Отношение покупателей к продукции предприятий

Предприятия-конкуренты Предпочтения покупателей в момент осознания потребности, % Доля покупок, %
А
Б
В

Задача. Используя данные табл. 2.10, проведите АВС-анализ по показателю прибыли (второй вариант – выручки), сформулируйте политику в отношении каждой из выделенных групп.

Таблица 2.10

Экономические результаты деятельности предприятия в 2009 г., млн. руб.

Наименование продукции Полные затраты на реализацию Выручка от реализации
Кресла для актовых залов
Кресла театральные
Мебель для бара
Школьные парты
Тумбы прикроватные
Журнальные столы
Стулья детские

Задача. В мебельном магазине имеются в продаже: корпусная стенка «Свитязь» 3-секционная; корпусная стенка «Свитязь» 4-секционная; корпусная стенка «Свитязь» 5-секционная; корпусная стенка «Мара» 4-секционная; корпусная стенка «Ипуть» 4-секционная; корпусная стенка «Вилия» 3-секционная; набор гостиной обеденной мебели (стол и стулья); стулья для гостиной; тумба под телевизор; тумба с подвесным зеркалом; набор мебели для отдыха «Ромашка»; кресла для гостиной; набор мебели для отдыха «Днепр»; набор мебели для отдыха «Неман»; спальный гарнитур «Чары»; спальный гарнитур «Берестье»; спальный гарнитур «Бриз»; спальный гарнитур «Сима»; кровать детская; кровать детская двухъярусная; кровать двуспальная.

Охарактеризуйте товарную номенклатуру и ассортимент, дайте оценку и обоснование широте, насыщенности и, где возможно, глубине номенклатуры.

Задача. Заполните табл. 2.11, взяв для примера любой товар.

Таблица 2.11

Анализ восприятия покупателем характеристик товара

Характеристики товара Товар «…»
Коммерческие: известные покупателю и продавцу; известные только покупателю; неосознаваемые покупателем Некоммерческие: которые можно превратить в коммерческие; которые нельзя превратить в коммерческие  

Примечание. Коммерческие характеристики товара, которые известны покупателю и продавцу – это те качества, на основании которых покупатель выбирает, а продавец рекомендует товар. Неизвестными продавцу могут быть такие качества, при наличии которых товар подойдет покупателю для конкретной цели (скрыть изъян или шрам, использовать для розыгрыша или подарка с подтекстом и т. д.). На принятие решения о покупке могут влиять и неосознаваемые потребителем явления, относящиеся к товару (ассоциации, звучание марочного названия и т. д.). Некоторые некоммерческие параметры (касающиеся технологии производства, компонентов товара, характеристик производителя) можно превратить в коммерческие, если акцентировать на них внимание в соответствии с интересами покупателя (например, не загрязняет окружающую среду, одновременно с выполнением основной функции благоприятно действует на организм и т. п.).

Тестовые задания.

1. Производитель кофеварок А предоставляет компании по прокату автомобилей В кофеварки в аренду. Точно так же компания В предоставляет в аренду автомобили фирме А. Какой термин описывает данную ситуацию?

a) перекрестная продажа;

б) рейтинг поставщиков;

в) производный спрос;

г) взаимные продажи.

2. Недавно компания Xaloc, которая следует стратегии индивидуальной торговой марки, изменила свою торговую марку шампуня для детей на шампунь для взрослых. Какой термин применим в данной ситуации?

a) репозиционирование;

б) насыщение товарного ассортимента;

в) расширение товарного ассортимента;

г) сокращение ассортимента.

3. Компания Alexander использует одну и ту же торговую марку для сигарет и одежды. Какой термин определяет данную стратегию?

a) смена марки;

б) расширение марки;

в) совместная марка;

г) индивидуальная торговая марка.

4. Петра собирается приобрести новый автомобиль. Она обращает внимание не на все возможные марки машины, т.к. ее бюджет ограничен и она хочет автомобиль-универсал. В каком комплекте находится конечный выбор покупки?

a) совокупный комплект;

б) комплект рассмотрения;

в) комплект выбора;

г) комплект осведомленности.

5. Aurora – это розничная сеть с формулой «магазин в магазине» и ассортиментом, направленным на женщин различных возрастных групп. Компания имеет три формулы магазинов для обуви, женской одежды и белья. Какой подход к рынку использует сеть Aurora?

a) концентрированный маркетинг;

б) специализированный маркетинг;

в) недифференцированный маркетинг;

г) дифференцированный маркетинг.

6. Розничный торговец желает изменить собственную формулу магазина. Для этого он использует стратегию апгрейдинга, или «торговли на повышение». Какие виды деятельности принадлежат к данной стратегии?

a) добавление в ассортимент товаров по высокой цене и высокого качества;

б) повышение коэффициента прибыльности путем добавления частных марок;

в) расширение ассортимента путем параллелизма;

г) повышение уровня качества и/или обслуживания.

7. При каких обстоятельствах познавательный (когнитивный) диссонанс возникнет у потребителей с наибольшей вероятностью?

a) при большом различии между товарами и сильном вовлечении потребителя;

б) при небольшом различии между товарами и сильном вовлечении потребителя;

в) при большом различии между товарами и низком вовлечении потребителя;

г) при небольшом различии между товарами и низком вовлечении потребителя.

8. Группа потребителей, которые характеризуются однотипной реакцией на маркетинговые стимулы, включая предлагаемый продукт:

а) потребительский рынок;

б) доля рынка;

в) рыночный сегмент;

г) семья.

9. Формирование убеждений и отношений целевой группы потребителей к предлагаемому товару:

а) сегментация рынка;

б) недифференцированный маркетинг;

в) дифференцированный маркетинг;

г) позиционирование товара.

10. Подход, при котором предприятие выходит на несколько сегментов со специально разработанным для каждого из них товаром:

а) дифференцированный маркетинг;

б) недифференцированный маркетинг;

в) концентрированный маркетинг;

г) рыночная специализация.

11. Предложение единственного товара нескольким сегментам – это:

а) рыночная специализация;

б) продуктовая специализация;

в) селективная специализация;

г) позиционирование товара.

12. Выявить систему оценочных критериев потребителя – задача маркетинга на этапе:

а) выбора варианта действия потребителя;

б) поиска информации потребителем;

в) совершения покупки потребителем;

г) реакции потребителя на покупку.

13. Потребность, которая является причиной действия:

а) нужда;

б) побуждение;

в) мотив;

г) осознанная потребность.

14. В «черном ящике» сознания потребителя происходит:

а) действие комплекса маркетинга на потребителя;

б) принятие решения с учетом внутренних характеристик индивида;

в) ответная реакция потребителя на внешние и внутренние стимулы;

г) все ответы верны.

15. Организационный спрос является:

а) эластичным;

б) производным от потребительского;

в) иррациональным;

г) определяющим для потребительского.

16. Понятие замкнутого ассортимента обозначает:

а) большое число групп дополняющих товаров;

б) большое количество представленных товарных марок;

в) наличие товаров одного производителя;

г) ассортимент, не изменяющийся во времени.

17. Вид конкуренции, который связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами:

а) конкуренция желаний;

б) межфирменная конкуренция;

в) функциональная конкуренция;

г) межтоварная конкуренция.

18. Рыночные возможности при выходе на новый рынок с существующим продуктом заключаются в:

а) расширении рынка;

б) более глубоком проникновении на рынок;

в) разработке продукта;

г) диверсификации.

19. Форма конкурентной борьбы, которая заключается в быстром переключении на изменяющиеся потребности рынка:

а) патиентная (нишевая);

б) коммутантная (соединительная);

в) виолентная (силовая);

г) эксплерентная (пионерская).

20. Предложение всех видов товаров единственному сегменту рынка:

а) селективная специализация;

б) продуктовая специализация;

в) рыночная специализация;

г) позиционирование товара.

21. Если фирма стремится преподнести товар как наилучший на рынке по какой-либо значимой характеристике, то имеет место:

а) позиционирование по преимуществу;

б) позиционирование по использованию;

в) позиционирование по категории товара;

г) позиционирование по соотношению цена – качество.

22. Достаточное сходство представителей сегмента в отношении реакции на маркетинговые воздействия – это:

а) объемность сегмента;

б) однородность сегмента;

в) доступность сегмента;

г) измеримость сегмента.

23. Общее количество наименований товаров, входящих в ассортиментную группу:

а) глубина ассортиментной группы;

б) насыщенность ассортиментной группы;

в) широта номенклатуры;

г) гармоничность номенклатуры.

24. Товары, не имеющие аналогов и предлагающие качественно новые способы удовлетворения потребностей:

а) непрерывная инновация;

б) прерывная инновация;

в) динамически непрерывная инновация;

г) товары рыночной новизны.

25. Когда фирма, производящая стулья с одинаковой обивкой сидений, начинает производить стулья с разной обивкой, это называется:

а) расширением ассортимента;

б) насыщением ассортимента;

в) изменением упаковки;

г) верных ответов нет.

26. Уровень товара, которому соответствует основная выгода (удовлетворение основной потребности), получаемая покупателем:

а) товар в реальном исполнении;

б) товар по замыслу;

в) товар с подкреплением;

г) товарная марка.

27. Этап жизненного цикла товара, когда потребительский спрос не удовлетворен, товар подвергается тестированию:

а) выведение на рынок;

б) рост;

в) зрелость;

г) разработка товара.

28. Имя, термин, знак, символ или их сочетание, предназначенные для идентификации товара:

а) фирменный стиль;

б) товар с подкреплением;

в) товарная марка;

г) некоммерческие характеристики товара.

29. Вид конкуренции, который связан с тем, что одна фирма предлагает несколько разновидностей продукта:

а) межфирменная конкуренция;

б) межтоварная конкуренция;

в) функциональная конкуренция;

г) конкуренция желаний.

30. Форма конкурентной борьбы, которая связана с выпуском новой продукции и опережением конкурентов:

а) коммутантная (соединительная);

б) патиентная (нишевая);

в) эксплерентная (пионерская);

г) виолентная (силовая).

31. Вид конкуренции, который связан с различными способами расходования своих ресурсов потребителями:

а) функциональная конкуренция;

б) межфирменная конкуренция;

в) межтоварная конкуренция;

г) конкуренция желаний.

32. Характеристика фирмы, которая отражает отличия развития данной фирмы от развития других по степени удовлетворения потребностей клиентов и эффективности:

а) рентабельность;

б) маркетинговая стратегия;

в) маркетинговые возможности фирмы;

г) конкурентоспособность.

Наши рекомендации