Глава 16. внешняя торговля россии спортивными товарами
Внешнеторговый оборот России в 1999 году составил 102,0 млрд. долларов и по сравнению с 1998 годом уменьшился на 11,2%.
Экспорт России возрос на 0,7% и составил 71,8 млрд. долларов; импорт сократился на 30,7% и составил 30,2 млрд. долларов.
Положительное сальдо торгового баланса составило 41,6 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 1998 годом на 13,9 млрд. долларов.
Основными торговыми партнерами России среди стран "дальнего" зарубежья являются (в порядке снижения доли в общем товарообороте) Германия, США, Италия, Китай, Нидерланды, Великобритания и Финляндия, а среди стран "ближнего" зарубежья - Украина и Казахстан.
Рассмотрим более подробно внешнеэкономическую деятельность России на примере торговли различными спортивными товарами.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации включает специальную подгруппу товаров под кодом 95.06 "Снаряды и инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой, легкой атлетикой, прочими видами спорта или для игр на открытом воздухе; бассейны плавательные и для гребли" (далее - "спортивный инвентарь").
В данную подгруппу товаров входят:
- лыжи и прочий инвентарь для занятий лыжным спортом;
- лыжи водные, доски для серфинга и виндсерфинга, инвентарь для занятий водными видами спорта;
- клюшки для гольфа и принадлежности для игры в гольф;
- оборудование и инвентарь для настольного тенниса;
- ракетки для тенниса, бадминтона или аналогичные ракетки со струнами или без струн;
- мячи (кроме мячей для гольфа и шариков для настольного тенниса);
- ледовые коньки и роликовые коньки;
- предметы, снаряды и инвентарь для занятий физкультурой, гимнастикой или атлетикой;
- инвентарь для поло и крикета (кроме мячей).
Таможенная статистика внешней торговли позволяет проанализировать внешнеэкономическую деятельность России по спортивному инвентарю в 1999 году.
Данные, представленные в таблице 1, позволяют сделать следующие обобщенные заключения.
- Россия является в значительно большей степени страной-покупателем спортивного инвентаря, чем страной-продавцом: сальдо торгового баланса носит отрицательный характер и составляет 19158,8 тыс. долларов. Такой характер сальдо характерен как для торговли России спортивным инвентарем со странами "дальнего" зарубежья (- 19045,4 тыс. долларов), так и со странами "ближнего" зарубежья (- 113,4 тыс. долларов).
- Россия и как страна-покупатель (98,9%), и как страна-продавец (94,9%) спортивного инвентаря в большей степени ориентирована на контрагентов из числа стран "дальнего" зарубежья.
- Крупнейшими контрагентами России по экспорту являются среди стран "ближнего" зарубежья Казахстан, а среди стран "дальнего" зарубежья - Финляндия. Крупнейшими контрагентами России по импорту являются среди стран "ближнего" зарубежья Украина, а среди стран "дальнего" зарубежья - Китай.
Таблица 1. Стоимостные параметры экспортно-импортных операций по спортивному инвентарю | ||
Страна - контрагент | Экспорт, тыс. долларов | Импорт, тыс. долларов |
Страны "ближнего" зарубежья | ||
Азербайджан | 16,2 | - |
Армения | 0,2 | - |
Казахстан | 104,0 | 29,5 |
Киргизия | 3,9 | - |
Молдавия | 0,2 | 36,3 |
Таджикистан | 2,7 | - |
Туркмения | 0,5 | - |
Узбекистан | 1,2 | 0,3 |
Украина | 7,2 | 183,4 |
Итого: | 136,1 | 249,5 |
Страны "дальнего" зарубежья | ||
Австрия | - | 180,8 |
Бельгия | 79,4 | 39,4 |
Великобритания | 28,4 | 54,5 |
Венгрия | 53,9 | 69,4 |
Германия | 197,1 | 1212,9 |
Греция | - | 23,3 |
Израиль | 13,9 | 10,2 |
Индия | - | 124,8 |
Испания | - | 82,7 |
Италия | 6,0 | 1312,5 |
Канада | 444,9 | 235,3 |
Китай | 7,4 | 12455,3 |
Латвия | 10,5 | 7,3 |
Литва | 23,1 | 11,4 |
Малайзия | - | 18,7 |
Марокко | - | 46,1 |
Мексика | 2,3 | 14,3 |
Нидерланды | 27,9 | 78,8 |
Объединенные араб- | ||
ские эмираты | 0,1 | 20,7 |
Пакистан | - | 88,7 |
Польша | - | 132,0 |
Республика Корея | 2,4 | 545,5 |
Румыния | 0,3 | 31,1 |
Сингапур | 0,1 | 15,4 |
Словения | - | 13,8 |
США | 164,0 | 738,8 |
Таиланд | - | 54,5 |
Тайвань | - | 920,2 |
Турция | - | 2261,9 |
Финляндия | 1156,2 | 141,9 |
Франция | - | 175,4 |
Чехия | 19,4 | 156,3 |
Швейцария | 12,1 | 2,4 |
Швеция | 295,6 | 247,5 |
Эстония | 3,3 | 13,7 |
Прочие | 8,0 | 64,2 |
Итого: | 2556,3 | 21601,7 |
ВСЕГО: | 2692,4 | 21851,2 |
- Россия по отношению к части контрагентов из числа стран "ближнего" зарубежья (Азербайджан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Туркмения) выступает только как экспортер спортивного инвентаря.
По отношению к части контрагентов из числа стран "дальнего" зарубежья (Австрия, Греция, Индия, Испания, Малайзия, Марокко, Пакистан, Польша, Словения, Таиланд, Тайвань, Турция, Франция) Россия выступает только как импортер спортивного инвентаря.
Экспортно-импортные операции по спортивному инвентарю крайне не сбалансированы по всем странам "ближнего" и "дальнего" зарубежья.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности в различных своих группах и подгруппах содержит также отдельные товары, необходимые для занятий физической культурой и спортом, а именно:
- куртки теплые, включая лыжные, костюмы спортивные, лыжные и купальные из трикотажа;
- куртки теплые, включая лыжные, костюмы спортивные, лыжные и купальные из текстиля;
- спортивную обувь: лыжные и горнолыжные ботинки; обувь для тенниса, баскетбола, гимнастики, тренировочную обувь;
- моторные транспортные средства для движения по снегу; специальные автомобили для перевозки игроков в гольф;
- мотоциклы и велосипеды;
- планеры, дельтапланы и другие безмоторные летательные аппараты;
- летательные аппараты, включая вертолеты, самолеты и т.п.;
- яхты и прочие плавучие средства для отдыха или спорта, гребные лодки и каноэ;
- спортивные ружья и винтовки, спортивные пистолеты;
- шпаги, рапиры, сабли и т.п. и др.
Экспортно-импортные операции по большинству из названных товаров не отражены, к сожалению, в таможенной статистике внешней торговли России. Поэтому есть возможность охарактеризовать внешнеэкономическую деятельность только по некоторым из них с известными допущениями. Дело заключается в том, что статистическая информация по многим из перечисленных разновидностей спортивных товаров, в отличие от спортивного инвентаря, является комплексной, содержа совокупные данные по спортивным и иным товарам, относящимся к соответствующим группам и подгруппам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Учитывая указанное обстоятельство, проанализируем внешнеэкономическую деятельность России в 1999 году по некоторым разновидностям спортивных товаров.
Внешняя торговля спортивными, лыжными и купальными костюмами (далее - "спортивная одежда") характеризуется следующими параметрами (табл. 2).
В отличие от внешней торговли спортивным инвентарем, Россия является в значительно большей степени страной-продавцом спортивной одежды, чем страной-покупателем: сальдо торгового баланса является положительным и составляет 9352,6 тыс. долларов. Таков же характер сальдо в торговле со странами "дальнего" зарубежья (+ 9387,8 тыс. долларов). В отличие от этого, характер сальдо в торговле спортивной одеждой со странами "ближнего" зарубежья носит отрицательный характер (- 35,2 тыс. долларов).
Россия и как страна-продавец (96,4%), и как страна-покупатель (89,1%) спортивной одежды в большей степени ориентирована на контрагентов из числа стран "дальнего" зарубежья.
Крупнейшими контрагентами России по экспорту являются среди стран "ближнего" зарубежья Казахстан, а среди стран "дальнего" зарубежья - Финляндия, а по импорту - Узбекистан и Финляндия, соответственно.
Таблица 2. Стоимостные параметры экспортно-импортных операций по спортивной одежде | ||
Страна-контрагент | Экспорт, тыс. долларов | Импорт, тыс. долларов |
Страны "ближнего" зарубежья | ||
Азербайджан | 4,0 | 2,9 |
Армения | 1,7 | 9,8 |
Грузия | 0,1 | - |
Казахстан | 231,3 | 25,7 |
Киргизия | 5,6 | 9,4 |
Молдавия | 39,7 | 2,2 |
Таджикистан | 74,1 | 49,7 |
Туркмения | 1,7 | - |
Узбекистан | 2,1 | 293,8 |
Украина | 157,7 | 159,7 |
Итого: | 518,0 | 553,2 |
Страны "дальнего" зарубежья | ||
Бангладеш | - | 42,0 |
Бельгия | 746,0 | 0,3 |
Болгария | 18,4 | 0,4 |
Великобритания | 378,7 | 14,1 |
Виргинские острова | 50,7 | - |
Германия | 2552,0 | 242,7 |
Дания | 564,9 | 15,7 |
Индия | 56,5 | 2,9 |
Италия | 520,5 | 441,6 |
Китай | 753,9 | 861,5 |
Латвия | 228,0 | 15,4 |
Литва | 3,5 | 204,7 |
Нидерланды | 777,1 | 266,3 |
Норвегия | 1116,5 | 0,2 |
Польша | 0,5 | 34,4 |
Республика Корея | 31,9 | 2,9 |
США | 79,4 | 325,1 |
Таиланд | - | 42,4 |
Тайвань | ' | 112,7 |
Турция | - | 33,0 |
Финляндия | 3209,8 | 1435,9 |
Франция | - | 312,3 |
Швейцария | 233,2 | 4,7 |
Швеция | 2495,4 | 6,6 |
Эстония ' | 53,0 | 18,0 |
Прочие | .42,3 | 88,6 |
Итого: | 13912,2 | 4524,4 |
ВСЕГО: | 14430,2 | 5077,6 |
Примечание: подгруппа с кодом 62.11 включает, кроме спортивных, лыжных и купальных костюмов, также "прочую – производственную и профессиональную" одежду |
По отношению к части контрагентов из числа стран "ближнего" зарубежья (Грузия, Туркмения) Россия выступает только как экспортер спортивной одежды.
По отношению к части контрагентов из числа стран "дальнего" зарубежья Россия выступает либо только как экспортер (Виргинские острова), либо только как импортер (Бангладеш, Таиланд, Тайвань, Турция, Франция) спортивной одежды.
Экспортно-импортные операции по спортивной одежде наиболее сбалансированы с Украиной и Азербайджаном, чего не наблюдается в отношении контрагентов из числа стран "дальнего" зарубежья.
Внешняя торговля обувью для тенниса, баскетбола, гимнастики и т.д. (далее - "спортивная обувь") характеризуется следующими параметрами (табл. 3).
Россия является в значительно большей степени страной-покупателем спортивной обуви, чем страной-продавцом: сальдо торгового баланса носит отрицательный характер и составляет 6377,8 тыс. долларов. Аналогичен характер сальдо и в торговле со странами "дальнего" (- 3497,9 тыс. долларов) и "ближнего" (-2879,9тыс. долларов) зарубежья.
Россия и как страна-продавец (87,0%), и как страна-покупатель (66,7%) спортивного инвентаря в большей степени ориентирована на контрагентов из числа стран "дальнего" зарубежья.
Таблица 3. Количественные и стоимостные параметры экспортно-импортных операций по спортивной обуви | |||||
Страна -контрагент | Экспорт | Импорт | |||
Кол-во, пар | Стоимость, тыс. долларов | Кол-во, пар | Стоимость, тыс. долларов | ||
Страны "ближнего" зарубежья | |||||
Азербайджан | 1,4 | - | - | ||
Армения | 1,8 | 4,0 | |||
Казахстан | 68,7 | 5,8 | |||
Киргизия | 5,8 | - | - | ||
Молдавия | 25,5 | 2881,6 | |||
Таджикистан | 22,5 | 0,1 | |||
Туркмения | 93,6 | 150,4 | |||
Узбекистан | 147,7 | 22,7 | |||
Украина | 117,2 | 199,5 | |||
Итого: | 484,2 | 3364,1 | |||
Страны "дальнего" зарубежья | |||||
Австрия | 3,2 | 15,2 | |||
Бангладеш | - | 75,7 | |||
Великобритания | 452,4 | 10,5 | |||
Венгрия | 16,9 , | 0,1 | |||
Виргинские острова | 42,6 | - | -- | ||
Вьетнам | - | - | 137,1 | ||
Германия | 72,7 | 102,0 | |||
Израиль | 13,0 | 1,2 | |||
Индия | - | 119,1 | |||
Индонезия | - | 69,8 | |||
Иран | - | 19,8 | |||
Испания | 0,8 | 16,7 | |||
Италия | 157,4 | 280,1 | |||
Канада | - | 11,7 | |||
Китай | 10,0 | 4566,9 | |||
Корея (КНДР) | 35,5 | 0,5 | |||
Латвия | 45,1 | 63,5 | |||
Литва | 45,9 | 4,1 | |||
Македония | 49,1 | - | - | ||
Нидерланды | - | - | 495,9 | ||
Объединенные арабские эмираты | 0,1 | 43,2 | |||
Польша | 75,3 | 49,4 | |||
Республика Корея | 9,1 | 210,2 | |||
Румыния | - | - | 10,6 | ||
Словакия | 33,2 | 5,4 | |||
США | 166,0 | 21,7 | |||
Таиланд | - | - | 12,3 | ||
Тайвань | 2,4 | 16,8 | |||
Турция | 7,5 | 267,8 | |||
Финляндия | 1522,3 | 17,4 | |||
Франция | 231,1 | 25,7 | |||
Чехия | 31,8 | 7,4 | |||
Швеция | 11,6 | 4,0 | |||
Эстония | 17,4 | - | . | ||
Югославия | 49,4 | 8Д | |||
Япония | 96,8 | 1,1 | |||
Прочие | 36,6 | 42,1 | |||
Итого: | 3235,2 | 6733,1 | |||
ВСЕГО: | 3719,4 | 10097,2 | |||
Примечание: подгруппа с кодом 64.04 включает, кроме обуви для тенниса, баскетбола, гимнастики и пр., также "домашнюю обувь" | |||||
Крупнейшими контрагентами России по экспорту спортивной обуви являются среди стран "ближнего" зарубежья Узбекистан, а среди стран "дальнего" зарубежья - Финляндия.
Крупнейшими контрагентами России по импорту являются среди стран "ближнего" зарубежья Молдавия, а среди стран "дальнего" зарубежья - Китай.
Часть контрагентов из числа стран "ближнего" зарубежья (Азербайджан, Киргизия) являются только экспортерами спортивной обуви.
По отношению к части контрагентов из числа стран "дальнего" зарубежья Россия выступает либо только как экспортер (Виргинские острова, Македония, Эстония), либо только как импортер (Бангладеш, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Канада, Нидерланды, Румыния, Таиланд) спортивной обуви.
Экспортно-импортные операции России по спортивной обуви крайне не сбалансированы как со странами "ближнего", так и со странами "дальнего" зарубежья.
Внешняя торговля мотоциклами и велосипедами характеризуется следующими параметрами (табл. 4).
Россия является в значительно большей степени страной-продавцом мотоциклов и велосипедов, чем страной-покупателем: сальдо торгового баланса является положительным и составляет 7131,8 тыс. долларов. Благоприятное соотношение экспортно-импортных операций наблюдается во взаимоотношениях как со странами "дальнего" (+ 6958,0 тыс. долларов), так и со странами "ближнего" (+ 173,8 тыс. долларов) зарубежья.
Россия и как страна-покупатель (99,9%), и как страна-продавец (98,0%) практически полностью ориентирована на контрагентов из числа стран "дальнего" зарубежья.
Крупнейшими контрагентами России по экспорту мотоциклов и велосипедов являются среди стран "ближнего" зарубежья Украина и Туркмения, а среди стран "дальнего" зарубежья - Монголия.
Крупнейшим контрагентом по импорту является Япония.
Со странами "ближнего" зарубежья осуществляются фактически только экспортные операции. Импортом из восьми единиц техники на фоне общего торгового оборота можно пренебречь.
Россия не является экспортером только по отношению к одной стране - Республике Корея. Количество стран, из которых импортируются мотоциклы и велосипеды, весьма ограничено (Германия, Италия, Канада, Литва, Республика Корея, США, Чехия, Япония).
Таблица 4. Количественные и стоимостные параметры экспортно-импортных операций по мотоциклам и велосипедам | ||||
Страна-контрагент | Экспорт | Импорт | ||
Кол-во, пар | Стоимость, тыс. долларов | Кол-во, пар | Стоимость, тыс. долларов | |
Страны "ближнего" зарубежья | ||||
Казахстан | 42,3 | 2,2 | ||
Таджикистан | 0,1 | - | - | |
Туркмения | 90,3 | - | - | |
Украина | 43,4 | 0,1 | ||
Итого: | 176,1 | 2,3 | ||
Страны "дальнего" зарубежья | ||||
Бельгия | 120,1 | - | - | |
Великобритания | 180,3 | - | - | |
Венесуэла | 15,6 | - | - | |
Вьетнам | 2248,4 | - | - | |
Германия | 540,3 | 263,6 | ||
Греция | 36,5 | - | - | |
Египет | 54,4 | - | - | |
Иран | 423,4 | - | - | |
Италия | 120,1 | 14,0 | ||
Канада | 78,5 | 1,0 | ||
Куба | 68,7 | - | - | |
Литва | 2,6 | 23,8 | ||
Монголия | 2208,5 | - | - | |
Нигерия | 37,6 | - | - | |
Нидерланды | 43,2 | - | - | |
Объединенные | ||||
арабские эмираты | 11,1 | - | - | |
Польша | 14,5 | - | - | |
Республика Корея | - | - | 25,1 | |
США | 700,7 | 44,6 | ||
Турция | 1301,2 | - | - | |
Ураганда | 53,1 | - | - | |
Чехия | 8,3 | 68,4 | ||
Швейцария | 41,2 | - | - | |
Эстония | 28,0 | - | - | |
Япония | 156,9 | 1127,0 | ||
Прочие | 48,6 | 16,3 | ||
Итого: | 8541,8 | 1583,8 | ||
ВСЕГО: | 8717,9 | 1586,1 | ||
Примечание: подгруппа с кодом 87.11 включает также мотоциклы с колясками |
Экспортно-импортные операции по мотоциклам и велосипедам крайне не сбалансированы по отношению ко всем странам "дальнего" и "ближнего" зарубежья.
Обобщающие выводы по торговле России с зарубежными странами разнообразными спортивными товарами делать вряд ли целесообразно, учитывая специфический характер приводимых статистических данных.
Вместе с тем, приведенные данные подтверждают общий вывод российских специалистов по внешнеэкономической деятельности: в последние годы динамично развивается процесс преобразования России из страны-импортера в страну-экспортера.