Разница между товарами и услугами
Товар | Услуга |
1. Осязаемый | 1. Не осязаемая |
2. Храним | 2. Не хранима |
3. Возможен разрыв во времени между производством и потреблением; не нужен непосредственный контакт | 3. Процесс производства и потребления совпадают; необходим непосредственный контакт |
4. Количественно измерим и подконтролен при перемещении | 4.При перемещении не подконтрольна; трудноконтролируема, следовательно слабо регулируема |
Услуги подразделяются на:
1.Неторгуемые услуги (производство и потребление возможно только на территории данной страны, напр., уличное освещение, коммунальные платежи).
2. Торгуемые услуги (поставка возможна за границу):транспорт (грузовой, пассажирский); поездки (деловые, личные);связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); строительство; страхование (рисков, личное); финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); компьютерные и информационные услуги; роялти и другие лицензионные платежи; другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); правительственные услуги.
3. Факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства (доходы на инвестиции, зарплата нерезидентов).
4. Нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и другие нефинансовые услуги).
Определяют 112 видов услуг.
Основные формы международной торговли услугами:
-поставка услуг через границу, когда торговля происходит с территории одной страны на территории другой (водный, воздушный транспорт, радиостанции, спутники связи);
- перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование, медицина);
- временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалиф-ные служащие ТНК или лица определенных профессий);
- коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны(банковские, страховые, аудиторские, рекламные услуги).
На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 78% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые приходится около 23% всего мирового экспорта услуг. Все более широкое распространение получают деловые услуги. Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами постепенно увеличивается. Некоторые из них стали крупными экспортерами услуг: Южная Корея — инженерно-консультационных и строительных, Мексика — туристических. Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%, в том числе доля России — 1%. Эти страны располагают значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультационных и строительных услуг.
Тенденции развития:
-снизилась доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле;
- увеличилась доля туризма в экспорте услуг;
- по темпам абсолютного роста и по значимости в общем объеме мирового экспорта услуг основным и динамично развивающимся стал сегмент «особые частные услуги», куда входят финансовые, страховые, аудиторские, консалтинговые и пр.;
- произошло сокращение доли официальных и правительственных услуг.
Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами услуг. Они специализируются на предоставлении деловых услуг, а развивающиеся страны – на предоставлении туристических услуг. Степень монополизации мировой торговли услугами гораздо выше, чем международной торговли товарами.
44Положительные и негативные последствия международной трудовой миграции для стран-реципиентов
Международная миграция раб. силы – это перемещение экономически активного населения из одних гос-в в другие в целях трудоустройства, вызванное причинами экон. и неэкономического хар-ра.
Формы миграции.С точки зрения направления потоков раб. силы:1 эмиграция- выезд из страны населения в целях трудоустройства; 2. иммиграция – въезд в страну экономически активного населения в целях трудоустройства; 3. реэмиграция – возврат ранее выехавшего населения в страну прежнего базирования. С временной точки зрения:1. временная миграция (срочная, может достигать 5,7, 15 лет); 2. безвозвратная миграция. С территориальной точки зрения:1. межконтинентальная; 2. внутриконтинентальная. По степени законности легальная, нелегальнаяПо уровню квалификациивысококвалифицированная, низкоквалифицированная..
Структура миграции: МОТ- Международная организация труда. 1.Официальные мигранты (имеющие законное право на осуществление трудовой деятельности). 2 Нелегальные мигранты. 3 Рабочие-фронтальеры (люди которые ежедневно пересекают границу, чтобы достичь места своей работы).
Причины международной миграции раб. силы. Экон. хар-ра:Различный уровень з/п и качества жизни. Следование за капиталом (за производственным капиталом; это транзитная миграция; создаются филиалы за рубежом, куда едут специалисты). Различия в приоритетности развития отраслей. Наличие органической безработицы (орган-ая безраб-ца характерна для трудоизбыточных регионов, где потенциально отсутствуют вакантные места). Неэкон. хар-ра:Полит. (войны, революции, смена власти). Религиозные (вынужденная или не вынужденная миграция). Причины личного характера. Климатические причины.
Осн. центры миграции м/д раб.силы. 1)США (традиционный центр, но не эффективный; 8-9 млн. мигрантов) Проводится жесткий отбор мигрантов; провод-ся политика на сокращение въезда мигрантов. 2) Зап. Европа (малоперспективен, т.к. миграция идет внутри ЕС). При наличии трудовой визы разрешен въезд членам семей; на въезд низкоквалиф-ной раб.силы введены квоты. 7 млн. мигрантов. 3) Австралия. Въезд не ограничен, если вы осуществляете инвестиции или являетесь представителем редкой профессии. 350 тыс. мигрантов. 4) Ближний Восток. Привлекается раб.сила для работы в нефтедобывающей пром. 4 млн. мигрантов. 5) Азиатско-Тихоокеанский регион. Страны НИС; существует транзитная и нелегальная миграция. Официальная миграция – 3 млн., 87% - транзитная. 6) Латинская Америка (Бразилия, Аргентина, Венесуэла). Привлекается высококвалиф-ная раб.сила; сезонная миграция из близлежащих государств. 3 млн. мигрантов. 7)ЮАР. Сельская, сезонная миграция, 2 млн. человек. Привлечение высококвалиф-ной раб.силы, 500 тыс. человек.
Национальное регулирование миграции.Гос. миграционная политика — это политика гос-ва, направленная на регулирование экспорта/импорта рабочей силы из данной страны или в нее. Она подразделяется на эмиграционную и иммиграционную.
Выделяют 3 направления иммиграционной политики:
I. Политика, базирующаяся на ограничении пребывания иммигрантов в стране, о чем они сразу же предупреждаются. 2.Политика, разрешающая проживание без определенного срока с правом въезда членов семьи. 3. Политика, разрешающая постоянное проживание иммигрантов и предполагающая право на получение гражданства после определенного срока.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании и иммиграции. Смысл его в том, что гос-во не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным.
Ограничительные инструменты иммиграционной политики включают в себя: 1.Качественные требования к профессиональной квалификации иностр. рабочей силы, в частности 2.Введение возрастного ценза для въезжающих. 3 Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов. 4. Ограничения полит. хар-ра. 5.Прямое квотирование импорта рабочей силы (кол-во), 6 Ограничение времени работы в стран. 7 Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции. 8. Система санкций, действующих в отн. незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.
Можно выделить следующие направления эмиграционной политики гос-в: стимулирование трудовой миграции; огр. трудовой миграции; создание условий для реэмиграции; создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты: жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими фин. и юр. гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов; лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отд. категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за гос. счет; проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов. разработка программы рабочих мест для реэмигрантов; выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья; выдача кредитов для открытия собственного бизнеса.
Международное регулирование миграцииведущая роль принадлежит МОТ, имеющей статус специализированного учреждения ООН. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства — от правительства, работодателей и профсоюзов. МОТ осуществляет деятельность по следующим на правлениям: Разработка конвенций и рекомендаций о труде. Оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки. Обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.
Международная организация по миграции (МОМ) разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции.
В функции МОМ входит:- способствовать упорядочению и планированию миграции граждан; - способствовать перемещению квалиф-ой раб.силы и членов их семей; - организовывать перемещение беженцев и др.