Факторы, влияющие на отношение покупателей к совершению покупки
Факторы, к которым чувствителен покупатель | Атрибуты товара | Атрибуты магазина |
Легкая парковка автомобиля | Ширина и длина товарной линии | Доступность |
Внешняя реклама | Развернутая линия | Расположение |
Внутренняя реклама (реклама на местах продаж- POS) | Запасы товаров | Площадь магазина |
Количество масс товаров | Расположение товарной линии | Имидж фирмы производителя и продавца |
Стимулирование сбыта | Выкладка каждого товара | Атмосфера продаж |
Атмосфера магазина | Цены товаров | Торговое оборудование |
Часы работы | Ассортимент, представленный в начале стеллажа | Расположение торгового оборудования |
Качество упаковки, возможность ее использования | Расположение товара на линии | Персонал |
Помощь в упаковке товаров при покупке, в транспортировке. | Качество товаров и услуг | Окружающая среда (месторасположение) |
Сервис, предусматривающий удобства в части: наличие бензоколонки, места нахождения собак и др. | Сопоставимость ассортимента магазина с рекламой, демонстрирующей определенные товары | Архитектура магазина, его оформление и дизайн |
Однако следует заметить, что услуги продавца-консультанта в рамках сервисной поддержки продаж не всегда уместны. Так, по данным американских исследователей, около 25% покупателей не желают прибегать к помощи продавца и на вопрос: «Вам чем-нибудь помочь?» отвечают отказом. Причины этого могут быть разными:
· любят рассматривать и выбирать товар спокойно, чтобы «никто не стоял над душой»;
· считают себя (или других лиц) более компетентными в вопросе выбора, чем продавец;
· считают себя недостаточно компетентными, и не хотят прослыть не идущими в ногу с модой и т. п.;
· продавец не вызывает доверия;
· привыкли к магазинам самообслуживания;
· пришли в магазин не покупать, а «просто посмотреть на будущее»;
· обладают замкнутым характером, вообще не любят обсуждать ничего даже с друзьями;
· испытывают на работе избыток общения и хотят отдохнуть в магазине;
· опасаются возникновения соблазна купить то, что не позволяет бюджет.
Важно знать то, что клиент любит покупать, но не любит, когда ему продают. Это азбука продаж. Все известные руководства по маркетингу и основам продаж рекомендуют позволить клиенту покупать в таком стиле[30], который ему наиболее близок. Поэтому широкое распространение в продажах и рекламе получили методы нейролингвистического программирования, почти неуловимого проникновения в подсознание человека, и организация на этой основе эффективного взаимодействия с ним. Основываясь на системах представлений людей, их можно условно подразделить на три основных типа:
«Визуалисты»–люди, мыслящие преимущественно зрительными образами. Таким покупателям лучше лично увидеть товар.
«Аудиалисты» мыслят преимущественно словами, представляют мир с помощью слуховых образов.
«Кинестетики» воспринимают окружающий мир с помощью ощущений, вкуса и обоняния.
Чаще всего встречается комбинированный тип с преобладанием одного компонента. Опытный торговый агент умеет распознавать типы, и поэтому четко ориентируется, кому из клиентов красочно описывать свойства и преимущества товара, а кому – просто положить на стол каталог и распечатанное на принтере коммерческое предложение.
Для внутримагазинной рекламы характерно следующее правило – придерживайся краткости и простоты[31].То есть, главное, чтобы рекламное сообщение было понятно потребителю, в противном случае его просто не следует размешать, так как оно может дезинформировать. Правило простоты и краткости предполагает понимание информации, которую вы хотите довести до клиентов вашего магазина, 14-летним ребенком со средним уровнем образования и интеллекта (именно такие характеристики приводят американские исследователи).
Не менее важны и правила размещения рекламных материалов.
Внутримагазинная реклама является средством, дешевым относительно других средств рекламы, она требует небольших единовременных затрат. Ценовое преимущество и данные об ее эффективности стимулируют производителя выпускать ее в большом количестве, постоянно расширяя разнообразие видов, но в размещении рекламных материалов существует проблема – ограничить их число заставляют реальные условия торговой точки.
Оптимальный вариант размещения рекламы найти нелегко, поскольку необходимо и обеспечить удобство для покупателя, и соблюсти гармонию интерьера.
При проектировании внутримагазинной рекламы следует учитывать возможности и ограничения для ее расположения.Правила, которыми следует руководствоваться непосредственно при размещении средств рекламной поддержки отражены в табл. 3.5.
Таблица 3.5