Оффшорные зоны. Российские компании и оффшорный бизнес
Под офшорной зоной или офшорным финансовым центром понимается территория или страна, законодательство которой разрешает регистрацию и функционирование офшорных компаний, т.е. таких компаний, деятельность которых основана на извлечении прибыли из источников, расположенных вне страны или территории их регистрации.
Офшорные фирмы создаются и действуют в специальных офшорных зонах, или офшорных финансовых центрах (ОФЦ), для которых характерны следующие черты (особенности):
• максимальное упрощение процедуры регистраций;
• налог на прибыль отсутствует или не превышает 1—2%. Налоги на вывоз доходов отсутствуют;
• отсутствуют таможенные пошлины и сборы для иностранных инвесторов;
• отсутствуют валютные ограничения;
• существует банковская и коммерческая секретность на высоком уровне;
• действуют принципы общей лояльности по отношению к бизнесу со стороны государственного регулирования.
Географически ОФЦ может представлять целое государство (как правило, небольшое по территории) или часть государства. В целом в мире к началу XXI в. насчитывалось около 60 офшорных центров (зон), а общее количество офшорных компаний составляло более 1,5 млн. В ОФЦ сосредоточена значительная часть мировых финансовых активов, по некоторым оценкам — до 6 трлн долл.
По имеющимся оценкам, через ОФЦ проходит около половины мировой денежной массы, инвестируется до 20% капиталов частных лиц и примерно столько же (до 20%) внешних активов банков.
В настоящее время оценка деятельности офшорных зон, их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна. С одной стороны, в их создании и функционировании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег, проводятся банковские аферы и т.д.
Проблема использования компаниями офшорных центров для оптимизации налогообложения и вывода капиталов особенно актуальна для Российской Федерации. По объему вывода собственности и капитала мы в мире одни из первых. При этом ключевой вопрос не текущие налоговые потери, а вывод собственности.
Из 50 крупнейших российских компаний рейтинга «Эксперт-400» с совокупной выручкой 16 трлн рублей, принадлежащих частному капиталу и не являющихся дочерними структурами иностранных корпораций, 46% либо зарегистрированы за рубежом (главным образом в офшорных зонах на Кипре, в Нидерландах или на Британских Виргинских островах, при этом за офшорами числится от 40 до 90% акций таких компаний), либо там находится центр прибыли или центр принятия решений.
Несколько патриотичнее средний бизнес. Не более 40% акций компаний с выручкой от 1 до 30 млрд рублей хранится в офшорах, а материнскую структуру или центр консолидации прибыли в налоговых гаванях имеет только каждая десятая из них. У мелкого бизнеса офшоры владеют 5–15% компаний.
Реагируя на сложившуюся ситуацию, российские власти на самом высоком уровне заговорили о необходимости «деофшоризации» российской экономики.
В декабре 2013 года в Послании Федеральному Собранию президент уточнил, что доходы компаний, зарегистрированных в офшорной юрисдикции и принадлежащих российскому собственнику, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. Также, компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки. Этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием.
И уже в 2014 году были приняты соответствующие поправки в Налоговый кодекс, а также отправлены на рассмотрение еще ряд законопроектов, связанных с «деофшоризацией» экономики РФ.
36. Критерии определения бремени внешнего долга и способы урегулирования внешней задолженности
Внешний долг.
– сумма на данный момент погашенных или подлежащих погашению контрактных обязательств резидентов нерезидентам.
- сумма государственного и частного долга к погашению нерезидентам в иностранной валюте, товарами или услугами.
Степень тяжести проблемы внешнего долга для экономики той или иной страны определяется такими показателями, как отношение суммы внешнего долга страны-должника к ее ВВП или объему экспорта товаров и услуг из этой страны; отношение суммы обслуживания внешнего долга к объему экспорта товаров и услуг из данной страны.
При этом предельными показателями считаются отношение внешнего долга к ВВП в 80% и внешнего долга к стоимости экспорта в 220%. Для оценки отягощенности долгом часто используют еще один показатель — коэффициент обслуживания долга. Его определяют, как отношение очередных платежей в погашение долго- и краткосрочных кредитов и процентов по всем кредитам и валютным поступлениям к валютным поступлениям (экспорту товаров и услуг).
Эта характеристика, как и большинство других показателей, не остается неизменной. Если в начале 60-х гг. было распространено мнение, что уровень безопасности по данному показателю составляет 7%, то в конце 60-х гг. он был поднят до 10%, а в настоящее время показатель в 30% рассматривается как умеренный.
Способы регулирования долга:
1) рефинансированиее государственного долга (погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов).
2) конверсия - изменение доходности займов;
3) консолидация - изменение условий займов, связанных со сроком.;
4) унификация займов - это объединение нескольких займов в один.;
5) аннулирование государственного долга.
37. Проблема внешней задолженности в мировой экономике…
Внешний долг.
– сумма на данный момент погашенных или подлежащих погашению контрактных обязательств резидентов нерезидентам.
- сумма государственного и частного долга к погашению нерезидентам в иностранной валюте, товарами или услугами.
Внешний долг
1) Государственный – часть внешнего долга, по которой отвечают официальные государственный органы (сами брали кредиты в зарубежных банках или давали свои гарантии по оплате долговых обязательств).
2) Частный (Корпоративный) – долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, негарантированные государством.
В развитых странах доля внешнего долга в общем объеме государственной задолженности составляет в настоящее время примерно 25%. Внешняя задолженность, выраженная в иностранных валютах, в государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, внешнеэкономическая задолженность достигает 75% в структуре совокупного долга.
В развивающихся странах и странах с переходной экономикой государственный внешний долг, как правило, существенно больше частного долга.
Внешнеэкономическая задолженность может включать:
1) внешнеэкономическую задолженность страны перед международными финансовыми организациями;
2) внешнеэкономическую задолженность страны перед другими финансовыми институтами;
3) внешнеэкономическая задолженность перед частными кредиторами.
Международные организации, занимающиеся решением проблем внешней задолженности
Центральную роль в решении проблемы внешней задолженности выполняют международные валютно-кредитные организации.
§ МВФ для каждого должника разрабатывает стабилизационную программу. С принятием этих программ увязывается предоставление новых банковских кредитов
§ Вопросы, связанные с задолженностью иностранным государствам, решаются Парижским клубом
Парижский клуб - неформальное объединение правительств, стран-кредиторов. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации задолженности развивающихся стран.
§ Переговоры по долгам частным кредиторам решаются в рамках Лондонского клуба.
Лондонский клуб - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба.
Аспекты государственного внешнего долга
Негативные:
§ тяжесть обслуживания внешнего долга;
§ снижение темпов роста ВВП;
§ снижение темпов экономического роста;
§ появление экономической и политической зависимости от кредиторов;
§ зависимость государства от международных процентных ставок, резких изменений валютных курсов, мировых цен на товары и услуги.
§ неэффективное использование заемных средств;
§ значительный размер внешнего долга может привести к снижению авторитета страны-должника на международной арене
Позитивные:
§ индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста;