Внешний долг России: история вопроса и современное состояние

История

История российского внешнего долга началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы.

Послевоенный период. Бывший СССР в послевоенный период был крупным кредитором, и практически идеальным заемщиком. В течение пяти послевоенных лет СССР получил только два кредита: от США в 1945 г. и от Швеции в 1947г.. В 50-е гг. принципиальных изменений в политике СССР в отношении внешних займов не произошло.

С начала 60-х гг. для оплаты импортного оборудования для крупных объектов начали использоваться прямые долгосрочные кредиты банков ведущих промышленно развитых стран и компенсационные сделки.

Целевые кредиты. Крупные кредиты были предоставлены СССР западноевропейскими странами для покрытия импорта оборудования, труб и различных материалов в рамках широко рекламировавшейся в 70-е гг. сделки «газ-труба».

Наряду с развитыми странами с рыночной экономикой начиная с 60-х гг. целевые кредиты СССР стали предоставлять и некоторые укрепившие свои экономические позиции страны СЭВ, с которыми до середины 80-х гг. было заключено более 20 многосторонних соглашений такого рода.

Итог. В результате нерешенности проблем, ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры в конце 80-х гг. экономическое положение СССР начало быстро ухудшаться. Возникли сложности с погашением взятых иностранных кредитов.

Впервые о масштабах внешнего долга СССР было объявлено в конце 1990 г. при обсуждении Государственного бюджета на 1991 г.

Современное состояние

После распада СССР на 1 января 1992 г. внешней долг страны составлял 81 млрд. долл. Затем с учетом накопившихся процентов он оценивался уже в 103 млрд. долл. В 2000 г. в масштабах и структуре внешнего долга РФ произошли существенные изменения, связанные с отношениями России с основными кредиторами, к которым относятся:

· «официальные» кредиторы – страны, входившие в состав Парижского клуба ведущих-стран кредиторов, и «внеклубные» кредиторы (страны, не входившие в состав Парижского клуба);

· Коммерческие банки, входившие в состав Лондонского клуба;

· Коммерческие фирмы (Токийский клуб).

России удалось решить ряд проблем с кредиторами (долговые проблемы в отношении Чехии и Германии и др.).

На протяжении последних пяти лет внешний долг России не сокращается, а наоборот, только увеличивается, при этом сокращаются золотовалютные запасы страны. Если до 2013 года выдерживалась такая пропорция между внешним долгом и международными резервами, которая обеспечивала покрытие долгов почти на 100%, то начиная с конца 2013 это соотношение начало меняться. Так, по данным на сентябрь 2014 года покрытие долга резервами составляло около 2/3. Данная тенденция была обусловлена увеличением корпоративной внешней задолженности банков и компаний, а также начавшимися с марта 2014 года экономическими санкциями Запада, падением цен на «черное золото», ускорившимся бегством капитала из России.

В настоящее время Россия не является лидером по величине внешнего долга среди стран мира. Несмотря на это, настороженность вызывает большой удельный вес корпоративных долгов в общем объеме заимствований. Так, по данным Росстата в 2014 году соотношение накопленного объема совокупного внешнего долга России и годового объема ВВП составляет 32,5 % (в 2013 г. – 35 %, в 2012 г. – 32 %, в 2011 г. – 28 %). В связи с этим, в случае любого внешнего шока, как например, при применении санкций США и Евросоюза в отношении России исключается возможность для российских заемщиков привлекать новые кредиты, и даже незначительные санкции способны внести дисбаланс в капитальные потоки России.

31. Свободные экономические зоны: определение, причины создания, условия функционирования. Развитие ОЭЗ в России.

СЭЗ — это специально выделенные территории с льготным таможенным, налоговым, валютным режимами, в которых поощряется приток иностранного капитала в промышленность и услуги, совместные с иностранным капиталом производственная торговля и иные виды предпринимательской деятельности, развитие экспортного капитала.

Причины создания.

1. В промышленно развитых странах СЭЗ создаются для оживления мелкого и среднего бизнеса в районах, затронутых экономической депрессией, и направлены на выравнивание межрегиональных различий. Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получают максимальные налоговые льготы. Предприятия таких регионов получают максимально возможные налоговые льготы. СЭЗ – инструмент региональной политики, который используется в тех районах стран, где требуется повышение экономического уровня, а также уровня социального развития. При выборе региона для формирования свободной экономической зоны используют такие критерии, как уровень доходов населения региона и уровень безработицы.

2. Развивающиеся страны делают акцент на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы, достижение более высокого уровня индустриализации.

Условия успешного функционирования СЭЗ:

1) стабильность политической и экономической ситуации: совершенные законы и инструкции; конвертируемая валюта; низкий уровень инфляции;

2) квалифицированный и (или) избыточный труд;

3) инфраструктура: энергетика; транспорт; инженерные коммуникации; связь; жилье; склады; офисы;

4) эффективная сфера обслуживания: банки; система страхования; простота таможенного контроля; сеть распределения товаров; профессиональный сервис (правовой, бухгалтерский, медицинский);

5) экономические стимулы для инвесторов: низкие экспортно-импортные пошлины; льготное налогообложение; свободная репатриация прибыли и др.

СЭЗ в России

Причины формирования СЭЗ на территории РФ:

необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;

создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, в том числе и высокотехнологичных, а также сферы услуг;

мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;

привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

Портовые зоны

Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

На территории России на создание СЭЗ претендовали 100 городов, краев и областей. В 1990-1992 гг. были приняты решения об образовании в России свободных экономических зон: "Санкт-Петербург", "Выборг" (под Санкт-Петербургом), "Находка" (Дальний Восток), "Янтарь" (Калининградская область), "Сахалин" (Дальний Восток), "Даурия" (Читинская область), "Алтай" (Западная Сибирь), "Кузбасс" (Западная Сибирь), "Садко" (Новгород), "Технополис Зеленоград" (Московская область), "Ева" (Дальний Восток, Еврейская автономная область), "Магадан" (Дальний Восток).

Идеальная свободная экономическая зона – зона с четкими правилами, имеющая максимальную конкурентную среду и минимальные бюрократические издержки. Создание и успех развития ОЭЗ на территории России напрямую зависят от того, насколько они будут приближены к этой схеме. Успешное формирование СЭЗ на территории РФ поможет создать в зонах наиболее благоприятный инвестиционный климат.

Наши рекомендации