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне. Создана в 1956 с целью обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в РС.

МФК имеет целью содействовать международному сотрудничеству в фин. сфере и обеспечить регулярные консультации и сотрудничество по международным валютным проблемам, создавать условия для расширения и сбалансированного роста международной торговли, способствовать стабильности курса валют, принять участие в формировании многосторонней системы платежей по текущим сделкам между членами МФК, предоставлять при соответствующих гарантиях свои ресурсы в распоряжение членов корпорации с тем, чтобы придать им уверенность в своих позициях, сокращать сроки погашения кредитов и снижать неравновесие во взаимных платежах стран-членов.

Цель создания МФК заключалась в том, чтобы помочь Международному банку реконструкции и развития (МБРР) в выполнении его задач, определенных статей устава. Эта статья требует от банка содействовать развитию зарубежных частных инвестиций путем участия в предоставлении частных займов и в др. капиталовложениях, а в тех случаях, когда по достаточно основательным причинам использование частного капитала является невозможным, дополнять частные вложения собственными ресурсами.

Направления деятельности.

IFC осуществляет предоставление займов, инвестирование в форме долевого участия в капитале, предлагает структурированное финансирование и продукты по управлению рисками, а также оказывает консультационные услуги в целях стимулирования роста частного сектора в развивающихся странах. В отличие от МБРР IFC не требует государственных гарантий по предоставляемым средствам.

Источниками средств IFC являются взносы стран-членов, эмиссия облигаций на международном финансовом рынке и доходы от осуществления своих операций.

225. Международная ассоциация развития — кредитная организация, входящая в группу ВБ. Создана в 1960 г. Цель организации — оказание помощи самым бедным странам за счет добровольных пожертвований стран-членов. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $1165. Также МАР предоставляет помощь странам, которые не соответствуют критериям получения займов, но они не обладают кредитоспособностью для получения кредитов от МБРР.

Основная задача организации – предоставление беспроцентных ссуд на большой срок особо бедным странам с целью экономического роста и снижения уровня бедности населения.

Кроме того, МАР оказывает поддержку ряду стран, в том числе нескольким малым островным государствам, душевой доход которых превышает пороговый уровень, но которые не обладают кредитоспособностью, необходимой для привлечения займов от Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Некоторые страны, такие как Индия и Пакистан, соответствуют критериям для получения помощи МАР на основании уровня своего душевого дохода, однако являются достаточно кредитоспособными для получения определенных займов от МБРР. Их называют «странами со смешанным статусом», поскольку они получают средства как от МАР, так и от МБРР.

Каждый финансируемый MAP проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного ис­пользования финансовой помощи.

MAP обычно предоставляет беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном периоде в 10 лет, взимая комиссионные на покрытие административных расходов. Кредиты предоставля­ются в национальной валюте государства или его территории. Право на кредит и участие в MAP имеет только член МБРР. В последние 5 лет предоставлено около 40% от общей суммы кре­дитов MAP.

В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами.Директора-исполнители публикуют нормы и условия предо­ставления кредитов MAP.Таким образом, MAP содействует социальному обеспечению развития рыночных отношений в развивающихся государствах.

Структура. Состав Совета управляющих и Исполнительного директората такой же, как и в МБРР. Административную деятельность осу­ществляет по совместительству персонал МБРР. Президент осу­ществляет текущие дела MAP. Штат сотрудников MAP разделен на четыре сектора: операции, финансирование, политика, плани­рование и исследования.

226. Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство (МИГА; также — Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям) инвестиций (МАГИ), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ)) — одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с МФК, МЦУИС и самим ВБ входит в Группу организаций Всемирного банка.

Целью МИГА является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование от политических рисков и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг.

Структура. Все полномочия по управлению МАИГ принадлежат Совету управляющих (1 управляющий, 1 заместитель), за исключением специально переданных другому органу. Совет управляющих мо­жет передавать свои полномочия Директорату. Совет управляю­щих обычно собирается на ежегодную сессию, кроме того, могут быть созваны и другие совещания.За текущую деятельность МАИГ отвечает Директорат. Президент МБРР по должности является председателем Ди­ректората. Президент МАИГ назначается Директоратом по пред­ложению президента МБРР и ведет текущие дела под общим над­зором Директората.

Важнейшим источником финансирования является уставный капитал (948 млн. дол.), который обеспечивает предоставление гарантий на сумму в 745 млн. дол.

Деятельность.МАИГ предоставляет выбираемым им инвесторам гарантии (покрывающие до 90% от общего объема инвестиций) сроком на 15-20 лет на инвестиции в государствах-членах (развивающихся странах) против потерь от некоммерческих рисков, т.е. обеспечи­вает своего рода страхование от политических, экономических и иных видов рисков. К таким рискам относятся: экспроприация или аналогичные меры, трансфер валютных средств, нарушение договоров вследствие принятия правительством нормативных ак­тов, война и гражданские беспорядки, изменение социально-по­литической обстановки, революции и т.п. Сре­ди стран Центральной и Восточной Европы МАИГ отдает при­оритет Польше и Чехии.

МАГИ предлагает консультативные и рекламные услуги через Департамент политических и консультативных услуг.Через Консультативную службу по иностранным инвестициям, эксплуатируемую совместно с МБРР и МФК, МАИГ помогает государствам-членам разраба­тывать политику и развивать инфраструктуру, необходимые для привлечения прямых иностранных инвестиций.

Таким образом, МАИГ выступает международным гарантом для прямых капиталовложений и портфельных инвестиций государств-членов в экономику РС.

227. МЦУИС — одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с МФК и МАГИ и самим ВБ входит в Группу организаций Всемирного банка.

Целью МЦУИС является обеспечение правовых возможностей для примирения сторон и для арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах. Центр стремится устранить внеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как авторитетное международное арбитражное учреждение при урегулировании споров между государствами и частными инвесторами. Центр возглавляют избираемые Председатель и Генеральный секретарь.

МЦУИС работает руководствуясь Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров. Конвенция рассматривает два основных пути решения споров: примирение сторон и арбитражное производство. В соответствии с этим конвенция содержит процедурные правила для возбуждения дел, для слушаний по вопросу примирения сторон и для проведения арбитража. Обслуживание сторон в Центре является добровольным и платным. Размер платы утверждается Генеральным секретарем. В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров.

Конвенция рассматривает два основных пути решения споров: примирение сторон и арбитражное производство. В соответствии с этим конвенция содержит процедурные правила для возбуждения дел, для слушаний по вопросу примирения сторон и для проведения арбитража. Обслуживание сторон в Центре является добровольным и платным. Размер платы утверждается Генеральным секретарем. В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров.

228.Определенную роль в мировой экономике играют региональные банки развития (Азиатский, Африканский, Межамериканский), а также Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития и др. Иногда их называют многосторонними банками развития. Такое название позволяет относить к подобным банкам и Всемирный банк. Однако деятельность Всемирного банка охватывает большинство стран мира, в то время как региональные банки развития действуют на определенной территории.
Первым собственно региональным банком развития стал Межамериканский банк развития (МаБР), созданный по инициативе латиноамериканских стран. В настоящее время это самый крупный региональный инвестор в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.Цели:

¾ оказание помощи в развитии территорий региональных членов Банка;

¾ стимулирование развития производственных предприятий и ресурсов в латиноамериканских странах;

¾ содействие в привлечении частных иностранных инвестиций, в борьбе с бедностью и загрязнением окружающей среды;

¾ проведение социальных реформ;

¾ модернизация государственного управления и стимулирование экономической интеграции региона и межрегионального сотрудничества.

Оплаченная часть выпущенного капитала, а также привлечение средств с международных рынков капитала позволяют МаБР ежегодно выдавать кредиты на сумму 8,5 млрд долл. Заемщиками банка являются как государственные, так и частные предприятия. Приоритетными для банка в последние годы стали проекты, позволяющие повышать конкурентоспособность национальных экономик и уменьшать масштабы бедности.Организационная структура. Высший орган МАБР - Совет управляющих, в котором каждая страна - член МАБР представлена одним членом, обычно на уровне министра финансов или председателя центрального банка. Исполнительный орган - Совет Исполнительных Директоров (СИД) - принимает решения о политике Банка, на основе которой строится его работа, утверждает предоставление всех займов. СИД состоит из 14 членов, которые назначаются Советом управляющих на три года.
В странах Азиатского региона осуществляет операции Азиатский банк развития (АзБР). Все среднеазиатские республики бывшего СССР, а также Азербайджан были приняты в члены банка.
На Африканском континенте действует учрежденный в 1964 г. Африканский банк развития (АфБР). АфБР является ядром группы, куда также входят Африканский фонд развития и Трастовый фонд Нигерии.
В последние годы существенно изменилась кредитная политика АфБР, - банк стал уделять больше внимания кредитованию мелкого и среднего предпринимательства. В конце 90-х гг. приоритетным становится кредитование развития сельского хозяйства и сельских районов, объектов социальной инфраструктуры.

Цели АфБР:

· содействие экономическому и социальному развитию региональных стран-членов;

· финансирование инвестиционных программ и проектов;

· содействие государственным и частным инвестициям;

· организация финансирования, осуществляемого Банком совместно с двусторонними и многосторонними институтами развития;

· оказание технической помощи странам – региональным членам в подготовке проектов развития.

Говоря о структуре АБР, правильнее иметь в виду не только Африканский банк развития, но Группу Африканского банка развития. Если в других региональных банках подразделения, отвечающие за льготное финансирование наименее развитых стран входят в состав самого банка (например, в составе МАБР это – Фонд специальных ресурсов и Доверительные фонды), то здесь АБР, Африканский фонд развития (АФР) и Доверительный фонд Нигерии (последние два как раз и занимаются финансированием наименее развитых стран региона) являются отдельными организациями и вместе составляют Группу Африканского банка развития.

В 27 государствах Восточной, Центральной Европы и бывшего СССР осуществляет операции Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), совладельцами которого стали 60 стран, в том числе Россия, а также две международные организации - Европейский союз и Европейский инвестиционный банк. Членами ЕБРР является также ряд неевропейских государств. Основная задача, которую призван решать ЕБРР, определена как оказание содействия странам в переходе к рыночной экономике.
Финансовые ресурсы банка помимо уставного капитала формируются за счет заимствований на международных рынках капиталов. Имея высокий кредитный рейтинг, ЕБРР на достаточно выгодных условиях выступает крупным заемщиком на мировых рынках капиталов.
Особенностью деятельности ЕБРР является то, что он имеет право осуществлять операции только в тех странах, которые привержены принципам демократии. Повышенное внимание банк уделяет экологической составляющей.

Руководящими органами ЕБРР яв­ляются Совет управляющих и Совет директоров. Каждый член банка представлен в Совете управляющих и Совете директоров. ЕБРР — универсальное учреждение и объединяет различные направления: предоставляет кредиты правительствам 25 стран и одновременно уделяет внимание поддержке частного сектора в этих странах.
В 1958 г. начал свою деятельность Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). С целью поддержки малого и среднего бизнеса ЕИБ создал Европейский инвестиционный фонд.
Существует также Исламский банк развития (ИБР), официальной целью которого является содействие экономическому развитию и социальному прогрессу стран-членов и мусульманских общин.
ИБР действует в соответствии с исламскими принципами банковского дела, запрещающими взимание процентов за кредит. Вместо займов и кредитов он предоставляет беспроцентные займы, получая вознаграждение за обслуживание. Банк оказывает техническое содействие, делает вложения в капитал промышленных и сельскохозяйственных объектов.

229. G8 – «Большая Восьмерка»: цели и деятельность.Все вопросы, рассматриваемые на саммитах «Группы», обусловили новую задачу мирового сообщества - обеспечение международной безопасности, которая подразумевает создание равновесия сил путем организации различного рода объединений и блоков на региональном и международных уровнях. Данная ситуация и способствовала формированию механизма решения международных проблем «Семеркой/Восьмеркой» путем переговорных процессов, сотрудничества стран, объединения усилий. Очевидно, что эволюция «Семерки/Восьмерки» обусловлена изменениями мирового хозяйства и сопровождалась эволюцией самого механизма деятельности «Группы»: дальнейшее углубление сотрудничества с международными организациями и развивающимися странами (например, африканскими правительствами и структурами), создание рабочих групп и проведение тематических форумов по важнейшим вопросам, подключение к своей работе научных институтов; расширение числа рассматриваемых глобальных проблем.Конечно, в целом, механизм деятельности «клуба» не лишен изъянов: затягивание реализации принятых решений, некоторые, ранее обсуждаемые вопросы иногда уходят с повестки дня, нередко страны «Восьмерки» обвиняются в «двойных стандартах» при подходе к решению общих проблем, достаточно скромно экспертами оценивается вклад «Группы» в реализацию тех или иных проектов.
Нельзя не учесть, что «Группа» все-таки определяет современные тенденции развития мировой экономики, подключается к проектам международных организаций и сама дает импульс для урегулирования важнейших экономических вопросов. «Гибкость» «Восьмерки», ее способность адекватно и мобильно реагировать на изменения в мировой экономике позволяет ей быть в центре дискуссий по самым актуальным международным проблемам. Об этом свидетельствует и перечень вопросов саммитов, и возможность включения новых тем перед самым началом обсуждений. Другой отличительной чертой «Группы» является то, что если позиции сторон по каким-либо решениям не совпадают, то реализация этих решений будет осуществляться государствами добровольно в рамках национальных систем и/или на двусторонней основе.
Механизм деятельности «Большой восьмерки» основан на постоянных консультациях и координации деятельности стран-участниц, выстраивании совместных позиций сторон. В силу экономического влияния членов «клуба», международное сообщество в лице других государств, а также международных организаций внимательно следит за деятельностью «Группы», реагируя либо желанием к сотрудничеству, либо критикой. Современная мировая экономика позволяет говорить обо всех национальных экономиках как о «сообщающихся сосудах», когда события в одном регионе или даже стране (например, США) находят отражение за пределами их национальных границ. Таким образом, растущая взаимозависимость государств, сделала невозможным решение «внутренних» экономических, финансовых, торговых и экологических проблем без усиления диалога, как стран-участниц друг с другом, так и без их сотрудничества с «третьим миром». Как результат всех тенденций в мировой экономике, все большее значение приобретает механизм сотрудничества, конструктивного диалога, оперативное реагирование на вновь возникающие проблемы, подключение к этим процессам самых разных участников – будь то отдельные государства или международные организации.
Отсутствие бюрократических процедур, жесткого регламента работы и принятия решений, позитивно отличает «Большую восьмерку» от других международных институтов: позволяет ей более адекватно и эффективно формировать повестку дня, привлекая, по необходимости, дополнительные ресурсы (информационные – проведение тематических форумов, финансовые – МВФ, МБРР; консультационные – представителей других государств, играющих важную роль в тех или иных вопросах и т.д.). И хотя механизм «добровольного принятия обязательств» участниками «клуба» снижает эффективность его деятельности в целом, он, тем не менее, своей сущностью компенсирует недостатки механизмов деятельности других международных институтов, выступая, тем самым, дополнительным инструментом при решении глобальных проблем.
Последние саммиты «Группы», к участию в которых были приглашены представители Индии, Китая, Бразилии, ЮАР, Мексики и др. стран, подтверждают реальную необходимость усиления данного диалога, позволяя сделать вывод о неизбежности расширения «клуба» в будущем. На роль «новичков» претендуют - Китай, Индия и Бразилия. Но необходимо отметить, что расширение «клуба» - процесс долгосрочный и поэтапный, который будет определяться особенностями развития мировой экономики.
Очевидно, что центральными вопросами дальнейших саммитов «Большой восьмерки» в сфере экономики останутся: энергетическая безопасность, мировая торговля, защита окружающей среды, содействие развитию, научно-техническое сотрудничество.

ОЭСР.Организация экономического сотрудничества и развития –м/д экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.ОЭСР была образована в 1961 году по инициативе США на базе Организации европейского экономического сотрудничества, которая координировала американскую и канадскую помощь пострадавшим от Второй мировой войны европейским странам в рамках плана Маршалла.

Основная миссия ОЭСР – содействие экономическому росту стран-членов ОЭСР и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, снижение бедности в странах, не являющимися членами Организации.

Именно в рамках ОЭСР осуществляется регулирование практически всех важнейших вопросов экономического развития мира, анализируются и прогнозируются тенденции экономического развития отдельных стран, ведется разработка теоретических и практических подходов к решению мировых финансово-экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах.

Конечными целями деятельности организации, зафиксированными в основополагающем документе ОЭСР – Конвенции являются:

  • обеспечение наиболее высокого и устойчивого экономического роста, занятости, уровня жизни в странах-членах, поддержания финансовой стабильности, необходимых для развития мировой экономики;
  • содействие существенному экономическому вкладу как стран-членов так и стран-не-членов в процесс экономического развития;
  • содействие развитию мировой торговли на многосторонней, не-дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами.

Для реализации поставленных задач страны-члены обязались:

  • предоставлять друг другу и Организации информацию, необходимую для достижения ее целей;
  • обеспечить правильное использование имеющихся у них ресурсов;
  • проводить постоянные консультации, исследования и участвовать в совместных проектах;
  • поощрять научные исследования и образование;
  • стремиться к финансовой стабильности;
  • предпринимать меры по снижению барьеров на пути движения капиталов и торговли товарами и услугами;
  • оказывать помощь развивающимся странам путем предоставления капиталов и технического содействия;
  • тесно взаимодействовать и при необходимости принимать согласованные меры.

К настоящему времени ОЭСР превратилась фактически в орган координации социально-экономической политики ведущих индустриальных стран.

Центральной задачей ОЭСР является проведение анализа состояния экономики государств-членов и государств-партнеров и выработка рекомендаций по осуществлению экономического регулирования на макроэкономическом и отраслевом уровнях.

На сегодняшний день ОЭСР призвана решать экономические проблемы уже не только одного континента - Европы, как ее предшественница (ОЕЭС) но и всего мира, что придает ей Организации глобальный характер.

Кроме того, сфера деятельности ОЭСР не ограничивается только экономическими вопросами (хотя задача обеспечения устойчивого экономического роста в мире остается главной задачей деятельности ОЭСР в различных социально-экономических областях), приобретая все более мульти- и междисциплинарный характер.

Направления деятельности ОЭСР (соответствующие деятельности основных директоратов):

  • Макроэкономика
  • Бюджетная и налоговая политика
  • Продовольственная политика, сельское хозяйство и рыболовство
  • Финансы и вопросы предпринимательства
  • Торговля
  • Образование
  • Труд, занятость и социальные вопросы, включая здравоохранение
  • Охрана окружающей среды
  • Государственное управление и территориальное развитие
  • Наука, технологии (включая ИКТ, биотехнологии) и промышленность
  • Информация, коммуникация и компьютеризация
  • Содействие развитию.

При этом последнее направление приобретает все большую значимость в деятельности ОЭСР. В условиях глобализации одновременное содействие внутреннему экономическому росту стран-членов ОЭСР и повышению их вклада в глобальный экономический рост и развитие, снижение бедности в странах-не-членах становится наиболее важным приоритетом деятельности ОЭСР. Основным принципом функционирования ОЭСР является необходимость обеспечения всем странам возможностей пользоваться преимуществами, открываемыми глобализацией и научно-техническим прогрессом, для чего необходима максимальная открытость мировых рынков.

Однако в более простой форме основную функцию организации можно определить так: ОЭСР призвана быть местом, где достаточно высокопоставленные представители государственных органов (так называемые policy‑makers) могут в неофициальной обстановке, без обязывающих резолюций, и даже в качестве частных лиц обсуждать с коллегами из других стран общие экономические проблемы.

Особенность ОЭСР заключается в том, что она является как бы своеобразным клубом пообмену опытом экономической и социальной политики. В этом и есть ее принципиальное отличие от других международных организаций. ОЭСР призвана способствовать внедрению передовых идей в основном неформальными методами, а не издавать жесткие инструкции и резолюции. Отличие также заключается и в том, что Организация не занимается выделением денежных средств в той или иной форме ни своим членам, ни сотрудничающим с ней странам.

В настоящее время членами ОЭСР являются 29 стран. Более 20 лет (с 1973 года, когда в ОЭСР вошла Новая Зеландия, до 1994 года) состав ОЭСР не менялся и насчитывал 24 страны. В девяностые годы XX века к ней присоединились Мексика, Чехия, Венгрия, Польша и Корея.

Каких‑либо количественных критериев членства не существует. Для того, чтобы принять решение о принятии новой страны в члены организации, все страны ОЭСР должны согласиться с тем, что она продемонстрировала: приверженность принципам рыночной экономики; приверженность принципам плюралистической демократии. Такое решение принимается единогласно Советом ОЭСР.

Принятию решения о членстве предшествует похожее по процедуре принятие решения о начале переговоров о вступлении. Такие переговоры длятся от одного до двух лет и служат для выяснения степени соответствия экономических правил, юридической и институциональной структуры страны‑претендента стандартам, достигнутым странами ОЭСР.

30 ноября 2007 года Советом ОЭСР была принята "Дорожная Карта" присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР, которая определяет процедуру, позволяющую странам‑членам оценить готовность и возможность Российской Федерации выполнять обязательства, налагаемые членством в Организации. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в 19 комитетах ОЭСР. Наблюдатель имеет в рамках данного комитета практически равные права с представителями стран‑членов. Он может выносить вопросы на обсуждение, участвовать в заседаниях комитета и в обсуждении всех вопросов в его рамках, а также пользоваться материалами, подготовленными к заседаниям комитетов.

БМР.Банк международных расчетов был создан в 1930 г. на основе межправительственного соглашения шести государств (Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, Японии) и конвенции этих государств со Швейцарией, на территории которой функционирует Банк. Он является старейшей международной организацией в области международного валютно-финансового сотрудничества. С одной стороны, юридически БМР имеет структуру акционерной компании, а с другой — он учрежден как международная организация, деятельность которой регулируется международным правом и пользуется привилегиями и иммунитетами, необходимыми для выполнения своих функций. Банк не является субъектом ни швейцарского федерального кредитного законодательства, ни положений швейцарского законодательства о компаниях. В настоящее время членами этого Банка является 41 страна.
Цели Банка международных расчетов:

  • содействие сотрудничеству между центральными банками;
  • обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций;
  • выполнение роли доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов.

БМР является банком центральных банков. Почти все европейские центральные банки, а также центральные банки США, Канады, Японии, Австралии и Южной Африки участвуют или тесно связаны с разнообразной деятельностью БМР. БМР оказывает помощь центральным банкам в размещении валютных резервов, служит форумом для международного валютного сотрудничества, выступает в качестве агента или доверенного лица при осуществлении международных кредитных соглашений, а также ведет обширные научные исследования.
Управляя резервами центральных банков, БМР осуществляет традиционные формы инвестирования. Средства, не востребованные для кредитования др. центральных банков, размещаются на мировых фин. рынках. Основными формами инвестиций являются депозиты в коммерческих банках и покупка краткосрочных обращающихся ценных бумаг, включая казначейские векселя США. Эти операции в настоящее время составляют основу деятельности банка. БМР также кредитует др. центральные банки за счет средств, полученных в качестве депозитов из центральных банков. Кредитные операции БМР могут быть в форме `свопов` с золотом, кредитов, обеспеченных золотом, или легко реализуемых на рынке краткосрочных ценных бумаг, кредитов под золото или размещенных в БМР валютных депозитов на ту же сумму и с теми же сроками погашения, необеспеченных кредитов в форме авансов или депозитов и кредитов на условиях `стэнд-бай`. Кроме того, также применяются различные сочетания указанных выше видов кредита. В области валютных операций БМР является участником соглашения ФРС об операциях `своп`. Однако БМР не имеет права предоставлять ссуды правительствам и открывать им определенные виды счетов. Также не разрешаются операции с недвижимостью. По уставу, при проведении банковских операций БМР должен гарантировать, что его действия не противоречат ден. политике центрального банка-клиента.

Деятельность. Ключевые области деятельности Банка могут быть разделены на следующие категории:

1. Форум для международного валютного сотрудничества; контроль за банковской деятельностью; экономическое и валютное сотрудничество в Европе.

2. Выполнение роли центра валютно-экономических исследований в целях анализа функционирования международных финансовых рынков и согласования валютной политики государств для наиболее эффективного выполнения своих функций центральными банками (сбор и публикация данных о развитии международного банковского дела, системе управления в центральных банках).

3. Кредитно-банковские операции:
а) депозитно-ссудные операции с центральными банками;
б) прием правительственных вкладов по особым соглашениям;
в) операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);
г) инвестиционные услуги для центральных банков;
д) краткосрочное финансирование центральных банков.

4. Функции агента и доверенного лица центральных банков в осуществлении операций на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) и операций, связанных с кредитами и займами ЕС.

ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти)– является международной организацией межгосударственного уровня, как иногда говорят – нефтяным картелем. ОПЕК была создана государствами, в которых добывалась нефть. Цель создания – урегулирование мировых цен на нефть. В состав ОПЕК входят те страны, экономика которых во многом зависит от экспорта нефти.

Официально датой создания ОПЕК числится сентябрь 1960 года. Именно в то время в Багдаде (столица Ирака), с 10 по 14 сентября, проходила конференция, в которой участвовали представители пяти стран. Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Венесуэла и Кувейт. Эти 5 стран и основали организацию, известную сейчас во всем мире. Инициатором создания организации являлась Венесуэла.Позднее, в разные годы, в эту организацию вошли еще девять стран: Катар, Индонезия, Ливия, ОАЭ, Алжир, Нигерия, Эквадор, Габон, Ангола.

Наши рекомендации