Металлургический комплекс мирового хозяйства

Современная металлургия является одной из важнейших отраслей мирового хозяйства. Она производит основные конструкционные материалы, применяемые в машиностроении, производственном, транспортном и жилищном строительстве и других отраслях. В отличие от материальных ресурсов (например, топлива, электроэнергии, некоторых химикатов), которые потребляются одноразово в момент их использования, металлы после соответствующей обработки превращаются в материальные элементы основных фондов и продолжают эксплуатироваться в их составе.

Особенностями современной металлургии являются:

- многопрофильность и цикличность технологических процессов;

- наличие многих переделов;

- высокая ресурсо- и капиталоемкость;

- интенсивное воздействие на окружающую среду.

Металлургия в структуре современной экономики занимает промежуточное положение между добывающими отраслями первичной сферы, большая часть продукции которых идет на производственное потребление в других отраслях, и отраслями, реализующими свою продукцию в сфере конечного потребления.Продукция металлургического комплекса является главным ресурсом реализации инвестиционных процессов и играет важнейшую роль в их развитии.

Динамика производства металлов тесно связана с потребностями в них. Объемы их производства и абсолютные объемы мировой торговли растут, но темпы роста ниже, чем в других отраслях. Поэтому снижается доля металлов в современном мировом производстве и торговле (сейчас она менее чем 5%, а в 1937 г. — 10,6%).

Более низкие темпы роста производства и торговли металлами связаны с рядом причин:

1) Происходят изменения в структуре производства и потребления конструкционных материалов. Так наблюдается расширение использования пластмасс, которые по своим физическим характеристикам (прочность, жесткость и т.д.) не уступают металлам, и прежде всего стали, а по некоторым параметрам (по более легкому весу) превосходят их. Пластмассы стали вытеснять металлы во многих изделиях. За 60—70-е гг. производство стали выросло в 3 раза, а пластмасс — в 60 раз.

2) Расширяется использование алюминиевых и титановых сплавов (особенноэто касается производства военной техники).

3) Более экономно расходуются конструкционные материалы, в том числе в самой металлургии. Повышение качества металлов позволяет при сохранении и даже увеличении прочности изделий использовать меньшее количество металла. Многие металлические изделия, в частности автомобили, стали намного легче. Кроме того, в этих изделиях сталь заменяется алюминием и пластмассами.

Но вместе с тем, хотя автомобили стали легче, рост их производства, особенно в странах Юго-Восточной Азии, будет увеличивать спрос на сталь. Растет спрос на сталь в некоторых других отраслях хозяйства, в частности в строительстве. Сталь используется для возведения каркаса зданий и в других целях.

Для производства черных и цветных металлов сегодня в мире существует достаточная сырьевая база. По оценке 90-х гг., запасов железной руды хватит на 206 лет, бокситов (сырье для алюминия) — на 368 лет, медной руды — на 62 года, оловянной руды — на 27 лет. Так как в мире постоянно идут геологические работы, то при растущем потреблении запасы сырья могут увеличиваться.

Очень важной особенностью современной металлургии является вторичное использование металлов — металлолома, образующегося в результате выхода из строя ранее произведенных металлоизделий. В промышленно развитых странах накоплены и расширяются металлофонды как черных, так и цветных металлов. Вторичное использование позволяет существенно снизить издержки на новую выплавку металлов и относительно снизить затраты на разработку рудных месторождений, которые являются капиталоемкими. В конце 90-х гг. на долю вторичного использования приходилось 73% производства свинца, 60% меди, 56% стали, 47% золота, 45% алюминия, 43% цинка.

Таким образом, по прогнозам специалистов, в ближайшие десятилетия проблемы сырья для металлургии не будет.

Во второй половине XX в. произошли коренные сдвиги в размещении металлургии. Если раньше развивающиеся страны лишь добывали металлические руды, то в современных условиях они стали крупными, а по некоторым металлам их основными производителями. Особенно повысился удельный вес развивающихся стран в выплавке алюминия, стали, чугуна. В развивающихся странах добывается около 60% железной руды, бокситов, вольфрама, 70—75% кобальта, 85—90% тантала и ниобия. Но по благородным металлам первенство по выплавке принадлежит промышленно развитым странам. Их доля составляет по металлам платиновой группы 100%, золоту — 80%, кроме того, в промышленно развитых странах производится около 70% свинца, цинка, молибдена.

Металлургическое производство включает в себя черную и цветную металлургию.

Чёрная металлургия. В структуре черной металлургии выделяют: железорудную промышленность; производство кокса; выплавку чугуна и стали.

Наиболее крупными разведанными запасами железной руды обладают: Украина, Россия, Китай, Бразилия, Австралия. А в её добыче лидируют: Китай, Бразилия, Австралия, Индия, Россия.

Ведущими производителями стали в мире сейчас являются: Китай, Япония, США, Россия и Республика Корея. На них приходится свыше 60% мирового производства стали.

В выплавке чугуна лидируют: Китай, Япония, Россия, США, Украина.

Среди основных тенденций развития чёрной металлургии мира можно выделить следующее:

1) Смещение производства в приморские районы

2) Сдвиг производства в развивающиеся страны (Китай, Ю. Корея, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Турция и др.)

3) Использование новых методов выплавки (электрометаллургия, прямое восстановление железа и т.д.)

4) Рост количества мини и миди-заводов (имеющих узкую специализацию и дополняющих хозяйственную структуру стран)

5) Тяготение к центрам потребления металлов

6) Рост спроса на специальные марки стали (нержавеющие, жаропрочные, кислотоустойчивые)

7) Влияние глобализации и транснационализации мировой экономики (на долю 20 крупнейших ТНК приходится почти 40% мировой выплавки стали)

В последнее время серьёзно изменилась не только география производства, но и география потребления продукции отрасли. Так бесспорным лидером потребления продукции отрасли является Китай (20%). Снижается доля потребления чёрных металлов странами ЕС, НАФТА, Японии, СНГ.

В мировой торговле черными металлами за 20 лет существенно возросла доля развивающихся стран — в 3 раза. На них стала приходиться 25% мирового экспорта стали, а доля развитых стран снизилась с 84 до 58% в 2004 г.

Нетто-экспортёрами (экспорт превышает импорт) на мировом рынке чёрных металлов являются: Китай, Япония, Украина, Россия. Нетто-импортёры: США, Таиланд, Испания, Италия.

Цветная металлургия.В состав цветной металлургии входят: алюминиевая промышленность; медная промышленность; свинцово-цинковая промышленность; никель-кобальтовая промышленность; титано-магниевая промышленность; вольфрамо-молибденовая; производство редких (серебро, золото, платина), редких и рассеянных металлов (ванадий, германий и др.).

Цветная металлургия имеет огромное значение для развития авиастроения, производства электротехники, атомной промышленности, химической, строительной промышленности, ВПК, судостроении.

Цветная металлургия промышленно развитых стран характеризуется низкой степенью обеспеченности сырьём и более полной структурой отрасли. В основном предприятия отрасли в развитых странах работают на импортном сырье из развивающихся стран и некоторых развитых стран (США, Канада, Австралия, ЮАР).

В значительно большей степени сырьём для производства цветных металлов обеспечены развивающиеся страны, что способствует росту добычи в них. Однако их доля в мировом производстве и потреблении конечной продукции отрасли существенно ниже развитых стран.

Россия и страны СНГ обладают богатейшими запасами многих руд цветных металлов. Однако предприятия, производящие цветные металлы в данном регионе в основном имеют экспортную ориентацию. Сегодня 80-90% цветных металлов России идёт на экспорт.Добыча, производство и потребление цветных металлов имеют высокий уровень концентрации в отдельных странах. Так, например:

 в алюминиевой промышленности

o запасы сосредоточены – Гвинеи, Австралии, Бразилии, Ямайке, Китае, Индии

o добычу бокситов обеспечивают – Австралия, Китай, Бразилия - (около 60% мировой добычи)

o производство глинозёма – Австралия, Китай, США- (50%)

o выплавка первичного алюминия – Китай, Россия, Канада- (50%)

o потребление алюминия – США, Япония, Германия – 50%

 в медной промышленности

o запасы сосредоточены в Чили, Перу, США, Мексике, Канаде, Австралии, Китае, Польше, России

o по добыче лидируют – Чили, Перу, США – более 50%

o в производстве меди лидируют – Чили, Китай, Япония, США

o потребление сосредоточено в странах «Большой семёрки», Индии, Ю. Кореи, Китае, ЮАР

o крупнейшие импортёры меди – США, Франция, Таивань, Германия

o экспортёры меди – Чили, Россия, Перу, Казахстан

Среди тенденций в цветной металлургии мира следует отметить следующие важные моменты:

• отраслевая структура цветной металлургии мира претерпела кардинальные изменения во второй половине XX в., так как произошел сдвиг в сторону производства легких цветных металлов;

• изменилось значение факторов размещения производства. Снижается значение сырьевой ориентации, и усиливается ориентация на источники дешевой электроэнергии. При росте использования вторичного сырья в выплавке цветных металлов усиливается «потребительская» ориентация (близость к центрам с развитым машиностроением) и проч.;

• в значительной степени сдвиги в размещении предприятий цветной металлургии были обусловлены изменением технологии производства и заменой отдельных видов сырья и дополнительных материалов в производственном процессе, а также за счет снижения энергоемкости производства;

• в экономически развитых странах выросло значение «экологической составляющей» производственного процесса, в связи с чем в некоторых из них производство отдельных цветных металлов резко сократилось, а где-то даже было прекращено полностью;

• во многих развивающихся странах выросло (иногда в несколько раз) производство цветных металлов. Зачастую это было связано с отсутствием в этих странах природоохранного регулирования. В структуре же цветной металлургии этой группы стран заметно преобладание нижних стадий производственного цикла (добыча, обогащение и производство черновых металлов).

• главную роль в размещении предприятий алюминиевой промышленности и основных отраслей цветной металлургии мира играют международные корпорации, располагающие собственными предприятиями (от добычи сырья до выпуска конечной продукции отрасли).

ТЕМА 5. Международная торговля товарами и услугами

1 Теории международной торговли.

Исторически первой и традиционной формой МЭО является международная торговля. Несмотря на то, что в современных условиях ведущей формой международных экономических отношений является не вывоз товаров, а зарубежное инвестирование, на нее приходится 80% совокупного объема мирохозяйственных связей. Это связано, во-первых, с ее большим значением для развития национальных экономик и, во-вторых, с ее местом в системе международных экономических отношений.

Местомеждународной торговли в системе МЭОопределяется следующим:

1. посредством международной торговли реализуются результаты всех форм МЭО;

2. международная торговля товарами определяет динамику и направления международной торговли услугами;

3. международная торговля способствует развитию процессов международной экономической интеграции и углублению МРТ;

4. международная торговля интенсифицирует международное движение капитала и международные расчётные отношения

Существуют различные теоретические обоснования и объяснения участия стран в МТ.

Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей:

· преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов и узость внутреннего рынка;

· интенсифицируется воспроизводственный процесс в национальных хозяйствах: создается возможность организации массового производства, повышается степень загрузки оборудования, возрастает эффективность внедрения новых техники и технологий;

· увеличиваются возможности накопления, индустриализации, повышение темпов экономического роста, рационализации использования природных ресурсов и рабочей силы, что в конечном счете способствует росту производительности труда и доходов;

· на базе увеличения экспорта в стране создаются новые рабочие места;

· повышается уровень международной специализации страны.

Многовековая история мировой торговли опирается на вполне осязаемую выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. За этот период объяснения причин и последствий сложились в конкретные теории. Общая теория международной торговли дает представление о том, что лежит в основе этой выгоды от внешней торговли или чем определяется направления внешнеторговых потоков.

Механизм возникновения материальных выгод МРТ впервые был раскрыт ещё в последней четверти 18 – начале 19 века классиками политической экономии А.Смитом и Д.Рикардо и получил название теории сравнительных издержек производства (сравнительных преимуществ).

Первоначально А. Смит в книге “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776г.) вывел теорию абсолютных преимуществ. В конце XYIII века преобладала торговля сырьевыми товарами, которую и объясняла теория А. Смита.

Главный вывод заключается в том, что для государства может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров на внешнем рынке. Причём экспортировать необходимо те товары, которые производятся в стране с наименьшими издержками, а импортировать товары, по которым затраты труда в стране велики. Т.о., благодаря международному разделению труда цитрусовые всегда выгоднее выращивать в тропических странах, а не в Англии.

Пример:

В Англии 1 бочку вина производят 120 человек, а 1 рулон сукна – 70 человек.

В Португалии - 80 и 90 человек соответственно.

В данном случае Англия обладает абсолютным преимуществом при производстве сукна, а Португалия – вина. В результате взаимного товарообмена обе страны выигрывают – Англия экономит труд 50 человек при отказе от изготовления вина, а Португалия – 10

Заслугой А. Смита явилось то, что он выявил преимущества участия стран в мировой торговле, однако он не объяснил ситуацию, при которой страна не имеет абсолютных преимуществ не по одному товару.

Д. Рикардо в работе “Начала политической экономии и налогового обложения” (1817г.) сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и международной специализации, включающий в качестве частного случая модель А. Смита.

Д. Рикардо открыл закон сравнительных преимуществ, согласно которому каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно они могут быть иногда и несколько больше, чем за границей.

Он приводит ставший классическим пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате которого получают выгоду обе страны, даже если абсолютные издержки производства сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. Автор полностью абстрагируется от транспортных расходов и таможенных барьеров и ориентируется на относительно более низкую цену сукна в Англии по сравнению с Португалией, что объясняет его экспорт и относительно более низкую цену вина в Португалии, что также объясняет экспорт последнего. В результате делается вывод, что свободная торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления в каждой стране.

Однако, данная теория не ответила на вопрос в следствии чего возникают данные сравнительные преимущества у стран.

Попыткой ответа на данный вопрос стала теория факторов производства, разработанная в начале XX века шведскими экономистами Э. Хекшером и Б.Олином.

По мнению авторов, различные страны в разной степени наделены трудом, капиталом, землей, а также разной потребностью в тех или иных товарах.

В стране, где, к примеру, трудовых ресурсов много, а капитала недостаточно, труд будет сравнительно более дешевым, а капитал – более дорогим, и наоборот, в стране, где трудовых ресурсов мало, а капитал имеется в достаточном количестве, труд будет дорогим, а капитал – дешевым. Согласно теории Хекшера-Олина, товары, требующие для своего производства значительных (максимальных) затрат избыточных факторов производства и небольших (минимальных) затрат дефицитных факторов, экспортируются в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции.

В середине ХХ века (1948год) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера-Олина представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Д. Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

В середине 50-х годов ХХ века американский экономист русского происхождения В. Леонтьев развил теорию внешней торговли в работе известной под названием “парадокс Леонтьева”. Используя теорему Хекшера-Олина он показал, что американская экономика в послевоенный период специализировалась на тех видах производства, которые требовали относительно больше труда, чем капитала. Это противоречило существовавшим ранее представлениям об экономике США, которые в силу избытка капитала должны были бы экспортировать преимущественно капиталоёмкие товары. Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и их дифференцированную оплату в различных странах, В. Леонтьев объяснил выше названный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.

Во второй половине 60-х годов ХХ века распространение получила теория “цикла жизни продукта”, разработанная Р. Верноном, а также Ч. Киндельбергом и Л. Уэльсом. Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые потоки между странами при обмене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях его зрелости. Например, страны АСЕАН в области технологии сегодня делают то, что вчера делали НИС и встают на тот же путь “качества специализации”.

Традиционные внешнеторговые теории недостаточны для объяснения современного международного обмена товарами, но тем не менее они являются базовыми в теоретических исследованиях западных ученых и объясняют возникновение и направленность международной торговли товарами сравнительными преимуществами вследствие товарной дифференциации и различий в наборах факторов отдельных стран. Страна экспортирует товары, при производстве которых она имеет сравнительные преимущества в издержках, и импортирует товары, при производстве которых у нее нет этих преимуществ.

В основе дальнейшего развития теории сравнительных преимуществ и новых теорий интернационализации лежит включение в процесс исследования дополнительных новых факторов и переменных, в том числе, различных человеческих и капитальных ресурсов стран, НТП, условий несовершенного рынка товаров и факторов производства и международной мобильности последних и др.

В последние два десятилетия макроэкономический подход к анализу в теориях международной торговли дополнился микроэкономическим, что проявляется в значительном интересе ученых к разработке различных моделей участия в международной торговле отдельных фирм и корпораций. Большинство авторов при этом решающую роль отводит реализации технологических преимуществ отдельных корпораций на рынках, максимально восприимчивых к нововведениям. Объектами международной торговли в данном случае является технология, как воплощенная в наукоемких товарах, так и чистая (в виде лицензий).

Наиболее известной из них является теория конкурентных преимуществМ. Портера. В ней последовательно проводится идея, что на международном рынке конкурируют фирмы, а не страны, в связи с чем важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью следующих четырёх основных составляющих, называемых “конкурентным ромбом”: 1) факторных условий (наличие в стране основных факторов производства); 2) условий внутреннего спроса, вызывающих эффект масштаба; 3) наличия смежных и поддерживающих отраслей (кластеров); 4) стратегии структуры фирмы и её места во внутриотраслевой конкуренции.

Наши рекомендации