Европейский союз: причины создания и этапы интеграции

ЕС: Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Германия, Греция, Финляндия, Франция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Нидерланды, Великобритания.

Современная история образования и развития Европейского Союза (ЕС) начинается с 1951 года, когда был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли 6 стран. Реальный отсчет развития начинается с 1957 года, когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав общества вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы его экономического роста на протяжении последующих 15 лет.

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно разделить на 4 этапа.

Первый этап (кон. 50-х – сер. 70-х годов) этап создания зоны свободной торговли. Конкретными целями создания ЕЭС или, как часто называли его, "Общего рынка" были: постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; ликвидация ограничений для свободного передвижения "людей, капиталов, услуг"; разработка и проведение общей политики в обл. транспорта и с/х; создание валютного союза; унификация налоговой системы;

Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран - членов ЕС.

Второй этап (сер. 70-х – сер. 80-х годов) формирование таможенного союза. Проводиться политика в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. В 70-е и начале 80-х годов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества. В 79 г. начала функционировать европейская валютная система.

Третий этап (II половина 80-х – нач. 90-х годов) – этап создания общего рынка. Принимается ЕЕА (единый европейский акт). Центральное положение ЕЕА создания единого экономического пространства, в котором разные страны - члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. К 92 г. были достигнуты следующие цели: устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле; устранены нац. ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран; введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний; открыты рынки государственных закупок для фирм других стран. В этот же период страны ЕС перешли к приведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте и т.д.

Четвертый этап (сер. 90-х годов – нач. 21 века). Создание экон. союза. На основании Маастрихтского договора 1992 г. Европейское экон. сообщество трансформировалось в ЕС. Запланировано пройти три этапа: валюты всех стран включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения; создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики; взаимная фиксация курсов валют, введение единой валюты и создание Единого европейского ЦБ.

В развитии ЕС были и трудности межстрановые и внутристрановые диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.

Механизм функционирования ЕС основывается на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. Межгосударственные органы:

Совет Министров ЕЭС - законодательный орган (решения по реализации единой политики ЕС), Европейский совет – директивный орган (входят главы государств и правительств стран-участниц), Комиссия европейских сообществ (КЕС) - исполнительный орган (предоставляет проекты законов, осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка и т.д.), Европейский парламент представительный, консультативный орган (взаимодействует с КЕС и Советом министров, утверждает бюджет) Европейский суд – высший судебный орган. Существуют еще и другие властные структуры: Европейский фонд регионального развития (предоставляет финансы, помощь при природных бедствиях); Европейский инвестиционный банк (выравнивает уровни экономического развития стран-участниц); разного рода комитеты и комиссии.

В целом интеграция в рамках ЕС оказывает позитивное влияние на экономику стран-участниц и процессы интернационализации в масштабах всего МХ. Так если в 1958 г. для внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% от общего экспорта стран в него входящих, а импорта-35%, то в 1992 г. достигли соответственно 59% и 62%.

Наши рекомендации