Абсолютные, относительные, конкурентные преимущества. Факторы конкуренции. Современные тенденции изменения конкурентоспособности. Показатели конкурентоспособности страны.
Теор.абсолют.преим-в.Созд-ль Адам Смит.Она гласит,что стране целесообразно импортировать те Т.,по кот.у нее издержки произ-ва выше,чем у заруб.стран,и экспортировать те Т.,по кот.у нее издержки произ-ва ниже,чем за рубежом.А.Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке,разделяя выдвинутый французской эконом.школой физиократов принцип«laissez-faire»—невмешательства гос-ва в экономику.К наиболее сильной стороне теор.абсолют.преим-в нужно отнести то,что она демонстрирует преим-ва международной торговли для всех ее участников,к слабой стороне—она не оставляет в международной торговле места тем странам,у кот.все товары производ-ся без абсолют.преим-в перед др.странами.Теор.относит.преим-в.Давид Рикардо в книге«Принципы полит.экономии и налогового обложения»доказал,что в междунар.торговле выгодно участвовать всем странам. В условном примере с произ-ом вина и сукна в Португалии и Англии Рикардо матем-ки доказал,что хотя в Португалии произ-во этих двух Т обходится дешевле,чем в Англии(т.е.у Португ.есть абсолют.преим-ва по обоим товарам),тем не менее ей выгодно специализироваться на произ-ве и экспорте вина,по кот.у нее издержки по сравнению с сукном ниже.Англии целесообразно специал-ся на произ-ве и экспорте сукна,потому что по нему издержки сравнительно ниже,чем по вину,кот.ей выгоднее ввозить из Португалии в обмен на английское сукно.Т.обр.,теор.относит.преим-в рекомендует стране импортировать тот Т,издержки произ-ва кот.в стране выше,чем по экспортируемому Т.Достоинством теор.сравнит.преим-в явл.убедительное док-во того,что междунар.торговля выгодна всем ее уч-ам. Теор.конкур.преим-в посвящена ? эф-го использ-ия ф-ов произ-ва(Майкл Портер).В книге «Междунар.конкуренция»на основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран приходит к выводу,что междунар.конкур.преим-ва действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того,в какой макросреде осущ.их деят-ть в собств-ой стране.Макросреда опред-ся не только ф-ми произ-ва,но и хар-ом спроса на внутр.рынке,развитостью родственных и смежных отраслей,у-ем менеджмента и конкуренции в стране,а также эконом.пол-ой правит-ва и случ.событиями. Соврем-ые тенденции измен-ия конкурентоспособности.В соврем-ых усл.проблема конкурентоспос.приобрела особую актуальность. 1)обострилась конкурентная борьба на мир.рынках в связи с ростом значения ВЭС для эк-ки кап.стран, увел.числа уч-ов мир.обмена,усилением соперничества м/д США,странами З.Европы и Японией,развитием хоз-ва и экспортных возможностей освободившихся государств;2)ускорилось изменение издержек произ-ва под влиянием инфляции,колебаний курсов валют,сдвигов в пропорциях цен,освоения новых площадей и рес-ов.Конкурентоспос.ведущих кап.стран в междунар.торговле можно анализировать на разных ур-ях:всей экспортируемой тов.массы,к-л тов.группы,конкретного Т. Опред.общего ур-ня и общих тенденций конкурентоспос.отд.стран,так же как и конкурентоспос.по тов.группам и Т,важно для установления рациональных направлений междунар.спец-ии,выбора наиболее выгодных торговых партнеров по экспорту и импорту.Ф-ры конкур.:доход на душу нас-ия,ур-нь инфляции,внешнеторг.баланс,темпы роста эк-ки,эф-ть пром-го произ-ва(выпуск прод-ии на ед.затрат),масштабы внедрения нововведений,роль гос-ва. Принимаются во внимание природ.ископаемые, развитие инфраструктуры,ср-ва коммуникации и ряд др.ф-ов.
Группы факторов ценообразования. Ценообразование в международной торговле на различных типах мировых рынков. Признаки мировых цен. Ценовая политика в экспортном маркетинге. Трансфертные цены. Прямое и косвенное влияние государства на внешнеторговые цены
Ценообраз-е фак-ры: I. Общеэк-е дейст-ют независ. от вида прод. и особ-ей ее пр-ва. К общеэк. отн-ся 1)эк. цикл, 2)состояние совокуп-го D и S,3) ур-нь инфл-и. II. Конкретноэконом. завис. от особ-ей пр-ва и реал-и прод. 1) изд-ки (пост.,перем.,валов., пр-ва, обращ-я, предельн.); 2) прибыль, 3) налоги и сборы,4) потребит. св-ва Т,5) D и S на дан. Т с учетом взаимозаменяем-ти. III. Специфи-е отн-ся к опред-м Т. 1) сезонность,2) эксплуатац-е расх, т.е. изд-ки на поддержание в работоспос-ом сост. оборуд-я; 3) Комплектность, сервис, гарантия. IV.Спец-е зависят от гос. мех-в возд-я на цену 1) гос. регулир-е, 2)валют. курс. Гос. цен. полит: высоких цен для стимулир-я предприн-ой деят-ти, заморажив-я цен для борьбы с инф-ей, низких цен как ср-во повыш-я ур-ня жизни насел-я., либерализ-и цен для оживл-я рын мех-ов, тверд. цен для регулир-я тов-денеж. отн-й. По сп-бу регул-я цены: жесткофиксир-е (назнч-ся гос. орг-ми и орг-ми ценообр-я); регулируемые (изменяемые гос. орг-ми), договорые (контракт-е), свобод-е (рыноч.) V. Внешнеэкономич. 1)политич. фак-ры, 2) воен. действ.
Рынок соверш-ой (чист) конкур-и (торг. Т-ми шир. Потреб.: одежда, обувь, табак, с/х): больш. число субъектов ВЭД, однород. продукция – цены практич-ки одинак. Выигрыш экпортера – возрастающие V поставок. Экспортер стремиться max удовл-ть D. Конкуренты-поставшики ориент-ся на Т, произ-е по более эф-ым технолог-ям, а произв-ли – на продажу Т по min цене с учетом изд-к.
Рынок чистой монополии: 1 потавщик Т, диктует цены, стремится к max ценам по методу полных затрат (изд-ки пр-ва + желаемая приб.). Но не назнач. max цену, т.к. в итоге общ. приб. м.б. <. Ценов. дискриминация – поставщик варьирует цену в зав-ти от финанс. возм-ей страны-импортера.
Рынок монополистич. конкур-и: ряд круп. монополистов и значит-ое число менее сильных, но видных фирм. Продукция дифференцированная. Если у монополий завышены цены, то конкуренты предлагают Т с лучшими ценами. При форм-и цен учит-ся и конкур-я Т-в, заменяющих по кач-ам традиц-ые.
Олигиполия (конкур-я немногих пост-в): неск. круп. компаний, облад-х значит. сегм-ми рынка. Как правило, есть договоры о сотруд-ве, разделены сферы влияния, неафишируемые неофиц-е договор-ти об установ-и цен, V пр-ва. Потреб-ть в координ-и деят-ти привела к созд-ю спец. мех-ма – картель (н-р, ОПЕК). Тенден-я к max-и прибыли.
Признаки мир. цен: 1) цены крупн. регул-х сделок в м/д торг.; 2) сделки д. носить коммерч-й хар-р; 3) сделки д. осущ-ся в свободно конвертир-ой валюте; 4) сделки д.б. эксп-ми или имп-ми; 5)свободный рынок: люб. прод-ц и люб. пок-ль совер-ют сделку.
Трансферт-е цены – 1) вид цен, исп-х в м/д товарооб-те, исп-е при обмене Т-ми в рамках м/д и транснац-х корп-й и предп-й, м\у их подразд-ми в разн. странах. 2)внутрифирм-е цены, применяемые в сделках и расчетах м/у отд-ми подразд-ми, филиалами фирм, корп-й, как прав., конфиденц-ны, о них нет инф-и в печати. 3) разн-ть оптовой цены. Ф-и: учетная (учет изд-к пр-ва), измерит-я (измер-е доли пибыли), стимулир-я.
Прямое гос. регул-е ценами: колич. и кач. огрнич-я имп., там. пошлины, НДС, устан-е цен на «акциз. Т». Огражд-е внутр. рынка от ин. конкур-и и там. сборы с импортир-го Т ведет к ослаб-ю конк-и на внутр. рынке, к увел-ю цены на имп-й Т-ры, за кот. следуют цены на отеч. прод. Увел. налог. ставок ведет к росту цен.
Косвен. Методы: гос-во диктует не цены, а порядок , сп-бы опр-я цены и ее ур-нь. Это: заключ-е цен-х согл-й хоз-ми субъек-ми под конт-ем гос-ва; прим-е скользящих цен; завыш-е изд-к пр-ва; декларир-е цен (гласность, публикация прейск-ов); антитрестовск-е и антимоноп-е зак-во; акты о цен-ой дискрим-и
Выставки и ярмарки.
Выставка - показ достиж-й в области эк-ки, науки, техники, кул-ры, иск-ва и др. обл-х общес-ой жизни. Франко-ярмарка - выставка, после закрытия кот-ой пок-ль может приобр-ти экспонат. М\н ярмарка - форма организации м\н рынка с представлением образцов предлаг-х к продаже тов-в. М\н ярмарки пров-ся с целью заключ. Внешнетор-х контр-в.ярмарка оптовая-крупный регулярный или разовый (ежег-й) рынок тов-в широкого потребл-я, на кот-м сосредоточены и демонстр-ся разнообр-е товары для ознакомления с ними потенц-х покуп-ей и заключ-я оптовых торг-х сделок по выставл-м образцам. На ярмарках-продажах после заверш-я демонстрации выставл-е образцы часто прод-ся. Крупнейшие м\н ярмарки пров-ся в Париже, Торонто, Дамаске, Лейпциге.ярмарка рознич-я торг-ая1) временный или действ-й постоянно (ежедневно) торг, разрешенный местными властями в опред-м месте,на кот-й представители предприятий и частные торговцы, в основном челноки, свозят разл-е тов-ы для продажи; 2) большой сельский базар, рынок