Организация и управление торгово-технологическими процессами в рассматриваемом предприятии

Основной из инновационных функций торговой фирмы является управление технологическими процессами в магазине. Под этими процессами понимается совокупность последовательных, взаимосвязанных операций, выполняемых персоналом магазина, направленных на доведение товаров до покупателей с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Торгово-технологические процессы, осуществляемые в магазинах, условно подразделяют на основные и вспомогательные.

К основным торгово-технологическим процессам относятся продажа товаров и обслуживание покупателей. Данные процессы, в свою очередь, включают в себя организацию покупательских потоков в торговом зале, выкладку товаров на оборудование, обеспечивающую покупателям оптимальные условия их осмотра и отбора, организацию расчетов за отобранные покупателями товары; оказание покупателям дополнительных торговых услуг и другие подобные им технологические операции.

К вспомогательным торгово-технологическим процессам относятся: приемка товаров от поставщиков, доставка их на места хранения, обеспечение необходимых условий хранения товаров, подготовка товаров к продаже, их транспортирование в торговый зал, организация хранения и сдачи тары.

Структура и последовательность операций торгово-технологических процессов ММ «Леда» представлена на рисунке 7.

Торгово-технологические процессы ММ «Леда» строятся на основе следующих принципов:

· обеспечение комплексного подхода к построению торгово-технологических процессов;

· создание максимальных удобств для покупателей;

· достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

· создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

· обеспечение экономической эффективности работы магазина.

Организация и управление торгово-технологическими процессами в рассматриваемом предприятии - student2.ru

       
  Организация и управление торгово-технологическими процессами в рассматриваемом предприятии - student2.ru
    Организация и управление торгово-технологическими процессами в рассматриваемом предприятии - student2.ru
 

Рисунок 7. Структура и последовательность операций торгово-технологических процессов ММ «Леда»

Структура торгово-технологических процессов, последовательность выполнения различных операций зависит от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа и размера магазина.

По методу продажи ММ «Леда» является магазином самообслуживания, по типу магазина – дискаунтером, постепенно переходящим в формат магазина «у дома», который обычно предлагает более широкий ассортимент товаров и услуг. Что касается цен, сегментирование покупателей происходит по экономическим характеристикам, а именно по доходу. «Леда» является жестким дискаунтером и за счет этого ориентируется на покупателей со средним доходом и ниже среднего.

Помимо продажи продуктов питания, бытовой химии и промтоваров ММ «Леда» предоставляет покупателям несколько дополнительных услуг:

· проявка фотопленки и печать фотографий для покупателей магазина по очень низкой цене;

· наличие автомата, на котором можно пополнить баланс мобильной связи любого оператора Саратова или оплатить услуги Интернета.

В российской торговле в настоящее время происходит постепенное развитие дискаунтеров. Приходит понимание того, что дискаунтер – это не магазин, в котором экономят на оборудовании и качестве обслуживания, а «младший брат супермаркета», в котором экономия средств достигается за счет централизованных закупок товаров и оптимизации маркетинга и мерчендайзинга, то есть в ассортименте представлены только самые прибыльные позиции товаров.

Автоматизированная информационная система – комплекс программно-аппаратных средств, обеспечивающих обработку информации с целью учета и поддержки принятия решений. В состав такой системы входит программное обеспечение, информационное оборудование, сети и коммуникации.

Успешное развитие бизнеса и дальнейшее совершенствование бизнес-процессов компании становится возможным только при наличии совершенной системы автоматизации.

Создание автоматизированной системы управления в сети магазинов «Магнит» было обусловлено необходимостью решения задач централизованных закупок и поставок, а также формирования ассортимента. При создании такой системы управлением компании преследовались следующие цели:

· создание единого информационного пространства для принятия решений в реальном масштабе времени;

· возможность проведения консолидированной закупочной политики в любой момент времени на основе актуальной информации;

· максимальная автоматизация задач пополнения запасов магазина;

· возможность централизованного управления ценообразованием;

· жесткое управление ассортиментом;

· мониторинг функционирования магазина сети на любом рабочем месте;

· максимально возможное сокращение управленческого персонала в каждом магазине сети.

Автоматизированные системы, использующиеся для управления работой сети «Магнит», делятся на 3 основные группы:

1. Комплексная система, создающая удобство обмена данными между частями системы для того, чтобы получить полностью консолидированную финансовую отчетность за период.

2. Торговая система магазина, занимающаяся поддержанием ассортимента, заказами, управлением ценами и другими делами (Back-office).

3. Торговая система центрального офиса (Head office) – представляет собой логистическую систему, которая работает как оптовая и как розничная программы, распределяя товар в собственные магазины и сторонним организациям.

Архитектура информационной системы сети «Магнит» строится на основании следующего подхода:

· центральный офис Саратовского филиала ЗАО «Тандер» работает на собственном информационном сервере;

· склад работает на сервере центрального офиса с обязательным обменом данных с каждым подразделением компании в режиме «онлайн»;

· консолидированные данные поступают на сервер центрального офиса и используются для анализа сотрудниками данного офиса.

Схема взаимодействия торговых систем центрального офиса и каждого магазина сети «Магнит» представлена на рисунке 8.

Организация и управление торгово-технологическими процессами в рассматриваемом предприятии - student2.ru

Рисунок 8. Взаимодействие торговых систем центрального офиса и каждого магазина сети

Отдел информационных технологий Саратовского филиала ЗАО «Тандер» состоит из следующих групп:

· обслуживания сетей и коммуникаций;

· обслуживания информационных сетей;

· обслуживания баз данных;

· разработки и обслуживания программ.

Структура отдела информационных технологий Саратовского филиала ЗАО «Тандер» представлена на рисунке 9.

Организация и управление торгово-технологическими процессами в рассматриваемом предприятии - student2.ru

Рисунок 9. Структура отдела информационных технологий Саратовского филиала ЗАО «Тандер»

Управление всеми объектами ведется менеджерами, которые находятся в центральном офисе Саратовского филиала ЗАО «Тандер». Это обеспечивает их непосредственный личный контакт между собой и руководством и позволяет оперативно принимать как тактические, так и стратегические решения. Менеджер при использующейся централизованной схеме может отвечать за целые объекты сети или за товарные группы в целом по сети. Управление запасами производится централизованно. Это означает, что один менеджер может управлять несколькими объектами, имея оперативный доступ к информации об остатках по всем объектам. Информация о заказах от магазинов стекается в центральный офис, консолидируется, и автоматически формируется заказ поставщику. Отметим, что в условиях консолидации закупочной политики можно иметь значительно более выгодные условия работы с поставщиками. Управление ценообразованием осуществляется из единого центра. Оптимизация маркетинговой стратегии также легко может осуществляться из центра.

Но самое главное преимущество централизованной системы – освобождение персонала магазина от функций управления как таковых. Решение вопросов ценообразования, пополнения запасов, работа с поставщиками, бухгалтерский учет – все происходит централизованно.

Рассматривая подробнее положительный эффект, достигаемый за счет внедрения централизованной системы, можно выделить следующие преимущества этой схемы:

интенсификация всех внутренних логических процессов. Например, длительность цикла «заказ-поставка» от начала формирования заказа в универсаме до поставки товара в магазин из распределительного центра не превышает 12 часов при номенклатуре около 1000 наименований;

1. Упрощение ценообразования. В сети магазинов цена назначается один раз на один товар, причем эту операцию производят в офисе до 18 часов, а на следующее утро в 9 часов ценники уже стоят в магазинах.

2. Полное исключение двойного ввода и двойного контроля информации.

3. Предоставляется исчерпывающая информация о взаимоотношениях с поставщиком: заказах, ценах, возможность возврата товаров независимо от точки поставки в сети универсамов.

4. Достигается экономия высококвалифицированных кадров, занятых в маркетинге, логистике и бухгалтерии, за счет высокой автоматизации основных процессов и разделения персонала на аналитиков и операционистов в соотношении 1:4.

Для всех операций в качестве основной программы используется специальная программа «Тандер-склад».

Наши рекомендации