Перспективы развития коммерческой деятельности ММ «Леда»

Выступая на рынке, фирма обычно сталкивается с соперничеством других фирм, выпускающих и продающих аналогичные товары. Каждая из них, как правило, стремится занять лидирующее положение, продать как можно больше товаров, захватить максимально возможную долю рынка. Интенсивность конкуренции и формы соперничества зависят от типа рынка, степени его насыщенности, числа и мощности конкурирующих фирм, технологических, финансовых и торгово-организационных возможностей как самой фирмы, так и ее конкурентов.

Методы конкурентной борьбы чрезвычайно разнообразны и редко повторяются, но из множества приемов, используемых в этой борьбе, выделяется 3 главных направления:

· получение и использование исчерпывающей информации о конкуренте;

· маневрирование ценами для получения конкурентного преимущества на важнейшем участке формирования спроса;

· получение конкурентного преимущества за счет лучшего по качеству товара или за счет лучшей организации его продвижения.

Определение собственной конкурентной позиции представляет собой первое исходное действие конкурентного анализа. Выделяют несколько ступеней конкурентной позиции: доминирующая, сильная, благоприятная, надежная, слабая, нежизнеспособная.

Оценивая конкурентную позицию ММ «Леда» и сети «Магнит» в целом, можно отметить, что она является сильной. Конкурентная позиция сети «Магнит» сильна за счет большого количества магазинов в сети, увеличения объема продаж и прибыли, низких цен, постепенного успешного перехода из формата «жесткого дискаунтера» в разряд магазинов «у дома». Конкурентная позиция ММ «Леда» также сильна за счет достаточно низких цен, растущего объема продаж и прибыли, более удачного расположения в своем районе.

На сегодняшний день на рынке Саратова у сети «Магнит» существует 5 основных конкурентов: «В яблочко» (ТД «Лиа-Лев»), «Социализм» (ООО «Русские»), «Гроздь» («Гроздь-Самолет»), «Пятерочка» и «Минима». Рассмотрим подробнее каждого из конкурентов.

«Гроздь» делает ставку на быстрооборачивающиеся товары повседневного спроса с «раскрученными» брендами, небольшое количество товаров с ограниченным сроком хранения и самую популярную бытовую химию.

Сеть «В яблочко» постоянно экспериментирует со своим ассортиментом, насчитывающим 7000 наименований, имеет самый широкий спектр позиций бытовой химии, игрушек, посуды. Ассортиментный перечень постоянно оптимизируется: вводятся новинки и выводятся непопулярные позиции. Предложение в каждом магазине формируется на основе потребительского спроса, сложившегося в каком-либо из районов города.

«Социализм» предлагает 5000 наименований продукции. Ассортиментный перечень магазинов отличается незначительно, так как компания стремится к абсолютной их идентичности.

Сеть «Пятерочка», формируя ассортимент, ориентируется на собственные исследования покупательского спроса, а также представленность товаров на рынках и магазинах города. Основу (80%) составляют продукты питания, остальная часть – сопутствующие товары. В «Пятерочке» любой работник сети, основываясь на общении с покупателями, может внести свое предложение по внедрению нового товара.

Что касается ценовой политики, то «Магнит» уверенно выигрывает у своих конкурентов за счет более низких цен на большинство предлагаемых товаров. Установление таких цен, в свою очередь, возможно из-за большого количества товаров под частной маркой «для магазинов Магнит».

ММ «Леда» расположен в «спальном» районе, тогда как все его конкуренты находятся в небольшом отдалении от домов рядом с рынком «Северный». Такое расположение ММ «Леда» оправдывает статус магазина «у дома». В непосредственной близости конкуренты отсутствуют, поэтому большинство жителей прилегающих домов ходят за покупками именно в этот магазин.

Для того, чтобы постоянно находиться в числе самых конкурентоспособных, фирме необходимо тщательно анализировать рынок товаров, условия, при которых формируется высокий спрос на данные товары, а также должна своевременно стимулировать сбыт.

Изучением рынка товаров в сети «Магнит» занимается отдел продаж. Также в функции этого отдела входит изучение потребительского спроса, введение в ассортиментный перечень новых товаров и выведение из него непопулярных позиций, проведение различных мероприятий по стимулированию сбыта.

К числу методов исследования потребительского спроса можно отнести анкетные опросы покупателей при выходе их из магазинов. Данные опросы проводятся 2 раза в месяц, что позволяет довольно чутко реагировать на запросы потребителей и исправлять некоторые ошибки в работе магазинов. Форма данной анкеты представлена в приложении Б.

Для стимулирования сбыта продукции, а также знакомства покупателей с новыми товарами используются следующие методы:

· проведение различных промо акций с дегустацией продукции (чаще всего применяется для стимулирования спроса на недавно появившуюся на рынке молочную и колбасную продукцию);

· проведение акций по снижению цен на отдельные наименования товаров, продажа каких-либо товаров с подарками (например, при покупке двух рулетов с шоколадной начинкой третий рулет дарится бесплатно);

издание собственных каталогов продукции, выпускаемых 1 раз месяц и распространяемых при обслуживании покупателей на кассах.

С переходом к рынку роль торговли неуклонно возрастает. Она должна способствовать росту производства продукции, более полному удовлетворению потребностей населения, успешному развитию экономических процессов, свойственных рынку. Для выполнения этих задач торговому предприятию необходимо постоянно расширять спектр коммерческих функций и повышать уровень коммерческой работы. Организация и осуществление коммерческой деятельности в торговом предприятии зависят от множества факторов, которые следует рассматривать во взаимодействии и совокупности.

При организации коммерческой работы сети «Магнит» использовалась классическая модель построения этой деятельности, представленная на рисунке 10.

   
  Перспективы развития коммерческой деятельности ММ «Леда» - student2.ru
 
 
Создание банка данных Формирование в рамках принятия коммерческих управленческих решений

Рисунок 10. Модель построения коммерческой деятельности сети «Магнит»

Что касается дальнейшего развития торговой сети «Магнит», у ЗАО «Тандер» есть несколько идей. Во-первых, это дальнейшее расширение сети за счет открытия новых магазинов-дискаунтеров. Во-вторых, в данный момент идет строительство 10 гипермаркетов средней площадью более 11000 квадратных метров в различных городах России – от Москвы до Краснодара. В таких гипермаркетах планируется продавать полный набор товарного ассортимента для все семьи. Во второй половине 2007 года планируется ввести в эксплуатацию 17 гипермаркетов.

Что же касается развития ММ «Леда», то планируется открытие новых отделов, таких как отдел DVD VIDEO дисков, а также отдел гриля и выпечки. Также планируется расширение товарного ассортимента уже существующих групп товаров. Направления совершенствования коммерческой деятельности ММ «Леда» представлены на рисунке 11.

Перспективы развития коммерческой деятельности ММ «Леда» - student2.ru Перспективы развития коммерческой деятельности ММ «Леда» - student2.ru Перспективы развития коммерческой деятельности ММ «Леда» - student2.ru Пути улучшения коммерческой

деятельности ММ «Леда»

Перспективы развития коммерческой деятельности ММ «Леда» - student2.ru

Совершенствование процесса Улучшение организации торгового

Перспективы развития коммерческой деятельности ММ «Леда» - student2.ru Перспективы развития коммерческой деятельности ММ «Леда» - student2.ru Перспективы развития коммерческой деятельности ММ «Леда» - student2.ru управления поставками обслуживания покупателей

 
  Перспективы развития коммерческой деятельности ММ «Леда» - student2.ru

Управление Управление

Перспективы развития коммерческой деятельности ММ «Леда» - student2.ru Перспективы развития коммерческой деятельности ММ «Леда» - student2.ru ассортиментом товарными запасами

Рисунок 11. Направления совершенствования коммерческой деятельности ММ «Леда»

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.

Основными ее задачами являются: изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность; определение ассортиментной политики; формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия; обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.

В качестве объекта исследования была выбрана сеть «Магнит» и один из ее магазинов «Леда». Сеть магазинов «Магнит» в 2006 году увеличила торговые площади на 36% - до 522,9 тыс. м2 против 382,6 тыс. м2 по итогам 2005 года. «Магнит» планирует ежегодно открывать по 200-400 магазинов. Стоимость открытия одного магазина составляет в среднем 145 тыс. долларов, не включая вложения в недвижимость и учитывая 85 тыс. долларов вложений в оборудование. В процессе коммерческой деятельности ММ «Леда» за 2004 – 2006 гг. наблюдается устойчивый рост объемов продаж. Деятельность данного магазина не только высоко прибыльна и рентабельна, но и имеет высокие темпы роста.

Организационная схема товароснабжения ММ «Леда» удовлетворительна. Она хорошо продуманна и рациональна, однако требует совершенствования. Также необходимо отметить достаточную широту и устойчивость ассортимента, представленного в данном магазине.

Эффективность использования товарных ресурсов в ММ «Леда» улучшилась. Однако управление товарными запасами, которое в основном касается управления поставками, требует дальнейшего совершенствования.

Комплекс предоставляемых услуг включает в себя:

· возможность проявки фотопленки и печати фотографий по очень низкой цене;

· наличие автомата, на котором можно пополнить баланс мобильной связи любого оператора Саратова.

Такой комплекс услуг можно признать удовлетворительным, однако эта часть деятельности также требует совершенствования.

В результате проведенного анализа коммерческой деятельности розничной сети «Магнит» можно внести следующие предложения по совершенствованию маркетинговой политики предприятия:

1. Привлечению новых покупателей способствовало бы появление в ассортиментном перечне новых групп товаров, таких как медиапродукция. В основном, это DVD и CD диски. Спрос на данную продукцию растет в геометрической прогрессии, что делает организацию продаж этих товаров весьма привлекательной.

2. Целесообразно было бы установить во всех 55 магазинах сети «Магнит» в Саратове жидкокристаллические мониторы для транслирования рекламы на протяжении всего рабочего дня магазинов. Такой метод рекламы уже применяется в маршрутных автобусах Саратова и является более эффективным чем реклама, размещаемая на радио.

3. Существует еще один возможный вариант введения нового элемента сервиса в сети «Магнит» Саратова – оплата жилищно-коммунальных услуг через специальный терминал приема платежей. Использование данной услуги не принесло бы дохода как такового, однако это способствовало бы привлечению новых покупателей и увеличивало бы частоту посещения магазинов существующими клиентами.

Данные нововведения выделили бы сеть магазинов «Магнит» среди конкурентов, что способствовало бы привлечению новых покупателей.

Список использованной литературы

1. Леви М., Бартон А. Основы розничной торговли. - М.: ПРИОР, 2001. – С. 25-28.

2. Панкратов Ф.Г., Серегин Т.К. Коммерческая деятельность. - М.: Маркетинг, 2001. – С. 135-158.

3. Плиханов Г.В. Торговое дело. – М.:Новый век, 2000. – С. 163-172.

4. Покровский А.И. Экономика торговли. – М.: Финансы и статистика, 1995. – С. 56-67.

5. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. – М.: ИНФРА – М, 2001. – С. 174-183.

6. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – М.:ИНФРА - М, 2000. – С. 265-282.

7. Котлер Филипп. Маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2000. – С. 135-151.

8. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. – М.: ИНФРА - М, 1997. – С. 178-192.

9. Булатов А.С. Экономика. – М.: Новый век, 1999. – С. 174-183.

10. Показатели ассортимента товаров // Маркетинг. – 2000. - №10. – С. 25-28.

11. Федько С.А., Федько В.П. Основы маркетинга. – М.:Финансы и статистика, 2002. – С. 65-78.

12. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. / Под ред. В.В. Басконова. – М.: ИНФРА - М, 1997. – С. 251-258.

13. Экономика торгового предприятия. / Под ред. проф. А.И. Гребнева. – М.: Маркетинг, 1997. – С. 32-41.

14. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. М.: ПРИОР, 2001. – С. 123-134.

15. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: перевод с франц. – СПб: Наука, 1998. – С. 91-103.

16. Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. – М.: Международные отношения, 1998. – С. 213-220.

17. Альбеков А. У., Согомонян С. А. Экономика коммерческо­го предприятия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – С. 371-375.

18. Коммерческая деятельность производственных предпри­ятий (фирм): Учебник / Под ред. О. А. Новикова, В. В. Щербакова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – С. 213-224.

19. Крепкий Л. М. Организация коммерческого успеха. Советы специалиста. - М.: Экономика, 1999. – С. 312-331.

20. Михайлова О. И. Управление коммерческими сделками. – М.: Изд. дом «Дашков и К», 1999. – С. 81.88.

21. Осипова Л. В., Синяева И. М. Основы коммерческой дея­тельности: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997, - С. 451-462.

22. Организация коммерческой деятельности: Справочное по­собие / Под общ. ред. С. Н. Виноградовой. - Минск: Высшая шко­ла, 2000. – С. 124-131.

23. Аванесов Ю.А., Клочко А.Н., Васькин Е.В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для вузов. - М.: ТОО «Люкс-арт»,1999. – С. 43-47.

24. Александров Ю.Л., Трещенко Н.Н. Экономика товарного обращения. – Красноярск: КГУ, 1999. – С. 71-76.

25. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. Л.Л. Ермолович. – Минск: Интерпрессервис, 2001. – С. 54-56.

26. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд., доп. и пераб. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 58-61.

27. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. - Мн.: Высшая школа, 1996. – С. 63-71.

28. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. – М., 1999. – С. 91-94.

29. Дородников В.Н. Управление запасами на предприятии: Учеб. пособие – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. – С. 34-56.

30. Коммерческое дело в России: история, современное состояние, будущее: Тезисы докладов. – М.: МГУК, 1999. С. 21-25.

31. Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. трудов / Под ред. В.П. Попкова. – СПб.: СПбГИЭА, 1999. С. 35-41.

32. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева и др.; Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2000. – С. 71-75.

33. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберка. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 171-182.

34. Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика. – 11-е изд. – СПб.: Виктория плюс, 2002. – С. 45-48.

35. Методические рекомендации по разработке снабженческо-сбытовой политики предприятия // Экономика и жизнь. –1997. -№ 49. – С.14-15.

36. Закон РФ «О защите прав потребителей».

37. Петров П.В., Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: Учеб. для вузов. – М.: ИНФРА – М, 2002. – С. 92-100.

38. Романов А.Н., Лукасевич И.Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 1996. – С. 43-55.

39. Смирницкий Е.К. Экономические показатели бизнеса. – М.: Экзамен, 2002. – С. 68-77.

40. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Брагина Л.А., Данько Т.П. – М.: ИНФРА – М, 1997. – С. 143-162.

41. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля: Настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста. – 2-е изд., доп. – М.: Дело и Сервис, 2000. – С. 89-94.

42. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 57-63.

43. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1999. – С. 112-118.

44. Голиков Е. А. Маркетинг и логистика. – М.: ИД «Дашков и Ко», 2000. – С. 326-334.

45. Гордон М.П., Карнаухов С. Б. Логистика товародвижения. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. – С. 162-174.

46. ГОСТ Р 51303-99 Торговля, термины и определения.

47. ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.

48. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2001. – С. 245-256.

49. Экономика торгового предприятия: Торговое дело / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 214-228.

50. Практикум по коммерческой деятельности: Учебное пособие / Ф.Г. Панкратов и др. – М.: Маркетинг, 2002. – С. 64-72.

Приложение А

Наши рекомендации