Организация управления торгово-технологическими процессами в магазине

Предметами управления в магазине являются товарные запасы, ассортимент товаров, товарные и покупательские потоки, трудовой процесс и качество обслуживания поку­пателей.

Управление товарными запасами. В магазине должны быть созданы условия, обеспечивающие бесперебойную торговлю при минимальных объемах товарных запасов, а также для предотвращения товарных потерь в процессе хранения, внутримагазинного перемещения и продажи то­варов. Это достигается путем повседневного управления товарными запасами. Оно должно быть нацелено прежде всего на предупреждение отклонения товарных запасов от определенных для магазина необходимых их размеров. Не­обходимые размеры товарных запасов для магазинов уста­навливаются с учетом объема дневной реализации товаров, оптимальных размеров разовой поставки и других факто­ров. Работники магазинов следят за соответствием факти­ческих запасов товаров установленным необходимым раз­мерам и принимают меры по их регулированию.

В случае снижения объема запасов выявляют его при­чины и принимают меры по ускорению завоза товаров в магазин или активизации продажи заменяющих товаров.

Если фактические запасы товаров в магазине превыси­ли необходимые размеры, то работники магазина должны в первую очередь установить причины возникшего пре­вышения, из которых наиболее вероятными могут быть: снижение покупательского спроса под влиянием из­менения моды, роста цен, появления новых, более со­вершенных товаров и т. д.; просчеты работников магазина при определении по­требностей в товарах; низкое качество поставляемых товаров; несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.

После выявления причин завышения фактических за­пасов товаров следует принять меры по ускорению реали­зации этих товаров, а также ограничить их завоз в мага­зин. Ускорить реализацию товаров можно путем более активного их рекламирования или организации ярмарок-распродаж в других населенных пунктах. Излишки заве­зенных товаров могут быть также возвращены на склад оптовой базы.

Поскольку на розничных торговых предприятиях скон­центрирована основная часть товаров, то от уровня управ­ления ими в магазине в значительной степени зависит товароснабжение населения. Поэтому в каждом магазине должен осуществляться постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий не только наблю­дение за соответствием их установленным размерам, но и повседневный контроль за условиями хранения товаров.

Управление ассортиментом товаров. Оно предусматри­вает систематический контроль за соблюдением в магазине обязательного ассортиментного перечня товаров, своевре­менное внесение предложений по его изменению. В его за­дачи входит обеспечение достаточной полноты ассортимен­та в пределах товарных групп, его устойчивости и комп­лексности предложения. Управление ассортиментом товаров тесно связано с управлением товарными запасами.

Для регулирования и контроля ассортимента товаров в магазине применяют следующие методы: разработку технологических карт размещения ассор­тимента товаров в торговом зале; определение соответствия фактического ассортимен­та товаров установленному обязательному ассорти­ментному перечню и выявление причин отклонений; разработку и принятие решений, направленных на совершенствование ассортимента товаров.

Управление товарными потоками. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить высокую производительность труда работников магазина и сократить затраты времени на пополнение товарных запасов в торговом зале. Управление товарными потоками осуществляется на ос­нове специальных технологических карт. При их разработ­ке учитывают расположение помещений (зон) магазина и их взаимосвязь, размещение товаров в торговом зале, их оборачиваемость, обратные потоки тары и упаковки из торгового зала до мест их хранения, направления покупа­тельских потоков.

Управление покупательскими потоками занимает цен­тральное место в общей системе управления торгово-технологическим процессом в магазине. От него во многом зависят комфортные условия, создаваемые для покупате­лей в магазине, скорость обслуживания покупателей и пропускная способность магазина. Оно предусматривает равномерное распределение покупателей в торговом зале и создание условий для их свободного перемещения, выбора и оплаты товаров.

Управление потоками покупателей предполагает анализ их интенсивности по часам и дням работы магазина, рас­становку персонала магазина с учетом их интенсивности, четкую внутримагазинную информацию, обеспечение размещения товаров в торговом зале с учетом равномерно­го распределения покупательских потоков и т. д. В регули­ровании потоков покупателей существенную роль играют контрольно-кассовые узлы магазина, которые должны иметь достаточную пропускную способность, что обеспечивается рациональным выбором типа контрольно-кассовых машин, правильным определением потребности в них, квалификацией контролеров-кассиров и т.д.

Управление процессом обслуживания покупателей. Оно находится в тесной взаимосвязи с совершенствованием всего торгово-технологического процесса в магазине, орга­низации труда торговых работников, с соблюдением ими правил продажи товаров и требований культуры торговли. Поэтому следует систематически изучать мнение покупа­телей об используемых в магазине методах продажи това­ров, ассортименте реализуемых товаров, дополнительных услугах, оказываемых покупателям, и т. д. На основе этого принимают дополнительные меры по улучшению торгового обслуживания населения.

Наши рекомендации