Мировая торговля товарами и услугами
Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами через государственные границы, форму связи между товаропроизводителями разных стран. Она является исторически первой и наиболее развитой формой международных экономических отношений.
На устойчивый рост международной торговли оказал влияние ряд факторов:
· развитие международного разделения труда и интернационализации производств
· научно-техническая революция, способствующая созданию новых отраслей экономики
· активная деятельность ТНК на мировой арене
· либерализация международной торговли посредством мероприятий ВТО, других международных экономических организаций
· развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование зон свободной торговли.
Для современного состояния мировой торговли товарами характерны рост экспортной квоты стран, значительная доля в товарной номенклатуре сложнотехнических товаров, сокращение доли продовольствия, сырья и топлива, быстрое обновление товарной номенклатуры, рост обмена деталями, комплектующими изделиями. Растет мобильность потребителей и производителей, развитие спутниковой связи и видеотехники позволили отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Торговля наукоемкой и высокотехнологичной продукцией осуществляется преимущественно между промышленно развитыми странами. Значительная доля товарных потоков является внутрифирменной торговлей между дочерними компаниями ТНК.
Международная торговля имеет две стороны — импорт и экспорт и характеризуется торговым балансом, торговым оборотом, платежным балансом.
Импорт заключается в приобретении продукции в другой стране. Под экспортом понимают продажу продукции в другие страны.
Структура товарного рынка представлена:
· рынком низко технологичных изделий (текстиль, легкая промышленность, другое)
· рынком средне технологичных изделий (станки, транспортные средства, пластмассы, химическая и деревообрабатывающая промышленность, другое)
· рынком высоко технологичных изделий (электроника, аэрокосмическая, информационная техника, точное приборостроение, изделия фармацевтической промышленности, электрооборудование, другое).
Одной из главных закономерностей общественного развития с середины ХХ века является опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, глобализация хозяйственной деятельности.
Международная торговля услугами имеет свою специфику: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, неоднородность или изменчивость качества, неспособность услуг к хранению, отсутствие посредников. Услуги не подлежат таможенному контролю, могут принимать вещественные формы (компьютерные программы, видеоматериалы), быть капиталоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности. Для разных услуг характерна различная степень вовлечения в международный оборот. Менее пригодны для этого услуги, поступающие преимущественно в личное потребление.
Все многообразие услуг можно сгруппировать в несколько крупных подразделений: услуги транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовой сферы, страхования, операций с недвижимостью. Разделяют также услуги производству и обращению, бытовые услуги, культурно-рекреационные услуги и услуги социального профиля.
Участие страны в мировой торговле услугами определяется ее долей в таковой торговле: .
Показателями развития международной торговли страны услугами являются:
· доля торговли услугами в ВВП
· доля торговли услугами в общем объеме внешней торговли
· доля экспорта услуг в общем объеме экспорта
· внешнеторговая квота услугами
· экспорт услуг на душу населения
· коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами как отношение экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте
.
Специализация стран на определенных услугах зависит от уровня их экономического развития, экономико-географического положения, развития торговли.
Экспорт услуг представлен преимущественно услугами туризма, транспортными услугами, арендой машин и оборудования, информационными услугами, услугами страхования, рекламы, толлинга, другое.
Для регулирования международной торговли страны разрабатывают соответствующую внешнеторговую политику. Защиту внутреннего рынка услуг осуществляют с помощью специфических обязательств:
· определение минимального уровня иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг
· регламентация правил создания и деятельности иностранной компании
· ввод квоты валюты для импорта услуг
· определение предварительных тарифов, налогов, минимальной цены на импортные услуги
· регламентация правил перевода финансовых средств за границу
· ограничение количества иностранных представительств, доли иностранного капитала в отечественных компаниях, численности иностранного персонала
· усложнение правил оформления документов.