Акторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества торгового предприятия.

Конкурентоспособность как основа существования предприятий и организаций торговли формируется в каждом конкретном случае под воздействием сочетания многообразных факторов конкурентно-рыночной среды. Факторами, определяющими уровень конкурентоспособности торговой организации, являются, во-первых, ресурсные факторы самой организации, во-вторых, важным фактором выступает управление, степень упорядоченности всех видов деятельности, в процессе осуществления которых для покупателя создается ценность. Внутренняя средарозничного торгового предприятия определяется сле­дующими факторами: расположением магазина, управлением предприя­тием, управлением товарооборотом и ценообразованием, общением с покупателями, общим уровнем профессионализма и маркетинговой культуры персонала и пр. При грамотном управлении внутренней сре­дой предприятие может выработать четкий план действий.Предприятие является конкурентоспособным всегда, когда обладает преимуществом перед конкурентами в привлечении потребителей и защищено от действия конкурентных сил. Существует множество источников обеспечения конкурентоспособности: предложение лучшего ассортимента на рынке, предоставление лучшего обслуживания потребителю, обеспечение более низких, чем у конкурентов, издержек, лучшее территориальное расположение, обладание собственной торговой маркой и высокой репутацией, а также предложение потребителю большей реальной ценности денег (сочетание высокого качества, хорошего обслуживания и приемлемой цены) и т. д. другими словами, для создания конкурентоспособности предприятие должно направить ассортиментную стратегию на предложение потребителю того, что он воспринимает как высшую ценность.Конкурентные преимущества — это положительно значимые в качественном отношении линии поведения предприятия, которые по различным параметрам обеспечивают ему превосходство над конкурентами.Считается, что торговое предприятие имеет конкурентное преимущество, если уровень его работы с покупателями превышает соответствующий показатель конкурентов и если оно в состоянии противодействовать влиянию конкурентных сил. Существует множество способов достижения конкурентного преимущества: дифференциации ассортиментной стратегии, снижение издержек обращения, организация отличного обслуживания покупателей, более удобное географическое расположение магазина, наличие рекреационных объектов в помещении магазина, наличие собственной торговой марки и высокой репутации среди потребителей, обеспечение покупателям дополнительных ценностей и т. д. Из множества существующих возможностей получения конкурентного преимущества руководство выбирает те из них, которые обеспечивают устойчивое превосходство над конкурентами и согласуются со стратегическим положением предприятия. Наличие конкретных преимуществ определяет конкурентную позицию предприятия на рынке, а выбор новых или коррекция реализуемых конкурентных преимуществ определяет конкурентное позиционирование торгового предприятия.В распоряжении розничных торговцев имеются пять основных способов завоевания устойчивых конкурентных преимуществ.

1. Покупательская лояльность,

2. Расположение магазина.

З. Отношения с поставщиками.

4. Информационные системы управления и распределения.

5. Снижение издержек.

4. Мерчендайзинг: понятие, цели, основные процедуры.

В настоящее время многие крупные российские компании большое внимание стали уделять новому направлению торгового маркетинга - мерчендайзингу.

Мерчендайзингпредставляет собой комплекс видов деятельности, направленных на акцентирование внимания покупателя на определенных марках или видах товара в торговом зале (в том месте, где у продавца есть последний шанс) с целью увеличения продаж. Эффект акцентирования внимания покупателя на определенных марках или видах товара, позволяющий существенно увеличить его продажу и положен в основу относительно нового направления торгового маркетинга, получившего название от английского merchandising (искусство торговать). На российский рынок идеи мерчендайзинга были занесены мультинациональными корпорациями Кока-Кола, Пепсикола, Филипп Моррис и др. В настоящее время необходимо рассматривать мерчендайзинг, как инструмент, дающий ощутимые конкурентные преимущества, с помощью которого, можно выделить в сознании потребителя ваш товар среди ему подобных.

Есть два подхода к определению содержания мерчандайзинга:

первый подход, в котором мерчандайзинг трактуется как целое направление торгового маркетинга, т.е. под мерчандайзингом понимается комплекс маркетинговых коммуникаций торгового предприятия;второй подход, в котором мерчандайзинг трактуется как одно из направлений продвижения, а именно совокупность видов деятельности, которые отличает их направленность на покупателя в торговой точке с целью увеличения продаж

При первом подходе (одно из направлений продвижения) процедуры мерчандайзинга включают:

-оформление мест продаж;

-подготовка и предоставление POS-материалов (от английского point of sale), изготавливаемых большими тиражами по заказу производителя и раздаваемых торговым посредникам);

-правильная расстановка товаров на прилавке или фейсинг (facing) с целью повышения вероятности его нахождения потребителем;

-снабжение розничной торговли специальнымторговым оборудованием с фирменной символикой бренда;

-разработка и реализация программ дистрибьюторской и розничной сети с учетом географического анализа.

При втором подходе (комплекс маркетинговых коммуникаций торгового предприятия) полный комплект видов деятельности входящих в мерчендайзинг включает (некоторые называют это процедурами мерчандайзинга):

Определения ассортиментных позиций, уровня цен и необходимого товарного запаса

-Планировка торгового зала и подбор торгового оборудования

-Размещение отделов и секций

-Представление товаров в торговом зале

-Оформление товара

-Реклама на месте продажи

-Мероприятия по стимулированию продаж (промоушн-акции), дегустации, конкурсы

-Подбор музыки и запахов для торгового зала

-Подготовка квалифицированного персонала

Известны следующие определения мерчандайзинга:

- это комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале в целях продвижения того или иного товара, марки или упаковки, результатом которого всегда является стимулирование желания потребителя выбрать и купить продвигаемый товар;

- сбытовая политика розничного торговца, продвижение и сбыт в магазине определенных товаров (Оксфордский толковый словарь бизнеса)

- маркетинг в стенах магазина (Мориарти С.)

- маркетинг в розничной торговой точке, разработка и реализация методов и технических решений, направленных на совершенствование предложения товаров, в том месте, куда потребитель традиционно приходит с целью совершить покупку (Канаян К. и Р.).Итак, мерчандайзинг — одна из составляющих маркетинга, направленная на совершенствование товаров и увеличение объема продаж розничного предприятия. Другими словами, мерчандайзинг представляет собой комплекс мероприятий, включающий разработку и реализацию методов, а также всевозможные технические решения, целью которого является продвижение товаров и привлечение покупателей в определенную торговую точку для увеличения ее прибыли.В качестве инициатора процедур мерчандайзинга могут выступать – производитель, оптовая компания (дистрибьютор) и предприятие розничной торговли.Так как, цели трех коммуникаторов частично не совпадают, то интегрированные кампании по мерчандайзингу (общим исполнителем которых от лица трех заказчиков является одно агентство) должны учитывать требования как производителя, так оптовика и магазина. Но магазин в рамках этих кампаний получает возможность:

-участвовать в кампаниях, организованных производителями для формирования и поддержки наиболее доходных позиций своего ассортимента

-пользоваться поддержкой производителей (в рамках рекламных кампаний производителей есть программы по мерчандайзингу)

-использовать помощь производителей, которые берут на себя оформление мест продаж обеспечение торговым оборудованием, расходными материалами

Организация мерчендайзинга имеет в целом ту же цель, что и для производителя. Отличие состоит в том, что мерчендайзинг розничного предприятия должен учитывать интересы нескольких поставщиков одного типа товара, но разных торговых марок. Такой товар располагается в одном месте торгового стеллажа. Задача состоит в том, чтобы правильно разместить все торговые марки с учетом размера упаковки, типа упаковки, качества товара и т.д. Необходимо уделять внимание тому, чтобы полки и секции были всегда заполнены товаром с ненарушенной упаковкой.

Все торговое оборудование, особенно места, где расположен товар, были чистыми, без следов от товара и пыли. Ценники должны быть хорошо заметны с расстояния, на котором обычно находится покупатель по отношению к товару. Работа по мерчендайзингу проводится специально подготовленным персоналом, знающим принципы размещения различных типов товаров в торговом зале и на торговых стеллажах, стойках, контейнерах.

Наши рекомендации