Розничная торговля: ее функции, современные тенденции развития и направления повышения конкурентоспособности

Основные функции. Роль розничной торговли в цепи товародвижения. Взаимодействие розничных торговых организаций с производителями и участниками потребительского рынка. Структурная перестройка розничной торговли. Изменение моделей бизнеса: переход ключевых позиций от производителей товаров к розничной торговле. Тенденции развития розничной торговли и основные изменения в связи с ФЗ № 381 от 29.12.2009г.

Розничная торговля – это вид торговой деят-ти по приобретению и продаже товаров конечному потребитлю для использования в личных, семейных и домашних целях, не связанных с предпринимат-ой деят-тью.

Функции розн. торговли: *Выполняет роль связующего звена м/у производителями, оптовыми орг-ями, поставщиками и конечными потербителями;*Разделение большого кол-ва товара на мелкие партии;*Передача инф-ции производителям, потербителям и оптовым торговцам (коммуникац-ые связи);*Оказание услуг производителям, оптовикам в транспортировке, хранении, маркировке и тп.;*Осуществление трансакций с потребителями, т.е. выполнение заявок/заказов потребителей с наим. затратами времени, труд. ресурсов, финн. ресурсов с получением прибыли;*Производители могут иметь собственную сеть и выполнять весь спектр ф-ций РТ, тем самым конкурируя с традиционными магазинами (фирменный магазин).

Тенденции развития: *появление новых типов размеров (форматов), *развитие сетевой розницы (до 25% от объема рынка), *появление мультиформатов в одной сети, *повышение роли логистики и обращение к аутсерсингу, *интернет-торговля, *упорядочение мелкорозничной чети и различных видов рынка, *развитие мобильных систем и их использование при оплате товара, а также радиочастных типов при товародвижении и перемещении заказных товаров. Бесконтактная технология взаимодействия покупателя NFC.

Розничная торговля – это торговая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного и домашнего пользования.

Все участники каналов распределения –производители, оптовики, импортеры – могут выступать в качестве розничных торговцев, если сбываю продукцию непосредственно конечным потребителям.

Основные функции РТ:

- участвует в процессе сортировки, подбирая ассортимент товаров и услуг от большого числа поставщиков, и предлагает их для продажи;

- предоставляет потребителям информацию через рекламу, витрины и пр.,

- оказывает содействие в проведении маркетинговых исследований

- хранит товары, устанавливает на них цены, размещает в торговых помещениях, расплачивается с поставщиками до их реализации конечным потребителям

- продает товары и услуги, предоставляет покупателям кредит и др услуги (поставку).

Основной тенденцией развития розничной торговли за последние годы явилось создание крупных предприятий. Эта тенденция была обусловлена необходимостью предложения большего разнообразия товаров по более низким ценам благодаря повышению эффективности работы предприятий торговли. В результате значительная часть продаваемых продовольственных товаров стала приобретаться в супермаркетах и гипермаркетах. Тенденция к появлению крупных магазинов привела к тому, что стало меньше магазинов по месту жительства и работы. В результате этого распространилась практика, когда большинство покупателей стали реже приобретать необходимые им основные продовольственные товары, но в больших количествах.

Изменения, произошедшие в структуре торговой сети в последние десятилетия, характеризуются:

- увеличением числа торговых точек, имеющих более высокий объем товарооборота;

- увеличением числа таких типов торговых предприятий, как супермаркеты, и появлением их сетевых объединений (торговых сетей);

- увеличением стоимости разовой покупки при сокращении числа посещений торговых точек;

- улучшением качества торгового обслуживания покупателей.

Параметры, определяющие конкурентоспособность предприятия:

1. производственный или торгово-сбытовой потенциал (объем продукции, производимой за единицу времени; объем реализации торгового предприятия за единицу времени);

2. финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала)

3. имидж предприятия - моральный капитал предприятия;

4. товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);

5. научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);

6. инвестиционный потенциал;

7. трудовые ресурсы;

8. управленческий и информационно-аналитический потенциал;

9. бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) - установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности.

Различаются следующие виды конкурентных преимуществ:

Конкурентное преимущество высокого порядка - более надежно, требует значительных затрат на его обеспечение, его действие носит более продолжительный характер. Для того, чтобы достигнуть конкурентного преимущества высокого порядка, необходимо больше новизны и способности от руководства предприятия, требуются долговременные и интенсивные вложения капитала в производственные мощности, специальное обучение персонала.

Конкурентное преимущество низкого порядка - менее устойчиво, т.к. легко достижимо, оно действует не продолжительное время и его легко перенять (дешевая рабочая сила, низкие издержки производства, методы и приемы, позаимствованные у конкурентов).

Наши рекомендации