Факторы, влияющие на поведение покупателей

На выбор покупателя сильное влияние оказывают культурные, социальные, личностные и психологические факторы (рис. 3.2). В большинстве случаев маркетологи не могут управлять этими факторами, но они должны их учитывать. Факторы, влияющие на поведение покупателей - student2.ru

Рис. 3. Факторы, влияющие на покупательское поведение

Личностные факторы. Продавцам крайне трудно определить психологический тип личности клиента, так как для этого необходимо знать, каким является человек в жизни: экстраверт или интроверт, конвенционален или наоборот. Даже профессиональному психологу не всегда это под силу.

Особенности образа жизни сильно влияют на потребности покупателей и представляют особый интерес для маркетологов. По результатам исследований укладов жизни было выделено несколько групп:

· изысканная молодежь;

· домоцентристки;

· традиционный рабочий класс;

· изысканные потребители среднего возраста;

· уверенные в себе;

· скромные и простые;

· скупые.

Анализ образа жизни полезен при изучении рынка, так как каждая группа населения имеет свои потребности, мотивации, предпочтения.

Социальные факторы. Главными социальными факторами, оказывающими влияние на принятие решений потребителями, является принадлежность к определенному социальному классу, референтной группе, культурным традициям и типу семьи.

Социальный класс многие годы считался одним из важных определителей поведения людей. В маркетинге социальный класс определяют на основе рода занятий главы семьи (как главного источника доходов).

В референтную группу объединены люди, которые выражают мнение своей социальной категории. Такие группы вырабатывают стандарты и ценности, которые могут стать отправной точкой для мыслей и поступков людей. Различают следующие типы референтных групп:

· первичные и вторичные;

· притягивающие и отталкивающие;

· формальные и неформальные

Референтные группы влияют на выбор человека, принимая три формы влияния:

– нормативное – в виде требований подчиняться групповым нормам;

– ценностно-ориентированное – выполняя роль носителей ценностей;

– информационное – потребители часто принимают мнения других людей как заслуживающие доверия и необходимые сведения о действительности.

Семью называют первичной референтной группой. На выбор продукта влияют различные переменные семьи или домашнего хозяйства. К числу структурных переменных такого рода относятся: возраст главы семьи, семейное положение, наличие детей и занятость. С течением жизни семьи меняются, проходя несколько стадий развития. Этот процесс традиционно называют жизненным циклом семьи (ЖЦС). В традиционном ЖЦС отражаются изменения в структуре семьи, происходящие по мере того, как люди женятся, заводят детей, покидают дом, теряют супругов и уходят на пенсию. Традиционно выделяют следующие этапы жизненного цикла семьи:

1) молодые одинокие;

2) молодожены;

3) полное гнездо 1;

4) полное гнездо 2;

5) полное гнездо 3;

6) пустое гнездо 1;

7) пустое гнездо 2;

8) вдовствующий супруг;

9) вдовец (вдова) на пенсии.

Ситуация покупки. Выделяют три типа ситуаций покупки:

· решение сложных проблем;

· решение ограниченных проблем;

· автоматическое реагирование.

Если потребность в том или ином товаре возникла впервые, а финансовые средства не ограничены, то потребитель попадает в сложную ситуацию. Сначала нужно отыскать информацию, изучить и сравнить привлекательные варианты и сделать выбор.

Мелкие проблемы легко решаются, если у потребителя есть опыт пользования данным товаром или склонность к той или иной марке продукции.

Исключительно важно при этом активное участие покупателя при совершении покупки.

10. Сущность процесса принятия решения о покупке.

После определения ключевых ценностей, влияющих на поведение потребителей, мы можем перейти к анализу того, каким образом покупатели принимают решение о покупке. С позиций маркетинга поведение при совершении покупки охватывает все виды деятельности; предшествующей, сопровождающей решение о покупке и следующей за ним. Все покупатели принимают активное участие в принятии решений, чтобы осуществлять осознанный выбор. Поведение при покупке рассматривается как процесс решения проблемы. На рис. 4 представлены пять этапов: осознание потребности, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке и реакция на покупку. Очевидно, что процесс покупки начинается задолго до факта приобретения и не заканчивается этим моментом. Маркетолог должен понимать весь процесс в целом, а не фокусировать внимание исключительно на принятии решения.

Факторы, влияющие на поведение покупателей - student2.ru

Рис. 4. Процесс принятия решения о покупке

Теоретически покупатель проходит все пять этапов при каждой покупке. Однако на практике потребитель часто пропускает или меняет местами некоторые этапы. Женщина, регулярно покупающая одну и ту же марку зубной пасты, после осознания проблемы будет сразу же переходить к решению о покупке, пропуская этапы поиска информации и оценки вариантов. Но мы используем модель, изображенную на рис. 4, поскольку она отражает логику потребителя, когда он попадает в новую и сложную ситуацию.

Скорость прохождения этих этапов различна; некоторые из них могут быть пропущены. Некоторые из них могут даже меняться местами. Многое здесь зависит от характера потребителя, товара и ситуации покупки.

Теперь мы рассмотрим, как покупатель подходит к выбору товара-новинки. Товар-новинка– это товар, услуга или идея, воспринимаемая потенциальным покупателем как нечто новое. Процесс принятиямы понимаем как «мыслительный процесс, через который проходит человек от момента, когда впервые услышал о новинке, до момента ее полного принятия», а принятие – как решение человека стать пользователем товара.

Чтобы адаптироваться к товару-новинке, покупателю нужно пройти пять этапов:

1. Узнавание. Потребитель узнает о товаре-новинке, но испытывает недостаток информации о ней.

2. Интерес. Потребитель ищет информацию о новом товаре.

3. Оценка. Потребитель определяет, стоит ли приобретать товар-новинку.

4. Проба. Потребитель ближе знакомится с товаром (приобретает пробный образец), чтобы составить более полное представление о нем.

5. Восприятие. Потребитель решает регулярно и постоянно пользоваться новым товаром.

Эта модель предполагает, что маркетолог, занимающийся товаром-новинкой, должен подумать, как можно помочь потребителю на каждой из этих стадий.

11. Сущность и классификация товаров.

Товар – это продукт труда, удовлетворяющий определенные потребности и предназначенный для продажи или обмена.

Под продуктом понимается все, что можно предложить на рынке для приобретения, использования или потребления с целью удовлетворения определенных потребностей. Продукт – это все, что может удовлетворить какие-нибудь потребности (физические предметы, услуги, люди, предприятия, виды деятельности, идеи). Как только продукту назначена цена и он поступил на рынок, он становится товаром. Поэтому термин «товар» используется наравне с термином «продукт».

В маркетинге выделяют следующие уровни товара:

1) Товар по замыслу или замысел товара – потребность, которую должен удовлетворять товар.

2) Товар в реальном исполнении – реальный товар, его параметры, свойства и характеристики, качество, упаковка, дизайн, товарная марка.

3) Товар с подкреплением – цена, условия поставки, гарантии, сервис, консультации.

С точки зрения конечного применения выделяют три главных типа продукта: потребительские товары, продукция производственно-технического назначения (промышленные товары) и услуги.

В свою очередь эти группы делятся на виды и подвиды:

В маркетинге выделяют также следующие группы товаров потребительского назначения:

· повседневного спроса;

· тщательного выбора;

· особого спроса;

· сезонные;

· пассивного спроса.

Товары промышленного назначения разделяют на следующие группы:

· сырье;

· полуфабрикаты и детали;

· стационарные сооружения;

· вспомогательное оборудование;

· вспомогательные материалы;

· деловые услуги.

12. Жизненный цикл товара и его стадии.

Жизненным циклом (ЖЦ) товара называется период времени от начала разработки и выхода товара на рынок, до его снятия с рынка и производства.

Стадиями ЖЦ товара являются:

1) разработка – предприятие несет только затраты на разработку;

2) выход на рынок – период медленного роста объема сбыта по мере выхода товара на рынок. В связи с большими затратами по выведению товара на рынок прибыли на этом этапе еще нет, но убытки сокращаются;

3) рост – объем продаж и прибыли растет, предприятие начинает получать прибыль;

4) зрелость – период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Объемы продаж и прибыли достигают максимума и стабилизируются;

5) спад – объемы продаж и прибыли снижаются.

Товар может находиться на разных этапах в зависимости от сегмента рынка.

Предприятие должно иметь товары, находящиеся на разных стадиях ЖЦ. Когда товар находится на стадии зрелости необходимо начинать разработку нового товара для его замены. Предприятия должны прогнозировать и планировать стадии ЖЦ своих товаров.

Кривая ЖЦ товара выглядит следующим образом:

 
  Факторы, влияющие на поведение покупателей - student2.ru

Рис. 1. Жизненный цикл товара и кривая прибыли.

Наши рекомендации