Деятельность Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

С 1989 г. функционирует первая в АТР межправительственная экономическая организация – АТЭС. (AsiaPacificEconomicCooperationForum - APEC). Первоначально в её состав вошли 12 стран: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Республика Корея и страны-члены АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней). В 1991 г. приняты КНР, Гонконг (Китай) и Тайвань, в 1993 г. ‑ Мексика и Папуа-Новая Гвинея, в 1994 г. ‑ Чили, в 1998 г. ‑ РФ, Перу и Вьетнам. В настоящее время в Форуме АТЭС состоит 21 страна и территория Тихоокеанского бассейна. Организацию АТЭС часто называют форумом, т.к. она имеет лишь консультативный статус. Цели деятельности определены в Сеульской декларации (1991 г.): 1)содействие экономическому росту стран; 2)укрепление многосторонней системы торговли с учётом высокой экономической взаимозависимости стран-участниц; 3)проведение торговой и инвестиционной либерализации. Основное предназначение – определение правил региональной торговли и инвестиций. В 1994 г. на Богорском саммите(Индонезия) принято решение о готовности стран АТЭС создать зону свободнойторговли товарами, услугами и движения инвестиций к 2010-2020 гг. Торговая и инвестиционная либерализация в АТЭС исходит из принципов добровольности и несвязывания стран-членов взаимными обязательствами. В 1996 г. была принята Манильская программадействий (МАПА) как комплексный пакет мер по достижению стратегический цели формирования АТЭС. Она включает три раздела: 1)индивидуальные планы действий (ИПД) каждой страны-участницы; 2)коллективный план действий (КПД) АТЭС; 3)развитие экономического и технического сотрудничества. Основой деятельности АТЭС в сфере торговой либерализации являются ИПД, призванные минимизировать дискриминацию менее развитых стран более развитыми государствами, а также устранить дискриминацию государств-нечленов. ИПД предусматривают меры по либерализации торговли и инвестиций в 16областях, в частности, по таможенным пошлинам, нетарифным барьерам, услугам,инвестициям, политике конкуренции, правительственным закупкам,урегулированию споров, миграции предпринимателей, национальным стандартам.Как показывает анализ ИПД, зафиксированные меры ‑ совокупность обязательств вВТО, субрегиональных интеграционных группировках и национальных программлиберализации, т.е. либерализационные меры, осуществляемые одновременно натрёх уровнях ‑ национальном, региональном и международном. В итогеполучается, что разработанные и реализуемые меры не связаны непосредственно сучастием страны в АТЭС, который становится лишь дискуссионным форумом впроцессе торговой (и не только) либерализации. В последние годы сталипроводиться ежегодные отчёты стран-членов о результатах выполнения планов,что служит стимулом для их реализации.КПД включают направления торговой и инвестиционной либерализации, атакже содействие формированию более благоприятного предпринимательскогоклимата ‑ более прозрачного, упрощённого, с меньшими издержками на основеежегодного уточнения направлений, которые включаются с учётом мониторингамнений стран-участниц. Среди уже выполненных мер можно выделить: упрощениеи гармонизацию процедур таможенной очистки; гармонизацию таможенныхноменклатур, разработку компьютерной базы данных по таможенным пошлинам;сокращение административных формальных на пути миграции предпринимателейна основе введения единого миграционного документа.В целом, Манильская программа определила долгосрочную цель созданиязоны свободной торговли в АТЭС к 2010-2020 гг. на основе сокращениясредневзвешенных ставок пошлин до 0-5% и ликвидации нетарифных барьеров;введения НР в инвестиционной сфере с минимальнымиизъятиями; введения оговорки «стэндстил», т.е. предполагает неизменность существующих торговых барьеров;не повышать уровень протекционистскойзащиты и проводить прогрессивную либерализацию по реализации Богорскойцели.Экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК).Главная цель ‑ сокращение разрыва в уровняхэкономического развития стран-участниц, в среднедушевых доходах, втехнологическом и промышленном потенциалах для достижения сплочённости стран-членов. По оценкам, ЭКОТЕК может стать ключевым элементом сниженияэкономической дифференциации в АТР. Приоритетными отраслями стали:развитие людских ресурсов; развитие стабильных и экономически эффективныхрынков капитала; укрепление инфраструктуры; разработка технологий будущего;повышение качества условий жизни населения на основе реализацииэкологических программ; развитие и укрепление малых и средних предприятий.В целом, формирование зоны свободной торговли в рамках АТЭСпредставляется проблематичным как с точки зрения объективныхдезинтегрирующих факторов (главный из которых – огромная дифференциация вуровнях экономического развития), так и с точки зрения позиции США и Японии,заявивших о готовности проводить либерализацию на основе принципа взаимныхторговых уступок. Между тем, в рамках АТЭС применяется принцип невзаимностии развивающиеся страны-члены АТЭС против предложения двух стран-экономических лидеров. В результате, США и Япония отказались проводитьлиберализацию в рамках АТЭС и сосредоточились подписании другихинтеграционных проектов: ФТАА (США) и ВАС (Япония).На очередном саммите АТЭС (2006г.) интерес к реализации программыформирования зоны свободной торговли возрос благодаря активизацииамериканской позиции из-за озабоченности США в отношении созданияВосточноазиатского сообщества без их участия. РФ стала членом АТЭС в 1998 г. При наличии явных преимуществ участия в АТЭС (интенсификация взаимного товарооборота, инвестиций, сокращение дискриминационных барьеров в отношении доступа российских товаров на региональный рынок), следует обратить внимание и на негативные последствия, связанные с более низкой конкурентоспособностью российской экономики в целом и экономики Дальнего Востока и Сибири в частности.





Наши рекомендации