Международная торговля:сущность,этапы развития
Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.МТ включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.Традиционно наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. Внешняя торговля – коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей на внешнем рынке товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
МТ достигает значительных масштабов и приобретает характер устойчивых международных товарно-денежных отношений на рубеже XVIII и XIX вв. В XX в. мировая торговля пережила ряд глубоких кризисов. Первый из них был связан с мировой войной 1914-1918 гг. Второй мировой войны (1939-1945), которая также до основания потрясла всю структуру международных экономических отношений. В послевоенный период мировая торговля столкнулась с новыми трудностями, связанными с распадом колониальной системы (конец 40 - начало 60-х гг. XX в.).
Тем не менее, в целом характерной чертой послевоенного периода явилось ускорение темпов развития мировой торговли. Более того, к концу XX века мировая торговля достигла наиболее высокого уровня за всю предыдущую историю человеческого общества. Темпы роста мировой торговли в этот период превысили темпы роста мирового валового внутреннего продукта. Со второй половины XX века, когда международный обмен приобретает «взрывной характер», мировая торговля развивается высокими темпами. . В период с 1970 по 1991 г. физический объем мирового экспорта возрос в 2,5 раза, . По имеющимся прогнозам, высокие темпы мировой торговли сохранятся и в дальнейшем.
Теории междун. Торговли
1.Теория сравнительных преимуществ
теория сравнительных преимуществ основывалась на трудовой теории стоимости, в соответствии с которой товары обмениваются друг на друга пропорционально затратам труда на их производство. Эта теория, однако, может объяснить реальные пропорции обмена товаров лишь при весьма строгих допущениях. Этот недостаток был преодолен после того, как концепция сравнительных преимуществ была сформулирована с использованием понятия альтернативных издержек
Альтернативные издержки – это количество какого-либо другого товара, от которого приходится отказаться при увеличении производства данного товара на единицу.
Страны экспортируют те товары, производство которых в этих странах связано с меньшими альтернативными издержками, чем в других.
В соответствии с принципом сравнительных преимуществ, страны экспортируют те товары, в производстве которых они обладают сравнительным преимуществом, а импортируют товары, по которым у них сравнительные недостатки. , теория сравнительных преимуществ показала, что торговля возможна и взаимовыгодна даже в том случае, если какая-либо из стран имеет более низкую производительность по всем товарам.
2.Теория абсолютного преимущества А.Смита
Суть теории:если какая-либо страна может пр-ть того или иного товара больше и дешевле,чем др.страны,то она обладает абсол.преимуществом. Эти абсол.преимущества могут,с одной стороны,порождаться ест.фак-ми —особ.климат.усл-ми или наличием огром.прир.рес-сов. С другой стороны,преимущества в пр-ве различ.продукции(прежде всего, в отраслях обрабатывающей промыш-ти)зависят от сложив.производст.усл-й:технологии,квалиф-и раб-в,орг-ции пр-ва и т. д. .Вывод: каж.страна д. спец-ся на про-ве того товара,по кот. она обладает исключит.(абсол.)преимуществом.
3. Теория Хекшера-Олина
теорема Хекшера-Олина может быть сформулирована следующим образом: страна имеет сравнительное преимущество по тем товарам, в производстве которых интенсивно используется относительно избыточный в данной стране фактор производства.
4.Теория Парадокс Леонтьева
Парадокс Леонтьева гласит, что теория соотношения факторов производства Хекшера- Олина не подтверждается на практике: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные- трудоемкую.
Новые теории торговли:
А) Экономия на масштабе-) понимается сокращение средних издержек по мере расширения масштаба производства: если пропорциональное увеличение всех применяемых факторов приводит к увеличению объема выпуска в большей степени, чем увеличилось количество применяемых факторов.
Б)Торговля, основанная на дифференциации продукта- характерен выпуск не однородной, а дифференцированной продукции. Дифференциация продукции отражает многообразие вкусов потребителей.
В) Технологический разрыв и модель жизненного цикла продукта-., предполагает, что существенная часть торговли между развитыми странами основывается на внедрении новых продуктов и технологических процессов.