Машиностроение мира и его роль в мировом экономическом развитии
Машиностроение считается главной отраслью обрабатывающей промышленности.Как отрасль машиностроение возникло в первой половине XIX в. в Англии, для него характерно углубление специализации производства и неуклонное расширение масштабов.Эта отрасль отражает уровень НТП и обороноспособности стран мира, определяет развитие других отраслей хозяйства. Именно ее развитие в очень значительной степени способствует повышению производительности труда и экономической эффективности всех отраслей хозяйства.
Машиностроение и металлообработка является самой сложной и дифференцированной отраслью мировой промышленности и включает в себя более 70 отраслей и подотраслей. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства.
В высокоразвитых странах на продукцию данной отрасли приходится около 35-40% стоимости промышленного производства. В большинстве развивающихся стран (за исключением Китая, Мексики, Бразилии и группы азиатских НИС) машиностроение имеет меньшее значение.
• по технико-экономическим особенностям производства, которые определяют основные различия в требованиях к условиям размещения предприятий, выделяют: металлоемкое, трудоемкое и наукоемкое машиностроение;
• согласно используемым технологиям - малозатратные (низкотехнологичные) и затратные (т.е. средне- и высокотехнологичные) отрасли;
• по ассортименту выпускаемой продукции выделяют много различных отраслей (или подотраслей) машиностроительного комплекса:
o производство разнообразного оборудования (общее машиностроение)
o тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение
o транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасль)
o электронное и электротехническое машиностроение
o приборостроение
o производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей.
Самой быстрорастущей отраслью является электронная и электротехническая промышленность, на долю которой приходится около 32% всей продукции отрасли.
На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние многие факторы:
- уровень развития всех форм общественной организации производства
- обеспеченность трудовыми ресурсами и уровень квалификации персонала
- транспортный (степень развитости инфраструктуры)
- потребительский факторы (характер спроса и емкость рынков сбыта)
- фактор наукоемкости
- для некоторых металлоемких отраслей еще сырьевой (т.е. важна близость к центрам черной металлургии) и т.д.
В конце XX — начале XXI в. именно ТНК развитых стран играют ведущую роль в развитии международного бизнеса в мировом машиностроении. Если судить по показателю годового оборота, то лидерами в машиностроительном комплексе являются машиностроительные корпорации США, Германии и Японии.
Многие из современных ТНК в машиностроении нельзя отнести к конкретной подотрасли. Напротив, деятельность этих компаний диверсифицирована, она направлена на производство широкого круга продукции, сочетая в себе, например, производство автомобилей и авиационных двигателей. К крупнейшим из таких компаний относятся:
- Дженерал Мотор (США)
- Форд Мотор (США)
- Даймлер-Крайслер (Германия)
- Дженерал Электрик (США) – электротехника, электроника
- Тайота Мотор (Япония)
- Фольцваген Групп (Германия)
- Сименс ФГ (Германия) - электротехника, электроника
- Хитачи (Япония) – ЭВМ
- Филипс (Голландия) и др.
Для современного машиностроения характерны широкие кооперированные связи. Предприятия, выпускающие конечную продукцию, имеют множество заводов-смежников как внутри отдельной страны, так и за рубежом. Выпуск массовой продукции многих отраслей машиностроительного комплекса в условиях глобализации и углубления процесса специализации и МРТ в промышленности обусловливает рост взаимосвязей поставщиков комплектующих деталей, агрегатов, узлов со сборочными предприятиями, как в пределах страны, так и на межгосударственном (региональном и даже глобальном) уровне. Эта тенденция усиливается изменением способов организации производства в структурах ТНК (постфордизм, «гибкое» производство), внедрением системы снабжения «точно в срок», особенно в таких отраслях, как автомобилестроение, выпуск бытовой электроники (особенно на последних стадиях сборочного производства).
Во многих отраслях машиностроения отмечается высокая трудоемкость производства. А в некоторых к тому же предъявляются высокие требования к уровню квалификации рабочей силы (например, в приборостроении, электронике, электротехнике, авиационной и аэрокосмической отраслях). Иными словами, в последние годы страны с дешевой рабочей силой оказались в более благоприятной ситуации для развития трудоемких отраслей машиностроения.
Однако развитие наукоемких отраслей, базирующихся на новейших достижениях науки, а также усложнение применяемой техники по-прежнему стимулирует сосредоточение некоторых производств в странах или районах, располагающих высококвалифицированными кадрами, научными центрами исследования и конструкторских разработок, развитой информационной и транспортной инфраструктурой. Такие производства в основном сконцентрированы в экономически высокоразвитых странах. А в развивающихся странах Азии, Южной Америки и, отчасти, Африки (в государствах с дешевой рабочей силой, использованием детского и женского труда) обычно размещаются сборочные заводы, получающие комплектующие детали из разных стран мира и выпускающие массовую промышленную продукцию.
Иными словами, выделяются страны - продуценты массовой продукции и страны - поставщики сложной наукоемкой продукции. При этом развиваются как специализация, так и межстрановое кооперирование
Различия между отдельными странами по степени развитости машиностроения достаточно велики. Более 90% всей машиностроительной продукции производится промышленно развитыми странами.
В современном мировом хозяйстве выделяются четыре региональных машиностроительных центра:
1) Северная Америка, где производится практически вся номенклатура машиностроительной продукции;
2) Западная Европа, где производится главным образом массовая машиностроительная продукция и высоко развиты некоторые новейшие отраслиасли;
3) Юго-Восточная Азия, где лидирует Япония, сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии;
4) страны СНГ, отличающиеся наличием достаточных производственных мощностей, но отстающие по развитию наукоемких отраслей машиностроения.
Лидируют в мировом машиностроении: США, Япония и Германия - более развитые в экономическом плане страны. В состав первой десятки входят также: Франция, Великобритания, Италия, Испания, у которых весьма широкая номенклатура продукции машиностроения. Перспективными с точки зрения развития производства и сбыта машиностроения являются развивающиеся рынки Юго-Восточной Азии (главным образом Китая), а также Южной Америки (Бразилия, Аргентина).