Динамика и анализ предоставления тарифных преференций в великолукской таможне
Первоначально хочу остановится на основных показателях внешнеторгового оборота за 1997 год и за 1998 год.
Динамика внешнеторгового оборота 1997-1998 гг.
(млн. дол. США)
1997г. | 1998г. | % | |||
Стоим. | % от общего объема | Стоим. | % от общего объема | 1998г./ 1997г. | |
ЭКСПОРТ всего: | 16,065 | 38% | 15,734 | 50% | 98% |
в т. ч Д/З | 12,902 | 30,41% | 12,220 | 39% | 95% |
в т. ч. СНГ | 3,163 | 7,45% | 3,314 | 10% | 105% |
ИМПОРТ всего: | 26,363 | 62% | 15,975 | 50% | 61% |
в т. ч. Д/З | 20,061 | 47% | 13,517 | 43% | 67% |
в т. ч. СНГ | 6,302 | 15% | 2,458 | 8% | 39% |
ОБЩИЙ ОБЪЕМ: | 42,428 | 100% | 31,709 | 100% | 75% |
в т. ч. Д/З | 32,963 | 78% | 25,737 | 81% | 78% |
в т. ч. СНГ | 9,465 | 22% | 5,772 | 18% | 61% |
Внешнеторговое сальдо | -10,298 | -0,241 |
ДИНАМИКА ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ
Выделим долю товаров ввозимых из наименее развитых и развивающихся стран из общего объема импорта.
1997г. | 1998г. | % | |||
Стоим. | % от общего объема | Стоим. | % от общего объема | 1998г./ 1997г. | |
ИМПОРТ | 26,363 | 62% | 15,975 | 50% | 61% |
ПРЕФЕРЕНЦИЯ | 5,298 | 12% | 0,768 | 2% | 14% |
Год 1998год
Диаграмма №1 Диаграмма №2
В 1996 году в Великолукской таможне не производилось оформление товаров, на которые были предоставлены тарифные преференции. В 1997 году объем товаров ввозимых по тарифным преференциям составил 20% от общего объема импорта. В 1997 году в Великолукской таможне производилось оформление автобусов «Мерседес-Бенц» производство Турция, по которым были предоставлены тарифные преференции. Стоимость данного товара, который относится к продукции автомобилестроения значительно выше, чем продовольственная продукция.
1998 году объем товаров ввозимых по тарифным преференциям составил 5% от общего количества импорта. Товарная структура ввозимого товара однородна, и составляет рис, ввозимый из Вьетнама и Таиланда.
(в стоимостном выражении)
Год
Год
ИМПОРТ ВАЖНЕЙШИХ ТОВАРОВ ПО ЗОНЕ ДЕЙСТВИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНИ ЗА 1998 Г.
Код ТН ВЭД | Наименование товара | Страны СНГ | Страны Прибалтики | Дальнее Зарубежье | Всего | ||||
тыс. тонн | тыс. долл. | тыс. тонн | тыс. долл. | тыс. тонн | тыс. долл. | тыс. тонн | тыс. долл. | ||
Всего: | 26,000 | 4,339 | 2730,744 | 4668,085 | |||||
0201- 0204 | Мясо свежее и мороженое | 0,823 | 1336,6 | 0,36 | 245,605 | 1,183 | 1582,21 | ||
Мясо домашней птицы свежемороженое | 0,81 | 528,440 | 0,805 | 528,440 | |||||
Пшеница | 2,448 | 330,8 | 2,448 | 330,803 | |||||
Рис | 3,47 | 1333,972 | 3,474 | 1333,97 | |||||
Экстракты дубильные и красильные, лаки (тонн) | 53,45 | 212,202 | 53,451 | 212,202 | |||||
Эфирные масла и эссенции, парфюмерные средства (кг) | 22,432 | 22,43 | |||||||
Пластмассы и изделия из них | 20,74 | 160,1 | 26,00 | 4,339 | 285,6 | 334,164 | 312,241 | 398,41 | |
72 (кроме 7201- 7204) | Черные металлы | 0,252 | 69,0 | 0,005 | 5,671 | 0,257 | 74,71 | ||
7303-7306 | Трубы | 0,320 | 136,6 | 0,320 | 136,65 | ||||
Цинк и изделия из него (тонн) | 16,5 | 48,258 | 16,5 | 48,26 | |||||
Автомобили грузовые, шт. | 3,35 | 61,282 | 64,64 |
Если подвести итог проведенному анализу то можно выделить следующие тенденции:
1. По сравнении с 1996 годом объем ввозимых товаров, по которым были предоставлены тарифные преференции ( страны наименее развитые и развивающиеся) значительно возрос.
2. Товарная структура товаров значительно изменилась. Если в 1997 году ввозились пассажирские автобусы, то в 1998 году основу ввозимых товаров по преференциям составили продукты питания в частности –рис.
3. Все вышеперечисленные товары ввозились из развивающихся стран. Ввоз товаров из наименее развитых стран в период с 1996-1998 не производился.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенное дело – это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной.
Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ.
Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта.
Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.
Принятая целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 гг. и на период до 2000 года, разработанная с учетом процесса интеграции нашей страны в мировое хозяйство.
Реализация данной федеральной целевой программы предусматривает осуществление взаимосвязанного комплекса мероприятий, основными составляющими которого в области таможенной политики являются:
-совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования путем повышения эффективности таможенного тарифа и классификации товаров в целях полного взимания причитающихся федеральному бюджету таможенных платежей;
-развитие таможенных методов, содействующих привлечению иностранных инвестиций.
Существующая национальная система преференций (НСП) находится на этапе становления и развития, что естественным образом сопряжено с проблемными вопросами, которые требуют углубленного исследования.
Во-первых необходимо юридически закрепить термин «национальная система преференций» России в основных законодательных актах, таких как Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе». Обобщающее понятие тарифных преференций в таможенном деле можно сформулировать следующем образом – это льготные пошлины, устанавливаемые государством для некоторых товаров из развивающихся стран или стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз. Таким образом, понятие НСП имеет довольно емкое и сложное обозначение. Наиболее важным является выявление основных элементов этой системы. На сегодняшний момент она включает в себя три элемента:
1) перечень наименее развитых стран-пользователей схемой преференций РФ;
2) перечень развивающихся стран-пользователей схемой преференций РФ;
3) список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.
Во-вторых, до сих пор нет современного единого законодательно-правового документа, показывающего, в чем состоит сущность этой системы, ее целей, принципов управления и организации. В перспективе перед Россией стоит вопрос о разработке единой НСП, охватывающей как развивающиеся страны, так и государства СНГ.
В-третьих, отсутствует единая нормативно-методологическая база формирования и управления этой системой. Многие вопросы остаются не разъясненными, например, какие элементы системы НСП пересматриваются каждый год, какие чаще или наоборот ? Какой орган государственной власти или комитет при Правительстве РФ возглавляет политику и практику национальной преференциальной системы РФ ?
В-четвертых. Анализ нынешней ситуации выявляет такой парадокс, когда некоторые из развивающихся стран, такие как Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Чили и другие, которым Россия предоставляет льготы, по удельным показателям далеко опережают ее по основным экономическим показателям. Таким образом, не понятно, по каким критериям, расчетным показателям и по каким процедурам должна периодически пересматриваться НСП России.
В заключение следует отметить, что в настоящее время НСП России является более широким понятием, чем несколько лет назад. Важное значение приобретает проблема определения страны происхождения товара (как базовой задачи НСП России) отражается в существенном недоборе таможенных платежей и тем самым оказывает значительное влияние на доходную часть федерального бюджета. Процесс вхождения России во Всемирную торговую организацию (ВТО) также требует пересмотра НСП в сторону ее унификации и гармонизации с Общей системой преференций и практикой международных торгово-политических отношений. По-видимому, назрела необходимость выделить вопросы НСП, как одну из основных задач работы Комиссии Правительства Российской Федерации по таможенным и тарифным вопросам и по защитным мерам по внешней торговле, утвержденных в апреле 1995 года.
В целом, однако, возможности общей системы преференций с точки зрения ее воздействия на ускорение экономического развития развивающихся стран не следует переоценивать. Даже самые совершенные системы преференций не могут сами по себе радикально содействовать решению основных социально-экономических, торгово-политических проблем.
Новые общие или национальные системы преференций дают существенный эффект только в том случае, если будут проводиться серьезные социально-экономические преобразования в странах развивающегося мира.
Обобщая изложенное, еще раз подчеркнем, что таможенные органы не могут быть изолированы от государственных органов субъектов Российской Федерации в процессе формирования таможенной политики и таможенного законодательства в их практической реализации. И хочется надеяться, что данному вопросу будет уделено больше внимания, как со стороны Правительства Российской Федерации, так и со стороны Государственного Таможенного Комитета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ