Анализ практики предоставления тарифных преференций в отделе товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Дагестанской таможни Северо-кавказского таможенного управления ФТС РФ

В 2013 году отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Дагестанской таможни было принято 8 решений о стране происхождения товаров, в 2014 году – 30 решений, в 2015 году – 4 решения, в 2016 году- 24 решений. За первые 3 месяца 2017 году было принято 9 решений о стране происхождения товаров, причем 2 из них были приняты отделом таможенного контроля после выпуска товаров (ОТКВПВТ). (Рис 1)

  Период Количество решений о стране происхождения
Январь
Февраль
Март 6(2-ОТКВПВТ)
Апрель  
Май  
Июнь  
Июль  
Август  
Сентябрь  
Октябрь  
Ноябрь  
Декабрь  
Итого

Рис 1. Количество принятых решений о стране происхождения товаров

При этом доначисление таможенных платежей, связанное с корректировкой страны происхождения товаров, наблюдалось лишь в 2014 году, 2016 и 2017 годах. В 2014 году доначисление таможенных платежей составило 1496,54 тысяч рублей, в 2016 году – 2399,96 тысяч рублей, за первые 3 месяца 2017 года – 1246,7 тысяч рублей. (Рис. 2)

  Период Доначисленно таможенных платежей, тысяч рублей.
Январь 30,2
Февраль
Март 1246,74
Апрель  
Май 18,78  
Июнь 68,69 2368,5  
Июль  
Август 380,96  
Сентябрь  
Октябрь  
Ноябрь 1028,11 1,26  
Декабрь  
Итого 1496,54 2399,96 1246,74

Рис 2. Доначисленно таможенных платежей

Количество решений об отказе в предоставлении тарифных преференций в 2013 году составило 574, в 2014 – 99, в 2015 – 52, в 2016 13-, за первые три месяца 2017 года – 23. Большое количество решений об отказе в предоставлении тарифных преференций в 2013 году обусловлено тем, что в 2012 году ФТС издала приказ, который обязывал участников ВЭД представлять в таможенный орган оригинал сертификата о происхождении товаров. И в силу незнания нового порядка, участники ВЭД не представляли в таможенный орган оригинал сертификат и им было отказано в предоставлении тарифных преференций. (Рис. 3)

  Период Количество решений об отказе в предоставлении тарифных преференций
Январь
Февраль
Март
Апрель  
Май  
Июнь  
Июль  
Август  
Сентябрь  
Октябрь  
Ноябрь  
Декабрь  
Итого

Рис. 3. Количество решений об отказе в предоставлении тарифных преференций

При этом доначисление таможенных платежей, связанное с отказом в предоставлении тарифных преференций, составило в 2013 году – 200854,9 тысяч рублей, в 2014 году -533,7 тысяч рублей, в 2015 году- 1704 тысяч рублей, в 2016 году – 1130,1 тысяч рублей, за первые три месяца 2017 года – 388,61 тысяч рублей. Доначисление таможенных платежей производится в случае, принятия решения об отказе в предоставлении тарифных преференций было после проведения проверки. (Рис. 4)

  Период Доначисленно таможенных платежей, тысяч рублей.
Январь 77,7
Февраль 185,1 365,4 254,05
Март 300,2 1068,2 134,56
Апрель 2,3 97,1  
Май 202,3  
Июнь 744,1  
Июль 100,36  
Август  
Сентябрь 200854,9  
Октябрь 46,1  
Ноябрь  
Декабрь  
Итого 200854,9 533,7 1130,1 388,61

Рис. 4 Доначисленно таможенных платежей (первые полугодия)

В 2013 году отделом товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Дагестанской таможни было принято 12 решений о восстановлении преференциального режима, в 2014 году – 125, в 2015 -1102, в 2016 – 85, за первые три месяца 2017 года – 345. (Рис 5.)

  Период Количество решений о восстановлении преференциального режима
Январь
Февраль
Март
Апрель  
Май  
Июнь  
Июль  
Август  
Сентябрь  
Октябрь  
Ноябрь  
Декабрь  
Итого

Рис 5. Количество решений о восстановлении преференциального режима

При восстановлении преференциального режима, таможенный орган возвращает уплаченные таможенные платежи. В 2013 году было возвращено таможенных платежей на сумму 881,65 тысяч рублей, в 2014 году – 183,08 тысяч рублей, в 2015 году 416,7 тысяч рублей, в 2016 году – 8530, 1 тысяч рублей, за первые два месяца 2017 года – 606,7 тысяч рублей. (Рис. 6)

  Период Возвращено таможенных платежей, тысяч рублей
Январь 965,6 606,7
Февраль 31,19 2074,8
Март  
Апрель 89,95 280,7  
Май 144,57  
Июнь 298,13  
Июль 183,08 3145,8  
Август 317,81  
Сентябрь 101,6  
Октябрь 1686,4  
Ноябрь 556,3  
Декабрь  
Итого 881,65 183,08 416,7 8530,1 606,7

Рис 6. Возвращено таможенных платежей (первые полугодия)

За 2013-2015 гг. не было возбуждено ни одного дела об административном правонарушении при контроле страны происхождения товаров. В 2016 году было возбуждено 25 дел об административном правонарушении, а за первые три месяца 2017 года – 2 дела. Дела об административном правонарушении возбуждаются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ. (Рис. 7.)

  Период Возбуждено дел об административном правонарушении
Январь
Февраль
Март
Апрель  
Май  
Июнь  
Июль  
Август  
Сентябрь  
Октябрь  
Ноябрь  
Декабрь  
Итого

Рис 7. Возбуждено дел об административном правонарушении (первые полугодия)

В 2013 году было направлено на проверку в экспертно-криминалистическую службу 66 преференциальных сертификатов, в 2014 году – 29, в 2015 году – 16, в 2016- 26, за первые три месяца 2017 в целях осуществления дополнительного контроля для проведения технико-криминалистической экспертизы в Экспертно –криминалистическую службу филиала ЦЭКТУ г.Пятигорск направлено 14 «иранских» сертификатов по 10 сертификатам формы «А» заключения эксперта получены с выводами об отсутствии нарушений. (Рис 8.)

По 4 сертификатам «формы А» выданных в Иране, результаты таможенного эксперта по состоянию на 04.04.2017г. не получены.

  Период Количество направленных на проверку в ЭКС преференциальных сертификатов
Январь
Февраль
Март
Апрель  
Май  
Июнь  
Июль  
Август  
Сентябрь  
Октябрь  
Ноябрь  
Декабрь  
Итого

Рис 8. Количество направленных на проверку в ЭКС преференциальных сертификатов.

Основной причиной отказов таможенного органа в предоставлении преференций, является недостаточная правовая культура в сфере таможенного законодательства, в том числе и в части выполнения декларантом условий предоставления преференций, что может быть обусловлено не достаточной опытностью в сфере внешнеэкономической деятельности декларантов и таможенных представителей.

Таким образом, в целях предупреждения нарушений таможенного законодательства, и как в части правильности определения страны происхождения товара и правомерности предоставления тарифных преференций, таможенными органами, как на федеральном, так и на региональном уровнях, систематически проводятся совещания и консультативные советы по вопросам взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Наши рекомендации