Правовой статус субъектов внешнеторговых правоотношений.
Традиционно под внешнеторговыми сделками понимаются сделки, содержанием которых являются экспортно-импортные операции по обмену товарами, услугами, продуктами творческой деятельности и т.п., в которых хотя бы одной из сторон является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо.
Безусловно, существенное значение имеет, у кого и при каких условиях есть право на заключение внешнеторговых сделок.
Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Федеральный закон о внешнеторговой деятельности).
Согласно ст. 10 указанного Закона любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом о внешнеторговой деятельности и другими федеральными законами.
Исходя из вышеназванной статьи, можно констатировать, что субъекты внешнеторговых сделок различаются по национальной принадлежности и делятся на российских и иностранных лиц.
Российским лицом в соответствии с пп. 23 ст. 2 Федерального закона о внешнеторговой деятельности является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, являющееся гражданином РФ или имеющее право постоянного проживания в РФ либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ.
К иностранному лицу согласно пп. 11 ст. 2 Федерального закона о внешнеторговой деятельности относится физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами.
При анализе норм Федерального закона о внешнеторговой деятельности возможно сделать вывод, что к определению сторон внешнеторговых сделок не применяется терминология валютного законодательства, в котором предусмотрено деление участников соответствующих правоотношений на резидентов и нерезидентов.
При этом пп. 6 ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле относит к резидентам РФ:
а) физических лиц, являющихся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ;
г) находящихся за пределами территории РФ филиалов, представительств и иных подразделений резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Федеральным законом о валютном регулировании и валютном контроле и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Нерезидентами согласно пп. 7 ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле являются:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пп. 6 ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанные в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;
ж) иные лица, не указанные в Федеральном законе о валютном регулировании и валютном контроле в качестве резидентов.
Безусловно, перечень резидентов и нерезидентов РФ, предусмотренный в Федеральном законе о валютном регулировании и валютном контроле, гораздо шире, чем указанный в Федеральном законе о внешнеторговой деятельности.
В частности, в перечень лиц, являющихся резидентами РФ, включены напрямую в ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, в то время как согласно ст. 2 Федерального закона о внешнеторговой деятельности указанные субъекты правоотношений не относятся к российским лицам, а ст. 11 Федерального закона о внешнеторговой деятельности определяет, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.
Следует отметить, что от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. А от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В настоящее время от имени Российской Федерации в сделках по распоряжению федеральным имуществом выступает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которому переданы правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
Согласно ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.
Однако от государственных органов отличаются созданные государством юридические лица — самостоятельные участники гражданского оборота, к которым можно отнести государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 294 и 295 ГК РФ) и государственные учреждения (ст. 296 — 298 ГК РФ).
Согласно ст. 50 Федерального закона о внешнеторговой деятельности право осуществления внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах предоставлено дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, а также созданным на основании международных договоров Российской Федерации торговым представительствам Российской Федерации, решение об учреждении которых принимается Правительством Российской Федерации.
При совершении внешнеторговых сделок, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, Российская Федерация несет по данным сделкам имущественную ответственность. Вместе с тем ни торговые представительства, ни Российская Федерация в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами, а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства.
Таким образом, Российская Федерация, ее субъекты осуществляют внешнеторговую деятельность через специально создаваемые зачастую в форме унитарного предприятия структуры, которые, в свою очередь, действуют в интересах государства.
Среди субъектов внешнеторговой деятельности не названы также и филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов РФ, как расположенные на территории РФ, так и находящиеся за ее пределами. В качестве участников внешнеторговой деятельности от имени иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся юридическими по законодательству государства их регистрации, могут выступать также и филиалы, представительства, иные подразделения данных организаций, прошедших процедуру аккредитации в установленном законом порядке и в необходимых случаях — вставших на налоговый учет.
Представляется, что невключение указанных субъектов в перечень российских и иностранных лиц, несмотря на их признание в качестве нерезидентов в Федеральном законе о валютном регулировании и валютном контроле, является серьезным упущением в регулировании внешнеторговой деятельности, так как филиалы и представительства не являются по общему правилу юридическими лицами, однако представляют интересы юридического лица вне пределов нахождения последнего, в том числе при осуществлении внешнеторговой деятельности.
В данном случае было бы целесообразно унифицировать нормы действующего законодательства РФ в сфере внешней торговли и валютного регулирования и валютного контроля и сформулировать понятия, используемые в Федеральном законе о внешнеторговой деятельности, исходя из критериев, которым соответствуют резиденты и нерезиденты РФ согласно валютному законодательству. В частности, относительно российских и иностранных лиц могут быть предложены следующие понятия:
— иностранное лицо — физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются резидентами Российской Федерации;
— российское лицо — физическое лицо, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые являются резидентами Российской Федерации;
— участники внешнеторговой деятельности — резиденты и нерезиденты Российской Федерации, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.
Юридические лица
1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1).
4. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации и законом о Центральном банке Российской Федерации.
1. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
2. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.
3. Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
4. Гражданско-правовое положение юридических лиц и порядок их участия в гражданском обороте (статья 2) регулируются настоящим Кодексом. Особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Филиалы и представительства
1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.
Особенности представительства и филиала:
не являются юридическими лицами (не имеют правоспособности), они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений;
руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности;
должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица;
это подразделения (составные части) юридического лица, и в этом смысле они сопоставимы с другими его подразделениями (цехами, бригадами, участками, линиями, производствами и т.п.);
расположены вне места нахождения юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации;
факультативность в том смысле, что юридическое лицо может не иметь представительств (филиалов), а если имеет, может закрыть их, что никак не скажется на самом факте его существования.
Представительства и филиалы может иметь всякое юридическое лицо независимо от его принадлежности к коммерческим или некоммерческим организациям и от формы. Данное право может быть реализовано как в пределах Российской Федерации, так и за ее пределами с соблюдением законодательства соответствующего государства.
Предприниматели.
Предприниматель— лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства. Предприниматель — человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность.
Каждый предприниматель может иметь собственное дело или может помогать создавать предприятия другим предпринимателям и создавать новые торговые рабочие места для работников торговли с целью получения прибыли с торговли, с навара, в зависимости от движения товарооборота. Осуществление незаконной рекламной деятельности через интернет, через третьих лиц, в своих личных целях, не связанной с торговлей, а с целью компрометации, если эта деятельность причиняет вред здоровью, жизни, благосостоянию другому лицу, подлежит уголовному преследованию и наказанию.
Право на предпринимательскую деятельность является одним из основополагающих прав человека и защищено ст. 34 Конституции России. Это конституционное право фактически неотделимо от права свободно распоряжаться своим имуществом и осуществлять экономическую деятельность.
Поэтому предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся предпринимательством эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие товар
Предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом, незарегистрированным в качестве предпринимателя или не имеющим в силу законодательства прав заниматься избранным им видом деятельности, является незаконным предпринимательством и преследуется в уголовном порядке.
Российское дореволюционное торговое законодательство называло предпринимателя купцом. Купцом, с точки зрения торгового права, признавался тот, кто занимался производством торговых сделок в виде промысла от своего имени.
В законодательствах других государств существует понятие коммерсанта. Статус коммерсанта признаётся за лицом, которое осуществляет от своего имени сделки и иные хозяйственные деяния в виде предпринимательства.
В бывшем СССР предприниматели впервые приобрели законное признание после вступления в силу с 19 ноября 1986 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».
Этот Закон допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами, удостоверяющими право граждан заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определённый срок.
Российский Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991 года закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, но не применяя наёмный труд, так и создавая предприятия с привлечением наёмных работников. Такие граждане регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации называет таких граждан индивидуальными предпринимателями.
Социальный предприниматель может создавать и управлять как коммерческими, так и некоммерческими организациями, но их существование обусловлено выполнением определённой социальной миссии. Для проведения требуемых социальных перемен индивиду необходимо обладать инициативностью и волей отстаивать интересы других людей[5].
Личные качества, отличающие социального предпринимателя от обычного предпринимателя:
просоциальность личности — забота о благополучии и правах других людей, стремление принести им ту или иную выгоду,
гражданская мотивированность — готовность оказывать поддержку своей организации, выходя за рамки служебного долга (это качество важно в большей степени для корпоративного социального предпринимательства),
проактивность личности — способность брать инициативу в свои руки для изменения обстоятельств в лучшую сторону.
Требуемые от социального предпринимателя компетенции включают[7]:
трансформационные компетенции — лидерство, тимбилдинг, управление изменениями;
трансакционные компетенции — организация эффективной команды, контроль за работой волонтёров и удержание их,
компетенции социальной работы — самообучение, поиск стейкхолдеров и работа с ними, маркетинг.