Динамика и анализ предоставления тарифных преференций в великолукской таможне

Первоначально хочу остановится на основных показателях внешнеторгового оборота за 1997 год и за 1998 год.

Динамика внешнеторгового оборота 1997-1998 гг.

(млн. дол. США)

  1997г. 1998г. %
Стоим. % от общего объема Стоим. % от общего объема 1998г./ 1997г.
ЭКСПОРТ всего: 16,065 38% 15,734 50% 98%
в т. ч Д/З 12,902 30,41% 12,220 39% 95%
в т. ч. СНГ 3,163 7,45% 3,314 10% 105%
ИМПОРТ всего: 26,363 62% 15,975 50% 61%
в т. ч. Д/З 20,061 47% 13,517 43% 67%
в т. ч. СНГ 6,302 15% 2,458 8% 39%
ОБЩИЙ ОБЪЕМ: 42,428 100% 31,709 100% 75%
в т. ч. Д/З 32,963 78% 25,737 81% 78%
в т. ч. СНГ 9,465 22% 5,772 18% 61%
Внешнеторговое сальдо -10,298 -0,241  

ДИНАМИКА ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

динамика и анализ предоставления тарифных преференций в великолукской таможне - student2.ru

ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Выделим долю товаров ввозимых из наименее развитых и развивающихся стран из общего объема импорта.

  1997г. 1998г. %
Стоим. % от общего объема Стоим. % от общего объема 1998г./ 1997г.
ИМПОРТ 26,363 62% 15,975 50% 61%
ПРЕФЕРЕНЦИЯ 5,298 12% 0,768 2% 14%

Год 1998год

динамика и анализ предоставления тарифных преференций в великолукской таможне - student2.ru динамика и анализ предоставления тарифных преференций в великолукской таможне - student2.ru

Диаграмма №1 Диаграмма №2

В 1996 году в Великолукской таможне не производилось оформление товаров, на которые были предоставлены тарифные преференции. В 1997 году объем товаров ввозимых по тарифным преференциям составил 20% от общего объема импорта. В 1997 году в Великолукской таможне производилось оформление автобусов «Мерседес-Бенц» производство Турция, по которым были предоставлены тарифные преференции. Стоимость данного товара, который относится к продукции автомобилестроения значительно выше, чем продовольственная продукция.

1998 году объем товаров ввозимых по тарифным преференциям составил 5% от общего количества импорта. Товарная структура ввозимого товара однородна, и составляет рис, ввозимый из Вьетнама и Таиланда.

(в стоимостном выражении)

Год

динамика и анализ предоставления тарифных преференций в великолукской таможне - student2.ru

Год

динамика и анализ предоставления тарифных преференций в великолукской таможне - student2.ru

ИМПОРТ ВАЖНЕЙШИХ ТОВАРОВ ПО ЗОНЕ ДЕЙСТВИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНИ ЗА 1998 Г.

Код ТН ВЭД Наименование товара Страны СНГ Страны Прибалтики Дальнее Зарубежье Всего
тыс. тонн тыс. долл. тыс. тонн тыс. долл. тыс. тонн тыс. долл. тыс. тонн тыс. долл.
Всего:   26,000 4,339   2730,744   4668,085
0201- 0204 Мясо свежее и мороженое 0,823 1336,6 0,36 245,605 1,183 1582,21
Мясо домашней птицы свежемороженое 0,81 528,440 0,805 528,440
Пшеница 2,448 330,8 2,448 330,803
Рис 3,47 1333,972 3,474 1333,97
Экстракты дубильные и красильные, лаки (тонн) 53,45 212,202 53,451 212,202
Эфирные масла и эссенции, парфюмерные средства (кг) 22,432 22,43
Пластмассы и изделия из них 20,74 160,1 26,00 4,339 285,6 334,164 312,241 398,41
72 (кроме 7201- 7204) Черные металлы 0,252 69,0 0,005 5,671 0,257 74,71
7303-7306 Трубы 0,320 136,6 0,320 136,65
Цинк и изделия из него (тонн) 16,5 48,258 16,5 48,26
Автомобили грузовые, шт. 3,35 61,282 64,64


Если подвести итог проведенному анализу то можно выделить следующие тенденции:

1. По сравнении с 1996 годом объем ввозимых товаров, по которым были предоставлены тарифные преференции ( страны наименее развитые и развивающиеся) значительно возрос.

2. Товарная структура товаров значительно изменилась. Если в 1997 году ввозились пассажирские автобусы, то в 1998 году основу ввозимых товаров по преференциям составили продукты питания в частности –рис.

3. Все вышеперечисленные товары ввозились из развивающихся стран. Ввоз товаров из наименее развитых стран в период с 1996-1998 не производился.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таможенное дело – это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной.

Это прямо относится к России: при таких масштабных переменах, какие сейчас происходят в нашей стране, необходимо опираться на те инструменты, которые изначально, в силу своей природы, должны быть проводниками рыночных реформ.

Задача таможенной системы состоит в том, чтобы состыковать новую экономическую систему России с системой мирохозяйственных связей и за счет этого дать импульс развитию внешнеэкономических связей. Одним из условий, для выполнения этой задачи является соответствующее постановка таможенного дела. И как следствие развитие правовой базы всего таможенного дела, унификации таможенных процедур на основе передового мирового опыта.

Россия, будучи великой евроазиатской страной, имеет исключительно благоприятные перспективы интеграции в международную таможенную систему.

Принятая целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 гг. и на период до 2000 года, разработанная с учетом процесса интеграции нашей страны в мировое хозяйство.

Реализация данной федеральной целевой программы предусматривает осуществление взаимосвязанного комплекса мероприятий, основными составляющими которого в области таможенной политики являются:

-совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования путем повышения эффективности таможенного тарифа и классификации товаров в целях полного взимания причитающихся федеральному бюджету таможенных платежей;

-развитие таможенных методов, содействующих привлечению иностранных инвестиций.

Существующая национальная система преференций (НСП) находится на этапе становления и развития, что естественным образом сопряжено с проблемными вопросами, которые требуют углубленного исследования.

Во-первых необходимо юридически закрепить термин «национальная система преференций» России в основных законодательных актах, таких как Таможенный кодекс и Закон «О таможенном тарифе». Обобщающее понятие тарифных преференций в таможенном деле можно сформулировать следующем образом – это льготные пошлины, устанавливаемые государством для некоторых товаров из развивающихся стран или стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли или таможенный союз. Таким образом, понятие НСП имеет довольно емкое и сложное обозначение. Наиболее важным является выявление основных элементов этой системы. На сегодняшний момент она включает в себя три элемента:

1) перечень наименее развитых стран-пользователей схемой преференций РФ;

2) перечень развивающихся стран-пользователей схемой преференций РФ;

3) список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется.

Во-вторых, до сих пор нет современного единого законодательно-правового документа, показывающего, в чем состоит сущность этой системы, ее целей, принципов управления и организации. В перспективе перед Россией стоит вопрос о разработке единой НСП, охватывающей как развивающиеся страны, так и государства СНГ.

В-третьих, отсутствует единая нормативно-методологическая база формирования и управления этой системой. Многие вопросы остаются не разъясненными, например, какие элементы системы НСП пересматриваются каждый год, какие чаще или наоборот ? Какой орган государственной власти или комитет при Правительстве РФ возглавляет политику и практику национальной преференциальной системы РФ ?

В-четвертых. Анализ нынешней ситуации выявляет такой парадокс, когда некоторые из развивающихся стран, такие как Гонконг, Республика Корея, Сингапур, Чили и другие, которым Россия предоставляет льготы, по удельным показателям далеко опережают ее по основным экономическим показателям. Таким образом, не понятно, по каким критериям, расчетным показателям и по каким процедурам должна периодически пересматриваться НСП России.

В заключение следует отметить, что в настоящее время НСП России является более широким понятием, чем несколько лет назад. Важное значение приобретает проблема определения страны происхождения товара (как базовой задачи НСП России) отражается в существенном недоборе таможенных платежей и тем самым оказывает значительное влияние на доходную часть федерального бюджета. Процесс вхождения России во Всемирную торговую организацию (ВТО) также требует пересмотра НСП в сторону ее унификации и гармонизации с Общей системой преференций и практикой международных торгово-политических отношений. По-видимому, назрела необходимость выделить вопросы НСП, как одну из основных задач работы Комиссии Правительства Российской Федерации по таможенным и тарифным вопросам и по защитным мерам по внешней торговле, утвержденных в апреле 1995 года.

В целом, однако, возможности общей системы преференций с точки зрения ее воздействия на ускорение экономического развития развивающихся стран не следует переоценивать. Даже самые совершенные системы преференций не могут сами по себе радикально содействовать решению основных социально-экономических, торгово-политических проблем.

Новые общие или национальные системы преференций дают существенный эффект только в том случае, если будут проводиться серьезные социально-экономические преобразования в странах развивающегося мира.

Обобщая изложенное, еще раз подчеркнем, что таможенные органы не могут быть изолированы от государственных органов субъектов Российской Федерации в процессе формирования таможенной политики и таможенного законодательства в их практической реализации. И хочется надеяться, что данному вопросу будет уделено больше внимания, как со стороны Правительства Российской Федерации, так и со стороны Государственного Таможенного Комитета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Наши рекомендации