Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Классификация субъектов РФ.особенности статуса отдельных видов субъектов рф.

Статус субъектов федеративного государства определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (территориальный или национальный).

Территориальный принцип — субъектами государства являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип — предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.

Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим критериям:

— не обладают суверенитетом;

— не имеют права на отделение или сецессию;

— граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ;

— закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ;

— перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

РФ — федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область = 32 национально-государственных образования; 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения = 57 государственно-территориальных образований) = 89 субъектов РФ.

Виды субъектов РФ:

1. Республики в составе РФ — могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);

2. Края, области, города федерального значения в составе РФ — принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа;

3. Автономные округа и автономная область в составе РФ — по их представлению может быть принят ФЗ об автономной области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» — и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.

47.Принятие и образование в РФ нового субъекта РФ по ФКЗ "О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ": общее и особенное.

Образование в РФ нового субъекта.

Образование в РФ нового субъекта – это процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в соответствии с ФКЗ и не связанная с принятием в РФ данного государства.

Условия образования:

* Образование в составе РФ нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ.

* Образование в составе РФ нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению.

* Изменение наименования субъекта РФ, не влечёт за собой образование в составе РФ нового субъекта.

Стадии процесса образования:

* Инициатива образования нового субъекта принадлежит субъектам РФ

* Направление предложения об образовании в составе РФ нового субъекта Президенту РФ. Предложение должно содержать:

* Предлагаемое наименование.

* Предлагаемые границы и статус нового субъекта.

* Прогноз социально-экономических и иных последствий.

* Сопроводительные материалы.

* Уведомление Президентом РФ СФ, ГД и Правительства РФ о поступившем предложении и проведение с ними консультации

* Назначение, подготовка, проведение референдума.

* Внесение Президентом РФ в ГД проекта ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта.

* Принятие и вступление в силу ФКЗ об образовании в РФ нового субъекта.

* Внесение изменений в ч. 1 ст. 65 К РФ на основании ФКЗ об образовании в РФ нового субъекта.

Например: Пермская обл. + Коми-пермятский округ = Пермский край.

Камчатская обл. + Корякский АО = Камчатский край.

48.Институт автономии: понятие, виды и формы. Национально-культурная автономия в РФ по ФЗ "О национально-культурной автономии"

Понятие и виды автономии.

АВТОНОМИЯ (В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ) – ограниченная самостоятельность части целого в рамках системы целого.

АВТОНОМИЯ (В узком смысле) -ограниченная самостоятельность части территории государства.

Автономия– это режим внутреннего самоуправления территориального образования в рамках единого государства, основанного на Конституции и других ПА.

В зависимости от степени самостоятельности:

1. Государственная (законодательная) – предполагает наличие внешних признаков государства, в том числе: законодательного органа, исполнительного органа, конституции или квазаконституции и т.д.

Конституцией гар-ся сфера компетенции, в рамках кот автономия вправе окончательно решать опред круг вопросов.

Пример: Остров Корсика во Франции, Гренландия и Фарерские острова в Дании, области в Италии и Испании

2. Местная (административная) – внешние признаки гос-ва отсутствуют, в том числе: зак органа, исп органа, конституции.

Автономные права (полномочия по решению вопросов местного значения) устан-ся не конституцией, а обычными законами.

Пример: Префектуры в Японии, Муниципалитеты в Венесуэле.

По национальному признаку:

1. Национально-территориальная автономия (НТА) – осуществление режима автономии в рамках спец создаваемых национально-территориальных образований. Примеры: Автономные районы в Китае, Национальные районы в России.

2. Национально-культурная автономия (НКА) – образование этническими группами, проживающими в инонациональной среде, различных национально-культурных обществах, землячеств, этнокультурных центров с ведением образования на родном языке, стимулированием развития национальной культуры, языка, религии, обычаев, традиций и т.д. В Свердловской области функционируют НКА татар, башкир, грузин, чеченцев, немцев, евреев и др.

.49.Территориальное устройство субъектов РФ: понятие, развитие, принципы. Виды и характеристика административно-территориальных единиц и населенных пунктов по Закону СО "Об административно-территориальном устройстве СО". Порядок решения вопросов территориального устройства по Закону СО "Об административно-территориальном устройстве СО".

Административно-территориальное устройство — это важный институт федеративного устройства, носящий вместе с тем комплексный характер и тесно связанный с системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство - это внутренне согласованное объёдинение административно-территориальных единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры федерального государства и его субъектов. [1]

Административно-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы —территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходимых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения.

Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

- единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;

- тесная связь административно -территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития;

- единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);

- равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);

- единая сеть административно-территориальных единиц в субъектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

- единые принципы, лежащие в основе всего административно -территориального устройства Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Конституции РФ);

- единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;

- автономность одних административно-территориальных образований по отношению к другим.[2]

50.Конституционно-правовой статус столицы РФ по Закону РФ "О статусе столицы РФ". Закрытое административно-территориальное образование: понятие, правовой режим, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в отношении ЗАТО по Закону РФ "О закрытом административно-территориальном образовании".

Закры́тое администрати́вно-территориа́льное образова́ние (ЗАТО) — городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасногофункционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан[1][2].

Особый режим закрытого административно-территориального образования устанавливается в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты сведений, составляющих государственную тайну, пресечения противоправных действий в отношении охраняемых предприятий и объектов, обеспечения безопасных условий для работы и проживания граждан, защиты окружающей среды.

Особый режим закрытого административно-территориального образования включает:

 режим запретной зоны и режим контролируемой зоны — границы запретной и контролируемой зон обозначаются хорошо видимыми знаками, надписями, оборудуются заграждениями и техническими средствами охраны;

 ограничения на въезд и постоянное проживание;

 ограничения на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования;

 ограничения на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом.

Наши рекомендации