Особенности заполнения грузовой таможенной декларации при условии предоставления тарифных преференций

Заполнение сведений в ГТД, связанных с условием непосредственной закупки:

· В графе 11 (торгующая страна) код страны, согласно классификатору стран мира должен совпадать с графой 34 (код страны происхождения).

Заполнение сведений в ГТД, связанных с условием непосредственной отгрузки:

· В графе 15а (код страны отправления) должен совпадать с графой 34 (код страны происхождения);

· Юридический адрес отправителя (графа 2) должен однознач

· но свидетельствовать о принадлежности фирмы к стране происхождения (графа 16).

Заполнение сведений в ГТД, связанных с условием предоставления сертификата происхождения формы «А»:

· Если сертификат происхождения, на момент оформления грузовой таможенной декларации считается признанным, то декларант вносит информацию в графу 44 пункт 7 (дополнительная информация/представляемые документы). Под номером 7В – сокращенное обозначение сертификата происхождения: № сертификата, краткое наименование уполномоченного органа, удостоверившего сертификат.

· Графа 47 (исчисления таможенных пошлин и сборов) заполняется в соответствии с порядком определенным в приказе ГТК № 162 от 25.04.94.

Графа 36 (преференции) является итоговой графой. Сведения в данной графе заполняются в соответствии с классификатором преференций, льгот и иных особенностей уплаты таможенных платежей, согласно приложению 12 к приказу ГТК России от 25.12.96 № 774.

Одновременно необходимо убедиться, что товары, заявленные в ГТД не являются подакцизными, не упомянуты в приложение № 5 к приказу ГТК 258 от 26.04.96.

При распределение компетенции между таможенными органами необходимо руководствоваться приказ ГТК № 484 от 07.08.95 и приказом ГТК № 208 от 14.04.98. Действие вышеназванных приказов направлено на подтверждение страны происхождения на товары, ввозимые из наименее развитых стран, такие как: одежда из натуральной кожи ( из 420310000), страну происхождения подтверждает региональные таможенные управления. Такие товары, как ковры ( из 570500), кофе жаренный (090121000, 090122000), чай ( 090210000, 090230000) оформляются на основание порядка подтверждения таможенными органами (в частности по вышеперечисленным товарам -- таможнями). Технология применения данных приказов: лицо, заинтересованное в подтверждение сертификата происхождения заблаговременно направляет письменный запрос в соответствующий таможенный орган. До момента подтверждения сертификатов происхождения ставки таможенных платежей взимаются по режиму РНБ, если страна происхождения не определена то ставки таможенных платежей увеличиваются вдвое.

ВЫВОД: Понятие национальной системы преференций (НСП) вошло в обиход таможенного дела России сравнительно недавно. Точкой отсчета можно считать момент введения в действия Закона «О таможенной тарифе» ст. 36.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1347 от 22 октября 1997 г. с января 1998 года действует новое положение, предусматривающее пересмотр действующей системы не чаще, чем один раз в год. На сегодняшний момент термин «национальная система преференций» России не имеет до сих пор своего понятийного определения в основных законодательных актах, таких как Таможенный кодекс и Закон « О таможенном тарифе». Поэтому весьма актуальное значение приобретает развитие данных понятий и положений о НСП.

Процесс вхождения России во Всемирную торговую организацию также требует пересмотра НСП в сторону ее унификации и гармонизации с Общей системой преференций и практикой торгово-политических отношений.

ГЛАВА 3 ОПЫТ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ТАМОЖНИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

При рассмотрении условий для предоставления тарифных преференций Великолукская таможня сталкивалась с проблемами, в частности связанных с сертификатами происхождения формы «А».

ПРИМЕР 1

В 1996 годах в Великолукской таможне производилось таможенное оформление товара: полотно трикотажное ворсовое 100% полиамид различных цветов Арт. РЕО 480, А21

Полотно трикотажное ворсовое 100% полиамид белое АРТ. РЕ 048

Застежки-молнии пластмассовые длиной 75 см.

Отправитель: COSMO INTERNANIONAK INS Тайвань, R.O.C. 4FL.No.218 SEC. 2 CHIN.

Согласно правилам “ Соглашения об Унифицированных правилах” тарифные преференции предоставляются при выполнении трех основных условий:

1. Наличие факта непосредственной закупки товара;

2. Наличие факта прямой отгрузки;

3. Наличие сертификата о происхождении товара формы “А”.

Условие непосредственной закупки было выполнено. Существовал прямой контракт между тайваньской фирмой COSMO INTERNATION ISN и российской фирмы АОЗТ « Рамек» .

Условие прямой поставки в Россию минуя их выпуск в свободное обращение было выполнено. По всем сопроводительным документам груз был отправлен из Тайваня и прибыл в Россию, минуя таможенное оформление в других странах.

Сертификаты происхождения формы «А» вызвали сомнения по следующим причинам:

Действительное наличие организации выдавшей сертификат. В ДСП № 07-10/16372 от 17.11.95 г. определен перечень организаций имеющих право выдавать сертификат фирмы «А» для предоставления тарифных преференций, организация «TAIWAN CHAMBER OF COMERCE» в данном документе отсутствует.

Оттиски печати не четкие.

Таможенные преференции по сертификатам формы «А» не были предоставлены. В связи с возникшими сомнениями относительно сертификатов происхождения и на основании Указания ГТК от 07.08.93 г. № 01-13/9023 был направлен запрос Таможенно -Тарифное управление ГТК России.

Великолукская таможня 23.07.96 получила ответ на запрос. В котором сообщалось, что на основании информации полученной от тайваньской стороны ТПП Тайваня не уполномочена выдавать сертификаты происхождения товаров формы «А» для целей тарифных преференций.

В соответствии с изложенным действия нашей таможни в отказе предоставить тарифные преференции на основании предъявленных сертификатов являются обоснованными.

ПРИМЕР 2

В 1997 году производилось таможенное оформление товара:

Автобусы «Мерседес-Бенц » тип 0345G/671 сложный (сочлененный), с рабочем объемом двигателя 9973 куб. см., дизельный и тип 0345(вагонный) с рабочим объемом двигателя 9973 см. куб., дизельный.

Данные автобусы поставляемые по контракту из Турции, где было организована фирма Мерседес - Бенц Тюрк выпускаемая данный товар с непосредственным участием Мирового Банка, который предоставлял кредит для развития турецкой промышленности.

Условия непосредственной закупки было выполнено. Условия прямой поставки в Россию минуя их выпуск в свободное обращение было выполнено. По всем сопроводительным документам груз был отправлен из Турции и прибыл в Россию, минуя таможенное оформление в других странах.

На момент таможенного оформления были представлены сертификаты происхождения формы «А».

В графе 8 данных сертификатов был указан критерий происхождения «Р», что соответствует информации о том, что данный товар полностью произведен в стране экспортера.

В связи с возникшими сомнениями относительно сертификатов происхождения формы «А» и на основании Указания ГТК от 07.08.96 г. № 01-13/9023 данные сертификаты были направлены в Таможенно – тарифное управление ГТК России.

В ответе ГТК содержалась следующая информация. В графе 8 указан индекс критерия происхождения товара («Р» – товар полностью произведенный в стране), не соответствующий сведениям Стамбульской промышленной Палаты, которая на основании результатов экспертизы заявляет, что декларируемый товар был подвергнут достаточной переработки на территории Турецкой Республики. С учетом изложенного, в графе 8 сертификатов должны быть внесены сведения в соответствии с приложениями п. 2 в (Приложение 2 к указанию ГТК России от 17.05.93 № 01-12/532).

Тем не менее, к указанным в сертификатах товарам может быть восстановлен преференциальный режим при условии предоставления таможне ( в течение года с даты таможенного оформления товаров) сертификатов, заполненных в соответствии с предъявленными требованиями. Грузополучатель данных автобусов запросил Турецкую сторону, которая обратилась в Торгово-промышленную палату. Сертификаты происхождения формы «А» были предъявлены в Великолукскую таможню содержащие сведения по графе 8.

Критерий происхождения товара был определен как «Y» – товар включает в себя добавленную стоимость, с указанием адвалорной доли.

ПРИМЕР 3

В 1998 году в Великолукской таможне производилось таможенное оформление товара: тайский белый длинно зернистый рис.

Отправитель: Капитал Райсс КО.. Бангкок 10600 Таиланд.

На момент таможенного оформления был предоставлен сертификат формы «А». В связи с возникшими сомнениями относительно сертификата происхождения и на основании Указания ГТК от 07.08.96 г. № 01-13/9023 данный документ был направлен в ГТК Управление тарифного и нетарифного регулирования.

Причины для проверки:

1. Оттиски печатей не четкие;

2. В предоставленном сертификате в графе 11 не указано наименование ведомства и фамилия должностного лица, выдавшего сертификат, а его подпись ( в качестве дополнительной информации при определении подлинности сертификата) отсутствовала среди приведенных в соответствующем письме ГТК.

Полученный ответ из УТНР подтверждал подлинность данного сертификата. Данные выводы были сделаны на основании заключения Посольства Королевства Таиланд (приложение 1).

ВЫВОД

Пересмотр перечня развивающихся стран, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины, в размере 75% от базовой ставки в плане уменьшения его. На сегодняшний момент экономический уровень развития многих стран выше чем в России или достаточно высок, такие как Китай, Корея, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сингапур, Сирия, Таиланд, Турция, и др. Конечно, это довольно сложный вопрос, требующий экономического анализа, и наверно не только его, при решении также надо учитывать и другие факторы, но исходя из первичного смысла и понятия преференций здесь есть почва для размышления.

Необходимо определить перечень товаров, к которым применяются ввозные таможенные пошлины, в размере 75% от базовой ставки, традиционными товарами, добыча, производство и переработка которых характерна только для этих стран.

Создать таможенные преференции для импорта новейшей техники и современных технологий, в которых нуждается экономика России.

Создание новых специальных экономических зон, зон технико- экономического развития.

Наши рекомендации