Особенности законодательного регулирования купли-продажи в Российской Федерации
В настоящее время на правовое регулирование купли-продажи направлены десятки и сотни разноуровневых нормативных актов (как гражданско-правовых, так и смежных отраслей права, как частного, так и публичного права). Представим их иерархию.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что действующее гражданское законодательство, направленное на регулирование правоотношений купли-продажи, базируется на общепризнанных международных нормах.
В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ[1] и ст.7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Вышесказанное означает, что приоритет над национальным законодательством имеют ратифицированные РФ международные акты. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Среди актов направленных на регулирование купли-продажи можно выделить:
- Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 11 апреля 1980 г.)[2];
- Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628 «Типовой закон об электронной торговле, принятый Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), и Руководство по принятию»[3];
- Правовое руководство ЮНСИТРАЛ «По международным встречным торговым сделкам» (подготовлено на двадцать пятой сессии Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), 4-22 мая 1992 г.)[4];
- Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» Публикация Международной торговой палаты 1990 г. №460[5].
Базисным актом национального законодательства Российской Федерации, посвященным купле-продаже, является Гражданский кодекс РФ (Часть 2, Гл.30).
Параграф 1 гл.30 ГК РФ содержит общие положения о купле-продаже, применимые в случае, если иное не предусмотрено правилами §2-8. Весьма важно учитывать различия в части применения конкретных положений (общих или специальных норм о купле-продаже). Так, например, в параграфе о продаже предприятия по-иному, чем в общих положениях (ст.455 ГК РФ), решен вопрос о его существенных условиях. По-иному, чем в общих положениях (ст.475 ГК РФ), регулируются последствия передачи продавцом покупателю товара ненадлежащего качества в розничной купле-продаже (ст.503 ГК РФ) и поставке (ст.518 ГК РФ) [6].
Наряду с ГК РФ к правоотношениям по купле-продаже применимы многие другие законодательные акты. В частности можно выделить:
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (с изм. и доп. вступ. в силу с 30.12.2001 и с 25.10.2007)[7] – данный законодательный акт регулирует особенности розничной купли-продажи с участием покупателя физического лица;
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изменениями от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г., 9 июня 2003 г.)[8] – отдельные положения данного закона применимы при купле-продаже недвижимого имущества.
Наряду с законодательными актами, к правоотношениям купли-продажи применимы и подзаконные акты (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), а также ведомственные акты.
Среди подзаконных нормативных актов можно выделить:
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 1997 г. №772 «Об утверждении Правил совершения банками сделок купли-продажи мерных слитков драгоценных металлов с физическими лицами»[9];
- Постановление Правительства РФ от 30 июня 1994 г. №756 «Об утверждении Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации» (с изм. и доп. от 1 декабря 1998 г.)[10];
- Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. №959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (с изм. и доп. от 15 апреля, 2 декабря 1994 г., 16 декабря 1995 г.)[11].
В правоприменительной практике все большее значение приобретают материалы судебно-арбитражной практики. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права, как в странах с англосаксонской системой права, тем не менее, обзоры практики используются нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении конкретных дел.
В заключение подчеркнем, что субъекты Российской Федерации не вправе принимать акты, направленные на регулирование правоотношений купли-продажи, т.к. гражданское законодательство отнесено Конституцией РФ (ст.71) к исключительному ведению Российской Федерации, а, следовательно, любые акты принятые субъектом РФ не буду иметь юридической силы и не должны применяться на практике.
После того, как нами были рассмотрены основные особенности законодательного регулирования купли-продажи в РФ, мы считаем необходимым определить место и роль договора купли-продажи в системе гражданско-правовых договоров. Этому посвящен следующий раздел данной работы.