Оффшорные зоны. Российские компании и оффшорный бизнес

Под офшорной зоной или офшорным фи­нансовым центром понимается территория или страна, законода­тельство которой разрешает регистрацию и функционирование офшорных компаний, т.е. таких компаний, деятельность которых основана на извлечении прибыли из источников, расположенных вне страны или территории их регистрации.

Офшорные фирмы создаются и действуют в специальных оф­шорных зонах, или офшорных финансовых центрах (ОФЦ), для которых характерны следующие черты (особенности):

• максимальное упрощение процедуры регистраций;

• налог на прибыль отсутствует или не превышает 1—2%. Налоги на вывоз доходов отсут­ствуют;

• отсутствуют таможенные пошлины и сборы для иностран­ных инвесторов;

• отсутствуют валютные ограничения;

• существует банковская и коммерческая секретность на вы­соком уровне;

• действуют принципы общей лояльности по отношению к бизнесу со стороны государственного регулирования.

Географически ОФЦ может представлять целое государство (как правило, небольшое по территории) или часть государства. В целом в мире к началу XXI в. насчитывалось около 60 офшор­ных центров (зон), а общее количество офшорных компаний со­ставляло более 1,5 млн. В ОФЦ сосредоточена значительная часть мировых финансовых активов, по некоторым оценкам — до 6 трлн долл.

По имеющимся оценкам, через ОФЦ проходит около половины мировой денежной массы, инвестируется до 20% капиталов частных лиц и примерно столько же (до 20%) внешних активов банков.

В настоящее время оценка деятельности офшорных зон, их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна. С одной сто­роны, в их создании и функционировании проявляются общеми­ровые тенденции либерализации внешнеэкономической деятель­ности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по от­мыванию «грязных» денег, проводятся банковские аферы и т.д.

Проблема использования компаниями офшорных центров для оптимизации налогообложения и вывода капиталов особенно актуальна для Российской Федерации. По объему вывода собственности и капитала мы в мире одни из первых. При этом ключевой вопрос не текущие налоговые потери, а вывод собственности.

Из 50 крупнейших российских компаний рейтинга «Эксперт-400» с совокупной выручкой 16 трлн рублей, принадлежащих частному капиталу и не являющихся дочерними структурами иностранных корпораций, 46% либо зарегистрированы за рубежом (главным образом в офшорных зонах на Кипре, в Нидерландах или на Британских Виргинских островах, при этом за офшорами числится от 40 до 90% акций таких компаний), либо там находится центр прибыли или центр принятия решений.

Несколько патриотичнее средний бизнес. Не более 40% акций компаний с выручкой от 1 до 30 млрд рублей хранится в офшорах, а материнскую структуру или центр консолидации прибыли в налоговых гаванях имеет только каждая десятая из них. У мелкого бизнеса офшоры владеют 5–15% компаний.

Реагируя на сложившуюся ситуацию, российские власти на самом высоком уровне заговорили о необходимости «деофшоризации» российской экономики.

В декабре 2013 года в Послании Федеральному Собранию президент уточнил, что доходы компаний, зарегистрированных в офшорной юрисдикции и принадлежащих российскому собственнику, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. Также, компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки. Этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием.

И уже в 2014 году были приняты соответствующие поправки в Налоговый кодекс, а также отправлены на рассмотрение еще ряд законопроектов, связанных с «деофшоризацией» экономики РФ.

36. Критерии определения бремени внешнего долга и способы урегулирования внешней задолженности

Внешний долг.

– сумма на данный момент погашенных или подлежащих погашению контрактных обязательств резидентов нерезидентам.

- сумма государственного и частного долга к погашению нерезидентам в иностранной валюте, товарами или услугами.

Степень тяжести проблемы внешнего долга для экономики той или иной страны определяется такими показателями, как отношение суммы внеш­него долга страны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны.

При этом предельными показателями считаются отношение внешнего долга к ВВП в 80% и внешнего долга к стоимости экс­порта в 220%. Для оценки отягощенности долгом часто используют еще один показатель — коэффициент обслуживания долга. Его определяют, как отношение очередных платежей в погашение дол­го- и краткосрочных кредитов и процентов по всем кредитам и валютным поступлениям к валютным поступлениям (экспорту то­варов и услуг).

Эта характеристика, как и большинство других по­казателей, не остается неизменной. Если в начале 60-х гг. было распространено мнение, что уровень безопасности по данному по­казателю составляет 7%, то в конце 60-х гг. он был поднят до 10%, а в настоящее время показатель в 30% рассматривается как умерен­ный.

Способы регулирования долга:

1) рефинансированиее государственного долга (погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов).

2) конверсия - изменение доходности займов;

3) консолидация - изменение условий займов, связанных со сроком.;

4) унификация займов - это объединение нескольких займов в один.;

5) аннулирование государственного долга.

37. Проблема внешней задолженности в мировой экономике…

Внешний долг.

– сумма на данный момент погашенных или подлежащих погашению контрактных обязательств резидентов нерезидентам.

- сумма государственного и частного долга к погашению нерезидентам в иностранной валюте, товарами или услугами.

Внешний долг

1) Государственный – часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственный органы (сами брали кредиты в зарубежных банках или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств).

2) Частный (Корпоративный) – долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, негарантированные государством.

В развитых странах доля внешнего долга в общем объеме государственной задолженности составляет в настоящее время примерно 25%. Внешняя задолженность, выраженная в иностранных валютах, в государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, внешнеэкономическая задолженность достигает 75% в структуре совокупного долга.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно больше частного долга.

Внешнеэкономическая задолженность может включать:
1) внешнеэкономическую задолженность страны перед международными финансовыми организациями;
2) внешнеэкономическую задолженность страны перед другими финансовыми институтами;
3) внешнеэкономическая задолженность перед частными кредиторами.

Международные организации, занимающиеся решением проблем внешней задолженности

Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации.

§ МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов

§ Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом

Парижский клуб - неформальное объединение правительств, стран-кредиторов. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации задолженности развивающихся стран.

§ Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.

Лондонский клуб - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба.

Аспекты государственного внешнего долга

Негативные:

§ тяжесть обслуживания внешнего долга;

§ снижение темпов роста ВВП;

§ снижение темпов экономического роста;

§ появление экономической и политической зависимости от кредиторов;

§ зависимость государства от международных процентных ставок, резких изменений валютных курсов, мировых цен на товары и услуги.

§ неэффективное использование заемных средств;

§ значительный размер внешнего долга может привести к снижению авторитета страны-должника на международной арене

Позитивные:

§ индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста;


Наши рекомендации